Кассационный военный суд в составе:
председательствующего - Богдашова Д.А, судей: Яковлева И.А. и Шпакова С.П, при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-373/2021 по кассационной жалобе административного истца на решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 14 декабря 2021 г. и апелляционное определение 1-го Западного окружного военного суда от 24 марта 2022 г. по административному исковому заявлению "звание" Мойсы Александра Андреевича об оспаривании действий начальника филиала " "данные изъяты" (далее - филиал), связанных с отказом во включении в список на предоставление служебных жилых помещений.
Заслушав доклад председательствующего, изложившего обстоятельства дела, содержание обжалованных судебных актов и доводы кассационной жалобы, суд
установил:
вышеприведённым решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, Мойсе отказано в удовлетворении административного иска, в котором он просил признать незаконным решение уполномоченного органа от 8 апреля 2021 г. об отказе во включении в список на предоставление служебных жилых помещений и ответ от 27 июля 2021 г. на его обращение в жилищный орган.
В поданной 16 мая 2022 г. кассационной жалобе административный истец, излагая обстоятельства дела и выражая несогласие с состоявшимися судебными актами, полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, а выводы судебных инстанций не соответствуют обстоятельствам дела, просит их отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем их неявка не препятствует её рассмотрению (ч. 2 ст. 326 КАС РФ).
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд исходит из следующего.
В силу ч. 2 ст. 328 КАС РФ основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений не допущено.
Судами обеих инстанций установлено в качестве юридически значимых обстоятельств по административному делу и подтверждается его материалами, что Мойса, проходя военную службу по контракту в "данные изъяты", в марте 2021 г. обратился в филиал с заявлением, в котором просил предоставить по месту службы служебное жилое помещение.
Оспоренным решением начальника филиала административному истцу в этом отказано в связи наличием у него в собственности "данные изъяты" доли в жилом помещении, расположенном в "данные изъяты" общей площадью 31, 5 кв. метра.
Об отсутствии правовых оснований для его включения в список на предоставление служебного жилого помещения сообщено в ответе жилищного органа от 27 июля 2021 г. на обращение истца от 13 июля того же года.
Признавая правомерными действия уполномоченного органа и отказывая в удовлетворении административного иска, суды первой и апелляционной инстанции, вопреки утверждению автора жалобы, верно установили фактические обстоятельства по делу и правильно истолковали применённые нормы материального права.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Служебные жилые помещения предоставляются в населённых пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населённых пунктах - в других близлежащих населённых пунктах.
Согласно ч. 2 ст. 99 ЖК Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются по установленным этим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населённом пункте.
Порядок обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями регулируется Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее - Инструкция).
Пунктом 2 Инструкции определено, что для получения служебного жилого помещения военнослужащему следует подать заявление в структурное подразделение уполномоченного органа, к которому приложить необходимые документы, в том числе сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи.
Исходя из системного толкования вышеуказанных положений законодательства, обеспеченность военнослужащего жильём в населённом пункте, в котором он проходит военную службу, не порождает у него права на получение служебного жилого помещения.
Не имеет правового значения для разрешения настоящего дела и утверждение Мойсы о якобы его обеспеченности общей площадью жилья менее учётной нормы.
Приведённые выше правовые нормы не устанавливают минимального размера общей площади жилого помещения, приходящейся на военнослужащего в соответствующем населённом пункте, с учётом которого ему предоставлялось бы право на получение служебного жилья.
В силу действующего законодательства военнослужащий вправе претендовать на улучшение своих жилищных условий с использованием иных установленных ст. 15 Закона механизмов и форм реализации жилищных прав, в том числе путём обеспечения жильём по договору социального найма.
Предназначение служебных жилых помещений, указанное в ст. 93 ЖК Российской Федерации, имеет специальный режим правового регулирования и по своей правовой природе призвано решать задачи проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с определенными органами, предприятиями и учреждениями. Разрешение же вопросов, связанных с улучшением жилищных условий, при наличии для этого законных оснований осуществляется не путём предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, а в ином, предусмотренном жилищным законодательством порядке.
Доводы, изложенные административным истцом в рассматриваемой кассационной жалобе, по существу повторяют доводы, которыми были обоснованы заявленные в суд требования и апелляционная жалоба, что не может служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку им дана надлежащая оценка судами при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится.
Таким образом, оснований для отмены или изменения принятых по административному делу судебных постановлений, в том числе для их безусловной отмены, предусмотренных ч. 3 ст. 328 КАС Российской Федерации, из материалов дела не усматривается, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 327, 329, 330 КАС Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 14 декабря 2021 г. и апелляционное определение 1-го Западного окружного военного суда от 24 марта 2022 г. по административному исковому заявлению Мойсы Александра Андреевича оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные гл. 35 КАС Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 23 июня 2022 г.
Председательствующий Д.А. Богдашов
Судьи И.А. Яковлев
С.П. Шпаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.