Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Карповой О.Н, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1538/2021 по иску Ширинкиной Елены Васильевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю о признании незаконным решения пенсионного органа, о включении в специальный стаж периода работы, досрочном назначении пенсии, по кассационной жалобе Ширинкиной Елены Васильевны на решение Чусовского городского суда Пермского края от 17 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 9 февраля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, Ширинкину Е.В, ее представителя Миронову Е.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ширинкина Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чусовом Пермского края (межрайонное) (далее - УПФР), в котором, уточнив заявленные требования, просила признать незаконным решение ответчика от 20 августа 2021 г. в части не включения в специальный стаж периода работы с 1 августа 2001 г. по 5 июня 2005 г. медицинской сестрой здравпункта для обслуживания сотрудников колонии, периодов прохождения курсов повышения квалификации с 10 февраля 2003 г. по 4 апреля 2003 г, с 18 ноября 2008 г. по 24 декабря 2008 г, с 27 ноября 2013 г. по 24 декабря 2013 г, периода учебы с 21 мая 2008 г. по 9 июля 2008 г, включить указанные периоды в специальный стаж по подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", назначить страховую пенсию по старости с 9 августа 2021 г.
В обоснование заявленных требований Ширинкина Е.В. ссылалась на несогласие с решением пенсионного органа об отказе в досрочном назначении пенсии, полагая, что имеет достаточный специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". По мнению истца, специальный стаж необходимо включить периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в учебном отпуске, поскольку обучение проходило с сохранением заработной платы, на курсы направлялась по заданию работодателя. Должность медицинской сестры здравпункта и медицинской сестры медицинской части входит в перечень профессий, имеющих право на досрочную пенсию, независимо от того, что сам здравпункт и медицинская часть находились при УТ 389/10 и не являлись самостоятельными юридическими лицами. Лицам, осуществляющим лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения в сельской местности, стаж засчитывается в льготном исчислении.
Определением суда от 13 октября 2021 г. произведена замена ответчика УПФР на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (далее - ОПФР).
Решением Чусовского городского суда Пермского края от 17 ноября 2021 г, с учетом определения суда от 21 декабря 2021 г. об исправлении описок, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 9 февраля 2022 г, исковые требования Ширинкиной Е.В. удовлетворены частично. Признано незаконным решение УПФР от 20 августа 2021 г. в части невключения в специальный стаж по подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 18 ноября 2008 г. по 28 ноября 2008 г, с 15 декабря 2008 г. по 24 декабря 2008 г, с 27 ноября 2013 г. по 24 декабря 2013 г, на ОПФР возложена обязанность включить в специальный стаж Ширинкиной Е.В. по подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 18 ноября 2008 г. по 28 ноября 2008 г, с 15 декабря 2008 г. по 24 декабря 2008 г, с 27 ноября 2013 г. по 24 декабря 2013 г, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе истец Ширинкина Е.В. просит отменить судебные постановления в части, ссылаясь на их необоснованность и незаконность, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, периода работы с 1 августа 2001 г. по 5 июня 2005 г.
От ОПФР поступили возражения на кассационную жалобу, в которых ответчик просит жалобу оставить без удовлетворения как необоснованную.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как разъяснено в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" суд кассационной инстанции проверяет законность только тех судебных постановлений, которые обжалуются, и только в той части, в которой они обжалуются (часть 2 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Однако если обжалуемая часть решения обусловлена другой его частью, которая не обжалуется заявителем, то эта часть решения также подлежит проверке кассационным судом общей юрисдикции.
Ширинкиной Е.В. не обжалуются судебные акты в части отказа в удовлетворении требования о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Учитывая, что обжалуемая часть решения связана с необжалуемой частью о назначении пенсии судебная коллегия полагает необходимым проверить решение и в части разрешения требования о назначении пенсии.
Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, изучив материалы дела, выслушав объяснения относительно кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением УПФР от 20 августа 2021 г. Ширинкиной Е.В. отказано в досрочном назначении пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия требуемого специального стажа.
С учетом перерасчета стажа пенсионным органом специальный стаж определен продолжительностью 26 лет 10 месяцев 7 дней (исчислен при смешанном стаже: город и село).
Согласно записей в трудовой книжке Ширинкина Е.В. 2 декабря 1996 г. принята в Учреждение УТ-389/10 медсестрой здравпункта для сотрудников переводом из Скальнинской участковой больницы, 4 августа 2000 г. переведена медицинской сестрой процедурного кабинета медицинской части, с 1 августа 2001 г. переведена медсестрой по 7 разряду здравпункта для обслуживания сотрудников колонии, 24 июня 2003 г. в трудовую книжку внесена запись о переименовании должности - медицинская сестра здравпункта (для медицинского обслуживания персонала УИС, пенсионеров, членов их семей ИК N 10, 35, 37). До 31 декабря 2006 г. работала в указанной должности.
Из архивной справки от 11 февраля 2021 г. N 60-59/11 следует, что с 1 августа 2001 г. Ширинкина (ранее Мигачева) Е.В. работала медицинской сестрой здравпункта для обслуживания сотрудников учреждения, освобождена от должности медицинской сестры медицинской части, с 24 марта 2003 г. медицинской сестрой здравпункта для медицинского обслуживания персонала УИС, пенсионеров, членов их семей ИК - 10, 35, 37, с 31 декабря 2006 г. уволена в связи с переводом на работу в фельдшерский здравпункт N 2 (пос. Всесвятский Чусовского района) ФГУ "Больница" города Соликамска ГУФСИН.
Согласно приказу от 23 июня 2003 г. N 90 л/с начальника УТ-389/10 Мигачева Е.В. с 24 июня 2003 г. принята на должность медицинской сестры здравпункта для медицинского обслуживания персонала УИС, пенсионеров, членом их семей ИК - 10, 35, 37, приказом от 16 июля 2001 г. N 40 л/с начальника УТ-389/10 Мигачева Е.В. медицинская сестра медицинской части (по вольному найму) переведена на должность медицинской сестры здравпункта для обслуживания сотрудников колонии, аналогичные сведения об истце, как о медицинской сестре здравпункта для обслуживания сотрудников колонии, указаны в приказе от 3 февраля 2003 г. N 11 л/с. В представленных в материалы дела лицевых счетах, Ширинкина Е.В. значится медицинской сестрой здравпункта.
Согласно штатных расписаний УТ-389/10, утвержденных приказами ГУИН по Пермской области от 26 мая 2000 г. N 240, от 30 мая 2003 г. N 196, от 26 сентября 2006 г. N 339 в штате учреждения в составе подразделения при колонии значился здравпункт для медицинского обслуживания персонала УИС, пенсионеров, членов их семей ИК 10, 35, 37. При этом в штате учреждения также функционировала медицинская часть самостоятельным подразделением отдельным от здравпункта.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования о признании незаконным решения ответчика от 20 августа 2021 г. в части не включения периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 18 ноября 2008 г. по 24 декабря 2008 г, с 27 ноября 2013 г. по 24 декабря 2013 г. в специальный стаж по подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и возложении обязанности включить данные периоды в специальный стаж, суд первой инстанции исходил из того, что прохождение повышения квалификации являлось для истца обязательным, спорные периоды приходятся на работу истца в должностях, работа в которых также включена в специальный стаж медицинской деятельности в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации".
Установив из представленных в материалы дела документов, что на курсах повышения квалификации истец находилась с 18 ноября 2008 г. по 28 ноября 2008 г, с 15 декабря 2008 г. по 24 декабря 2008 г, с 27 ноября 2013 г. по 24 декабря 2013 г, суд обязал пенсионный орган включить данные периоды в специальный стаж истца.
Отказывая во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периода работы с 1 августа 2001 г. по 5 июня 2005 г. в должности медицинской сестры здравпункта, а также периода прохождения курсов повышения квалификации с 10 февраля 2003 г. по 4 апреля 2003 г, суд первой инстанции исходил из того, что в перечне наименований учреждений здравоохранения здравпункты исправительных учреждений не поименованы.
Отказывая во включении в специальный стаж периода учебного отпуска с 21 мая 2008 г. по 9 июля 2008 г, суд первой инстанции указал, что в спорный период предоставлялся дополнительный учебный отпуск с сохранением средней заработной платы для сессии за 5 курс во Владимирском аграрном колледже, согласно диплома ФГОУСПО "Владимирский аграрный колледж" Ширинкиной Е.В. присвоена квалификация "коммерсант" по специальности "коммерция", материалами дела не подтверждается занятость истца в период обучения в колледже на работах с особыми условиями труда в течение полного рабочего дня, специальность "коммерция" не относится к медицинской специальности.
Установив, что на момент обращения истца за пенсией специального стажа недостаточно для досрочного назначения пенсии, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для назначения Ширинкиной Е.В. досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации".
Проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части (в части отказа в удовлетворении исковых требований), суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и их правовым обоснованием.
Судебные акты в части удовлетворения исковых требований Ширинкиной Е.В, отказа во включении периода учебного отпуска с 21 мая 2008 г. по 9 июля 2008 г. в специальный стаж сторонами не обжалуются, в связи с чем не являются предметом проверки в порядке кассационного судопроизводства.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судебных инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований Ширинкиной Е.В. о включении в её стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периода с 1 января 2002 г. по 5 июня 2005 г. является правильным.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г. (нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ далее приведены в редакции, действовавшей на момент обращения Ширинкиной Е.В. в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с 1 января 2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.
С учетом переходных положений, предусмотренных приложением 3 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, в 2021 г. продолжительность необходимого страхового стажа составляет 12 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ указано, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список, Правила 2002 г.);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список, Правила 1999 г.).
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Исходя из положений подпункта 10.2 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Ширинкина И.В. зарегистрирована в системе индивидуального (персонифицированного) учета 17 марта 1999 г.
В спорный период работы истца с 1 августа 2001 г. по 5 июня 2005 г. в Учреждении УТ-389/10 медицинской сестрой здравпункта для обслуживания сотрудников колонии, медицинской сестрой здравпункта (для медицинского обслуживания персонала УИС, пенсионеров, членов их семей ИК N 10, 35, 37) действовали Списки и Правила 1999 г. и 2002 г.
Как правильно указали суды, Списком 2002 г. не предусмотрено такое наименование учреждения (подразделения) как здравпункт исправительного учреждения, в выписке из индивидуального лицевого счета данный период указан без кодов досрочного пенсионного обеспечения, в связи с чем вывод судебных инстанций об отказе во включении в специальный стаж истца периода работы с 1 января 2002 г. по 5 июня 2005 г. является обоснованным.
Доводы кассационной жалобы Ширинкиной Е.В. об обратном выводы обжалуемых судебных постановлений не опровергают, основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Вместе с тем, судебная коллегия считает, что выводы судебных инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований Ширинкиной Е.В. о включении в её стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периода работы с 1 августа 2001 г. по 31 декабря 2001 г, об отказе в назначении пенсии основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, сделаны при неполно выясненных обстоятельствах дела, имеющих значение для правильного разрешения спора.
В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно пунктами 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционном определении должны быть указаны мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался.
Согласно части 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
В соответствии с частью 2 статьи 56, частью 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в ходе рассмотрения дела суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
С учетом изложенного, выявление и собирание доказательств по делу является деятельностью не только лиц, участвующих в деле, но и суда, в обязанность которого входит установление того, какие доказательства могут подтвердить или опровергнуть факты, входящие в предмет доказывания.
При принятии решения суд определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (статья 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Приведенные требования закона судами при рассмотрении настоящего гражданского дела не соблюдены.
Отказывая в удовлетворении требований в части периода работы периода работы с 1 августа 2001 г. по 31 декабря 2001 г, суд первой инстанции исходил из того, что в Списке 1999 г. поименованы медицинские сестры, а такое медицинское учреждение как исправительное учреждение - не предусмотрено. Здравпункт, в котором осуществляла свою деятельность истец, не входил в структуру медицинской части учреждения, являвшейся отдельным структурным подразделением. В выписке из индивидуального лицевого счета данный период указан без кодов досрочного пенсионного обеспечения.
При этом суд не применил положения Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066.
Согласно пункту 1 данных Правил в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, а также, в частности, во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско - акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно - учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности.
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 ноября 1999 г. N 395 утверждена номенклатура учреждений здравоохранения.
В пункте 15 данной номенклатуры указаны здравпункты (врачебные, фельдшерские), являющиеся структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
Из приведенных нормативных положений следует, что в специальный стаж медицинской деятельности в период действия Списка и Правил 1999 г. возможно включение периода работы медицинской сестрой в здравпункте, являющимся структурным подразделением государственного учреждения (организации) при условии подтверждения выполнения работы в течение полного рабочего дня за весь период указанной работы.
С учетом заявленных Ширинкиной Е.В. требований и приведенных выше норм права юридически значимыми обстоятельствами для правильного разрешения спора являются: правильно ли исчислен пенсионным органом специальный стаж истца; какова продолжительность страхового стажа Ширинкиной Е.В. на день обращения с заявлением о назначении пенсии и на дату рассмотрения искового заявления Ширинкиной Е.В.; какова продолжительность стажа истца, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии, на дату его обращения в пенсионный орган и на дату рассмотрения искового заявления Ширинкиной Е.В.; какова величина индивидуального пенсионного коэффициента истца; обоснованность невключения в стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии как спорного периода работы, так и иных периодов; имеется ли у истца вся совокупность условий для назначения пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ на дату подачи заявления о назначения пенсии.
Данные обстоятельства судом в полном объеме не были определены в качестве юридически значимых и не установлены.
Как следует из материалов дела, в период с 1 августа 2001 г. по 31 декабря 2001 г. истец работала в Учреждении УТ-389/10 медицинской сестрой здравпункта для обслуживания сотрудников колонии.
Учреждение УТ-389/10 дислоцировалось на ст. Всесвятская, относящейся к поселку сельского типа. В указанный период учреждение входило в структуру Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю, являлось государственным учреждением, по штатному расписанию имело обособленное структурное подразделение здравпункт для обслуживания сотрудников колонии со штатными единицами заведующего здравпунктом - врача фельдшера, медицинской сестры, санитарки (справки л.д. 14, 15, архивная справка л.д. 140 об.-141, штатное расписание л.д. 121).
Объем отработанного Ширинкиной Е.В. рабочего времени за 2001 г. отражен в архивной копии лицевого счета (л.д. 58-59).
Из оспариваемого решения пенсионного органа следует, что при оценке пенсионных прав применительно к периоду работы с 1 августа 2001 г. по 31 декабря 2001 г. истца в нарушение положений постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665, Список и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, не применялись (л.д. 8 об.).
Имеющимся в материалах дела доказательствам судом первой инстанции в нарушение статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка не дана; не установлено, в связи с чем работодателем истца предоставлены сведения в пенсионный орган о спорном периоде работы с 1 августа 2001 г. по 31 декабря 2001 г. без указания кода досрочного пенсионного обеспечения; судом для решения вопроса о возникновении у истца права на досрочную пенсию не определена общая продолжительность отработанного Ширинкиной Е.В. страхового и специального стажа, в том числе с применением льготного порядка исчисления, размер индивидуального коэффициента пенсионера.
Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения не устранил, оставив без внимания доводы апелляционной жалобы истца.
При указанных обстоятельствах решение и апелляционное определение об отказе Ширинкиной Е.В. в удовлетворении исковых требований об оспаривании решения УПФР от 20 августа 2021 г. в части не включения в специальный стаж периода работы с 1 августа 2001 г. по 31 декабря 2001 г, возложении обязанности включить указанный период в специальный стаж, назначить досрочную пенсию по старости, нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене в указанной части с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, применить к спорным отношениям нормы права, их регулирующие, и разрешить спор в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чусовского городского суда Пермского края от 17 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 9 февраля 2022 г. об отказе Ширинкиной Елене Васильевне в удовлетворении исковых требований об оспаривании решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чусовом Пермского края (межрайонное) от 20 августа 2021 г. в части не включения в специальный стаж периода работы с 1 августа 2001 г. по 31 декабря 2001 г, возложении обязанности включить указанный период в специальный стаж, назначить досрочную пенсию по старости, отменить.
Направить дело в отмененной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.