Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Борс Х.З., рассмотрев жалобу защитника администрации муниципального образования "адрес" - ФИО2 на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Октябрьского районного суда "адрес" края от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования "адрес",
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды N- N от ДД.ММ.ГГГГ администрация МО "адрес" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 80 000 (восемьдесят тысяч) рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда "адрес" края от ДД.ММ.ГГГГ постановление должностного лица оставлено без изменения.
Решением судьи "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение судьи районного суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник администрации МО "адрес", действующая на основании доверенности, ФИО2 просит указанные процессуальные акты отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, мотивируя тем, что должностным лицом не доказано наличие в действиях администрация МО "адрес" состава вменяемого административного правонарушения.
Изучив доводы жалобы во взаимосвязи с материалами дела об административном правонарушении, судья кассационного суда приходит к следующему.
На основании части 2 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Часть 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения АО "Федеральная пассажирская компания" к административной ответственности) предусматривает административную ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее - 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
В соответствии с ч. 4 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 74-ФЗ "Водный кодекс Российской Федерации" количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно ч. 1 ст. 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 74-ФЗ "Водный кодекс Российской Федерации" использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:
-нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
-нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Как следует из материалов дела, Черноморо-Азовским морским управлением Росприроднадзора (далее - Управление) рассмотрено обращение гражданина по вопросу сброса сточных вод в акваторию Черного моря в "адрес", а также письмо Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры N по вопросу сброса нечистот в Черное море в районе кинотеатра "Нептун".
14.20.2020 г. на основании вышеизложенного, с целью проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, во исполнение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", на основании Положения о Черноморо-Азовском морском Управлении Росприроднадзора, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 28.11.2016г, атак же на основании Приказа Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора от 11.12.2020г. N-КНД был произведен выезд на вышеуказанное место предполагаемого правонарушения, проведено обследование водоохранной зоны Черного моря в границах "адрес" края, в т.ч. в указанных в обращении местах.
В ходе рассмотрения доводов, изложенных в обращении ФИО3 (вх. N-ОГ от ДД.ММ.ГГГГ вх. N-ОГ от 11.12.2020г.) проведен осмотр водной акватории Черного моря, примыкающей к границам муниципального образования "адрес" в районе памятника "Жене моряка" (неофициальное название "Женщина с ребенком ждут моряка", "Мать с ребенком", "Морячка"), При проведении визуального осмотра факт поступления ливневых сточных вод в Черное море через существующие ливневые коллекторы в данном районе без предварительной очистки нашел свое подтверждение.
Специалистами ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" для определения концентраций загрязняющих веществ в водном объекте, а также проведения сравнительного анализа результатов проведённых лабораторных исследований проб морской воды с предельно-допустимыми концентрациями (далее - ПДК), установленными для водоёмов рыбохозяйственного значения приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения", ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ произведены отборы пробы воды в месте смешения сточных вод, выходящих из ливневых коллекторов, с морской водой в районе географических координат 44°43"13.9"N 37°46"49.2"Е (44.720528, 37.780333). 44°43"16.9"N 37°46?41.8"Е (44.721361, 37.778278), 44°43?14.9"N 37°46?44.9"Е (44.720806, 37.779139). Пробы направлены в лабораторию Сочинского отдела ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО".
По результатам количественного химического анализа отобранных проб установлены превышения ПДК для водоёмов рыбохозяйственного значения.
ДД.ММ.ГГГГ при проведении визуального осмотра установлено, что на береговой полосе Черного моря вблизи кинотеатра "Нептун" в районе географических координат 44°42"01.0"N 37°47"19.8"Е (44.700278, 37.788833) осуществляется выход сточной воды неизвестного происхождения на поверхность пляжной территории в непосредственной близости от береговой линии. ДД.ММ.ГГГГ специалистами ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" для определения концентраций загрязняющих веществ, произведены отборы проб сточных и природных вод. Пробы направлены в лабораторию Сочинского отдела ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО". По результатам количественного химического анализа отобранных проб установлено наличие загрязняющих веществ.
Также около гостиницы "Новороссийск" в районе географических координат 44°42"29.2"N 37°47"20.0"Е (44.708111, 37.788889) подпорной стене наблюдается отверстие, через которое осуществляется сброс воды неизвестного происхождения. Сточная вода сбрасывается непосредственно на береговую полосу и далее по рельефу местности в акваторию Черного моря.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ специалистами ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" для определения концентраций загрязняющих веществ, произведены отборы проб сточных и природных вод. Пробы направлены в лабораторию Сочинского отдела ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО".
По результатам количественного химического анализа отобранных проб установлены превышения ПДК для водоёмов рыбохозяйственного значения.
Ранее в рамках проверки фактов, изложенных в статье "Сильные ливни оголили канализационную трубу на пляже Новороссийска (нечистоты текут прямо в море)", размещенную на новостном форуме ngnovoros.ru и содержащую сведения о сбросе нечистот в Черное море из канализационной трубы, расположенной на пляжной территории в районе кинотеатра "Нептун" муниципального образования "адрес" отделом государственного надзора на море Черноморо-Азовским морским Управлением Росприроднадзора в адрес главы Администрации муниципального образования город-герой Новороссийск ФИО4 направлен соответствующий запрос. Согласно представленной информации установлено, что труба, через которую осуществляется сброс сточной воды не является канализационной, а является водоотведением с верхнего променада пляжа "Нептун". Решение о предоставлении водного объекта в пользование и разрешение на сброс вредных (загрязняющих) веществ не получалось.
В соответствии с представленными устными пояснениями по факту сброса сточных вод через существующие коллекторы, имеющие выходы в районе гостиницы "Новороссийск", а также в районе памятника "Жене моряка" установлено, что ливневые коллекторы, имеющий выпуск в границах муниципального образования "адрес" в районе вышеуказанных координат в реестре муниципальной собственности не значатся. Установленные и утвержденные нормативы допустимого сброса вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду (в поверхностные водные объекты) действующие на декабрь 2020 года отсутствуют, решение о предоставлении водного объекта в пользование, на основании которого возникает право пользования водным объектом (Черное море) с целью сброса сточных вод отсутствует, соответствующее разрешение на сброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду (в поверхностные водные объекты) отсутствует, технические условия на подключение к централизованной сети ливневодоотведения в вышеуказанном районе Администрацией не выдавалось. Иные сведения о существующих водовыпусках в администрации муниципального образования "адрес" отсутствует. Также имеются сведения о том, что на данном водовыпуске очистные сооружения отсутствуют. Объектом правонарушения являются отношения в области водопользования. Предмет - воды и водные объекты.
Мероприятия по охране окружающей среды, Администрация муниципального образования "адрес" в границах "адрес" не организовала должным образом. Безопасные для окружающей среды условия и способы использования территории в границах городского округа и примыкающего к ней водного объекта надлежащим образом не обеспечены.
Административное правонарушение, совершенное Администрацией муниципального образования "адрес", является длящимся. С учетом требований ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ сроки привлечения к административной ответственности должны исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Исходя из вышеизложенного, следует, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, 21.12 (дни отбора проб) Администрацией муниципального образования "адрес" не были соблюдены условия обеспечения наличия сооружений, обеспечивающих охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, юридическим лицом - Администрация муниципального образования "адрес" было совершено административное правонарушение. Место совершения административного правонарушения - часть водной акватории Черного моря, примыкающая к границам "адрес" в районе памятника "Жене моряка" (географические координаты: 44°43"13.9"N 37°46"49.2"Е (44.720528, 37.780333). 44°43"16.9"N 37°46"41.8"Е (44.721361, 37.778278), 44°43"14.9"N 37°46"44.9"Е (44.720806, 37.779139), прибрежная защитная полоса и водная акватория Черного моря около гостиницы "Новороссийск" в районе географических координат 44°42"29.2"N 37°47"20.0"Е (44.708111, 37.788889), прибрежная защитная полоса Черного моря вблизи кинотеатра "Нептун" в районе географических координат 44°42"01.0"N 37°47"19.8,, Е (44.700278, 37.788833).
Согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Между тем, юридическое лицо - Администрация муниципального образования "адрес" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Фактические обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, а именно протоколом об административном правонарушении; постановлением о назначении административного наказания; договором от ДД.ММ.ГГГГ; перечнем объектов недвижимого имущества; приказом N-КНД от ДД.ММ.ГГГГ; протоколами испытаний (измерений) проб вода и другими материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с положениями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, не нашли своего подтверждения материалами дела, являлись предметом судебной проверки, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах и не ставят под сомнение наличие в действиях администрации МО "адрес" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с участием защитника администрации МО "адрес", действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 Право на защиту обществом реализовано, защитнику была предоставлена возможность пользоваться процессуальными правами от лица общества, в том числе давать объяснения относительно обстоятельств правонарушения.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием административным органом и судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что административным органом и судами допущены нарушения норм материального и процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено администрации МО "адрес" в пределах санкции части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении администрации МО "адрес" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Октябрьского районного суда "адрес" края от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования "адрес", оставить без изменения, жалобу защитника администрации муниципального образования "адрес" - ФИО2 - без удовлетворения.
Судья Х.З. Борс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.