Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Руновой Т.Д, Шушкевич О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5937/2021 по иску Яланского Владимира Геннадьевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о возложении обязанности включить в стаж периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Яланского Владимира Геннадьевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Яланский В.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - УПФР в г. Сургуте) о признании незаконным решения в части невключения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов: прохождения военной службы с 25 октября 1983 года по 16 декабря 1986 года по основной гражданской специальности - механизатор, работы с 26 июня 1987 года по 13 февраля 1991 года электрослесарем, матросом-обработчиком, матросом-ловцом, с 14 февраля 1991 года по 19 июня 1995 года матросом-обработчиком, матросом мотобота, с 19 июня 1995 года по 03 августа 1998 года матросом-обработчиком в акционерном обществе холдинговая компания "Дальморепродукт"; возложении обязанности включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", указанных периодов; назначении пенсии и ее перерасчете с учетом включения вышеуказанных периодов с момента обращения, с 05 августа 2020 года.
Требования мотивированы тем, что он обратился в УПФР в г. Сургуте с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии. Решением УПФР в г. Сургуте от 10 августа 2020 года N 4222 в назначении пенсии отказано в связи с недостижением требуемого возраста. При вынесении решения УПФР в г. Сургуте не включило в стаж вышеуказанные периоды работы. С отказом в назначении пенсии не согласен, так как считает, что с учетом не включенных периодов работы, к моменту обращения к ответчику с заявлением, право на назначение досрочной страховой пенсии по старости у него возникло. Его требование о назначении пенсии подлежит удовлетворению.
Определением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 июня 2021 года ответчик УПФР в г. Сургуте был заменен правопреемником Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре).
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 августа 2021 года в удовлетворении исковых требований Яланского В.Г. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 января 2022 года округа - Югры решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 августа 2021 года в части отказа в признании незаконным решения о невключении периодов работы, возложении обязанности по включению в специальный стаж периодов работы с 26 июня 1987 года по 23 ноября 1990 года, с 14 февраля 1991 года по 31 декабря 1991 года отменено.
Принято в указанной части новое решение, которым признано незаконным решение УПФР в г. Сургуте об отказе во включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости Яланского В.Г, периодов с 26 июня 1987 года по 23 ноября 1990 года, с 14 февраля 1991 года по 31 декабря 1991 года.
На ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре возложена обязанность по включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов работы Яланского В.Г. в акционерном обществе холдинговая компания "Дальморепродукт" с 26 июня 1987 года по 23 ноября 1990 года матросом-обработчиком, матросом-ловцом; с 14 февраля 1991 года по 31 декабря 1991 года матросом-обработчиком.
В остальной части решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 августа 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Яланский В.Г. ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного.
На кассационную жалобу поступили возражения ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 05 августа 2020 года Яланский В.Г, "данные изъяты", обратился в УПФР в г. Сургуте с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением УПФР в г. Сургуте от 10 августа 2020 года N 4222 Яланскому В.Г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ввиду отсутствия требуемого возраста, поскольку с учетом повышения пенсионного возраста, право на назначение пенсии у истца наступит в возрасте 56 лет 06 месяцев.
Согласно уточняющей справке от 15 августа 2019 года N 905 ОК, выданной акционерным обществом холдинговая компания "Дальморепродукт", истец с 26 июня 1987 года по 13 февраля 1991 года работал в качестве электрослесаря, матроса-обработчика, матроса-ловца, с 14 февраля 1991 года по 19 июня 1995 года в качестве матроса-обработчика, матроса мотобота, матроса, с 19 июня 1995 года по 03 августа 1998 года в качестве матроса-обработчика. Работа осуществлялась полный рабочий день, относится к плавсоставу флота на судах неограниченного района плавания, суда не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
Работодатель квалифицирует указанную работу в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", за исключением периодов отпуска без сохранения заработной платы с 24 ноября 1990 года по 13 февраля 1991 года, с 06 ноября 1996 года по 20 ноября 1996 года, с 03 апреля 1998 года по 03 августа 1998 года, иных периодов с 01 февраля 1993 года по 28 февраля 1993 года, с 21 ноября 1996 года по 21 декабря 1996 года, с 22 декабря 1996 года по 16 января 1997 года, с 17 января 1997 года по 20 января 1997 года.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суд первой инстанции исходил из того, что согласно уточняющей справке, выполняемая истцом работа не соответствует требованиям Списка N 2, утвержденным постановлением Совмина СССР от 22 августа 1956 года N 1173, применяемого для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года, а также Списка N 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, применяемого для учета периодов до и после 01 января 1992 года.
Отказывая в удовлетворении требования о включении в специальный стаж периода действительной военной службы с 25 октября 1983 года по 16 декабря 1986 года, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, исходил из того, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды службы в составе вооруженных сил СССР приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Поскольку льготный стаж по Списку N 2 за периоды до 01 января 1992 года отсутствует, суд нашел не подлежащим удовлетворению требование истца о включении периода прохождения действительной военной службы с 25 октября 1983 года по 16 декабря 1986 года в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Поскольку пенсия истцу не назначена с 05 августа 2020 года, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом вышеуказанных периодов с момента обращения, с 05 августа 2020 года.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости Яланского В.Г, периодов с 26 июня 1987 года по 23 ноября 1990 года, с 14 февраля 1991 года по 31 декабря 1991 года, не согласился.
Отменяя решение суда первой инстанции в указанной части, суд апелляционной инстанции исходил из того, что характер и условия труда Яланского В.Г. в период с 26 июня 1987 года по 23 ноября 1990 года, с 14 февраля 1991 года по 31 декабря 1991 года матросом соответствуют требованиям подраздела "Плавсостав" подпункта 17 "Добыча и обработка рыбы" раздела XXIV "Пищевая промышленность" Списка N 2 1956 года - работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения), в связи с чем пришел к выводу о включении указанных периодов в стаж работы истца по Списку N 2 1956 года.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о наличии правовых оснований для включения в льготный стаж периодов после 01 января 1992 года, указал, что они являются не состоятельными, не подлежащими удовлетворению, поскольку Списком N 2 1991 года не предусмотрено включение в специальный стаж для назначения досрочной пенсии работы матросом.
Отказывая во включении периода прохождения военной службы с 25 октября 1983 года по 16 декабря 1986 года, суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совмина СССР от 03 августа 1972 года N 590, исходил из того, что ни до службы в армии по призыву, ни после нее у истца отсутствовал специальный стаж по Списку N 2, включение периодов военной службы по призыву в специальный стаж по Списку N 2 в льготном исчислении законодательством, регулирующим пенсионное обеспечение, не предусмотрено.
Проверяя право на назначение пенсии по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд апелляционной инстанции указал, что Яланский В.Г. не достиг возраста, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:
мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам (пункт 2);
мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет (пункт 9).
Аналогичные пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" положения содержались в подпункте 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и в ранее действовавшем пенсионном законодательстве - подпункте "и" пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с частями 2-3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы, имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (специальный стаж), при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Согласно подпункту "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
- Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее по тексту Список N 2 1991 года);
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года (далее по тексту Список N 2 1956 года).
Согласно Списку N 2 1956 года, раздел XXIV "Пищевая промышленность", пункт 17 "Добыча и обработка рыбы. Плавсостав", право на досрочное пенсионное обеспечение имеет плавсостав рыболовных, краболовных, китобойных, зверобойных, поисковых судов и флотилий, рефрижераторов - производственных, плавающих в океанах и морях, в том числе матросы, занятые ловом и обработкой рыбы, морзверя, крабов и морепродуктов.
В Список N 2 1991 года работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) не включена.
Таким образом, оценка пенсионных прав в связи с работой в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) до 01 января 1992 года может быть произведена по Списку N 2 1956 года, с 01 января 1992 года - в соответствии с условиями, предусмотренными положениями подпункта "и" пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", подпункта 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пункта 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". При этом весь период данной работы, как до 01 января 1992 года, так и после указанной даты, может быть включен в стаж для досрочного назначения пенсии по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Обращаясь в суд с иском, Яланский В.Г. по существу просил о назначении пенсии, о включении в специальный трудовой (страховой) стаж спорных периодов работы по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С учетом требований истца о включении в специальный стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" спорных периодов работы, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что оценка стажа истца при заявленных требованиях подлежит применительно к Списку 1956 года до 01 января 1992 года и обоснованно пришел к выводу о включении в специальный стаж истца периодов работы матросом с 26 июня 1987 года по 23 ноября 1990 года, с 14 февраля 1991 года по 31 декабря 1991 года.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права при разрешении требования о включении периода службы в армии в специальный стаж и назначении пенсии.
Судами установлено и из материалов дела следует, что в период с 25 октября 1983 года по 16 декабря 1986 года Яланский В.Г. проходил действительную военную службу.
Пенсионное обеспечение граждан СССР в спорный период регулировалось Законом СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590 (далее по тексту - Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсии), кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции. Пребывание военнослужащего в плену засчитывается в стаж работы в установленном порядке.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода (абзац четырнадцатый пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсии).
В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Таким образом, пенсионное законодательство, действовавшее до 01 января 1992 года, позволяло включать период действительной военной службы, как в общий, так и в специальный стаж (подпункты "а" и "б" пункта 16 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсии) с соблюдением приведенных выше условий.
Выводы суда апелляционной инстанции о том, что ни до службы в армии по призыву, ни после неё у истца отсутствовал специальный стаж по Списку N 2, доказательствами не подтверждены.
При этом в трудовой книжке истца содержатся записи, не получившие оценки суда апелляционной инстанции, о том, что после окончания 16 декабря 1986 года прохождения действительной военной службы, 26 июня 1987 года он был принят матросом-обработчиком в Управление "Дальморепродукт", сведений об иной работе, не относящейся к Списку N 2 1956 года, в период с 16 декабря 1986 года до 26 июня 1987 года, в трудовой книжке не имеется.
При разрешении исковых требований о праве на досрочное назначение пенсии подлежит проверке не только обоснованность исключения из специального стажа спорных периодов работы, но и правильность исчисления пенсионным органом специального стажа истца в целом в не зависимости от того, что требование об этом не заявлялось.
Согласно трудовой книжке истца с 01 сентября 1980 года по 14 июля 1983 года Яланский В.Г. проходил обучение в СП МУ N 1 Сахалинской области.
В соответствии с подпунктами "з" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.
С учетом абзаца четырнадцатого пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсии период, указанный в подпункте "з" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, также может включен как в общий, так и в специальный стаж (подпункты "а" и "б" пункта 16 данного Положения) с соблюдением приведенных выше условий.
Суд апелляционной инстанции, разрешая возникший спор, не установил, подлежит ли зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии старости, период учебы Яланского В.Г, документы, подтверждающие, соответствие учебного заведения, в котором проходило обучение истца, учебным заведениям, указанным в пункте "з" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсии, не истребовал.
В соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах апелляционное определение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене в части оставления без изменения решения Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 августа 2021 года об отказе в признании незаконным решения о невключении в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии, периода прохождения военной службы, возложении обязанности включить указанный период в стаж, назначить пенсию, с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении спора суду апелляционной инстанции необходимо определить, имеется ли у Яланского В.Г. право на назначение досрочной страховой пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом приравненной деятельности и положений указанной статьи о назначении пенсии с уменьшением возраст, предусмотренного статьей 8 данного закона.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 января 2022 года в части оставления без изменения решения Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 августа 2021 года об отказе в признании незаконным решения о невключении в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии, периода прохождения военной службы, возложении обязанности включить указанный период в стаж, назначить пенсию, отменить.
Дело в отмененной части направить на новое апелляционное рассмотрение.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 января 2022 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.