Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Монмаря Д.В, рассмотрела кассационную жалобу Бабиченко Т.П. на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 21 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 7 сентября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Бабиченко Т.П. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Губернатору г. Севастополя Развожаеву М.В, заместителю Губернатора г. Севастополя Парикину А.Н, Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя об оспаривании действий, бездействия.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Бабиченко Т.П. обратилась в суд административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просила признать действия Департамента по имущественным и земельным отношениям г..Севастополя (далее - департамент), связанные с понуждением выкупа прирезки к земельному участку, нарушающими права и законные интересы административного истца; обязать департамент исполнить решение заместителя Губернатора г..Севастополя Пономарева И.В, принятое на личном приеме 7 мая 2018 года, закончить оформление земельного участка по адресу: "адрес", путем издания акта о бесплатной передаче 320 кв. м земельного участка в собственность Бабиченко Т.П. и регистрацией права собственности на земельный участок, бесплатном оформлении административным истцом земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 920 кв. м; признать незаконным бездействие Губернатора г..Севастополя Развожаева М.В, выразившееся в непринятии мер к подчиненному государственному органу, допустившему неправомерные действия по существу административного иска; обязать Губернатора г..Севастополя указать руководителю департамента на наличие прямых императивных норм права, закрепляющих требования административного истца по вопросу бесплатного завершения оформления вновь образованного земельного участка, и обязать привлечь руководителя департамента к дисциплинарной ответственности за нарушение закона; обязать Губернатора г..Севастополя привлечь всех виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, в случае отсутствия в их действиях иных составов противоправных действий, признать действия заместителя Губернатора г..Севастополя Парикина А.Н, выразившиеся в непринятии к подчиненному государственному органу, допустившему неправомерные действия к административному истцу, незаконными; обязать административного ответчика принять меры, предусмотренные законом и должностными полномочиями, по устранению нарушения прав и законных интересов административного истца; обязать Управление государственной регистрации
права и кадастра Севастополя (далее по тексту - Севреестр) осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на основании заявления от 23 декабря 2020 года на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 920 кв. м из категории земель поселений (населенных пунктов) с разрешенным использованием - для строительства и обслуживания жилого дома, по адресу: "адрес" (далее - спорный земельный участок).
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 21 апреля 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 7 сентября 2021 года решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 21 апреля 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 28 февраля 2022 года, Бабиченко Т.П. ставит вопрос об отмене судебных актов обеих инстанций как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По мнению заявителя судами не в полном объеме выяснены и определены юридически значимые обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела. Указывает, что материалами дела подтверждено наличие права Бабиченко Т.П. на получение спорного земельного участка в порядке приватизации бесплатно в период с 2006 по2014 годы, в связи с чем оснований для отказа в предоставлении административному истцу бесплатно в порядке приватизации спорного земельного участка не имеется.
Определением судьи от 12 мая 2022 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Как видно из материалов дела, Бабиченко Т.П. является собственником земельного участка площадью 607 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", на основании договора купли-продажи земельного участка от 15 мая 1997 года и государственного акта на право собственности на землю от 4 марта 1998 года. Земельный участок поставлен на кадастровый учет в Российской Федерации 29 марта 2016 года с кадастровым номером "данные изъяты"
Распоряжением департамента от 25 мая 2018 года образован земельный участок площадью 920 кв. м путем распределения из земельного участка, находящегося в частной собственности, с кадастровым номером "данные изъяты", и земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь; утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: "адрес", площадью 920 кв. м.
Распоряжением департамента от 20 июля 2020 года вышеуказанное распоряжение дополнено пунктом 3.1 об отнесении земельного участка в категории земель населенных пунктов. 16 марта 2020 года данный земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером "данные изъяты"
23 марта 2020 года административный истец обратился в департамент с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельных участков. На данное заявление департамент в адрес Бабиченко Т.П. направил три экземпляра проекта соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предложив подписать в течение 30 дней, после оплаты и государственной регистрации права собственности предоставить экземпляр соглашения в департамент. Соглашение предусматривает увеличение площади земельного участка административного истца на 313 кв. м за плату, однако Бабиченко Т.П. данный проект не подписала, посчитав, что имеет право на получение указанного земельного участка бесплатно в порядке завершения оформления права начатого до марта 2014 года.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что в данном случае отсутствует обязательный элемент для применения положений статьи 12 Закона г. Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", дающий право на бесплатное получение в собственность земельного участка в порядке завершения оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, а именно - принятое до 21 марта 2014 года действующее решение Севастопольского городского Совета о даче согласия на разработку документации по землеустройству по отводу спорного земельного участка.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов обеих инстанций. Оснований, по которым возможно не согласиться с выводами судов, не установлено.
Согласно частям 1, 2 статьи 12 Закона города Севастополя N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС) завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
Предоставление земельных участков, указанных в части 1 данной статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях: бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 Закона N 46-ЗС.
В соответствии с частью 7 статьи 12 Закона N 46-ЗС заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном данной статьей, может быть подано не позднее 1 января 2023 года.
На основании статей 81, 116 Земельного кодекса Украины, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных данным Кодексом или по результатам аукциона.
Согласно пунктам "а", "в" части 3 статьи 116 Земельного кодекса Украины бесплатная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае приватизации земельных участков, находящихся в пользовании граждан; получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных этим Кодексом.
Согласно частям 6, 7 статьи 118 Земельного кодекса Украины граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения фермерского хозяйства, ведения личного крестьянского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебного участка), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующий орган исполнительной власти или органа местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 данного Кодекса.
В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка, согласование землепользователя (в случае изъятия земельного участка, находящегося в пользовании других лиц) и документы, подтверждающие опыт работы в сельском хозяйстве или наличие образования, полученного в аграрном учебном заведении (в случае предоставления земельного участка для ведения фермерского хозяйства).
Соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 данного Кодекса, рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Основанием отказа в предоставлении такого разрешения может быть только несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектов землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.
В соответствии со статьями 9, 122 Земельного кодекса Украины распоряжение землями территориальной громады города и передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан относятся к полномочиям Севастопольского городского совета.
В целях урегулирования правоотношений, связанных с завершением оформления прав на земельные участки, в отношении которых до 21 марта 2014 года органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству, постановлением Правительства Севастополя от 1 февраля 2016 года N 25-ПП утвержден соответствующий Порядок передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 Порядка к заявлению о предоставлении земельного участка по основаниям, установленным статьей 12 Закона города Севастополя N 46-ЗС прилагается копия решения органа местного самоуправления о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству, отвечающего следующим критериям: решением не установлен срок его действия либо срок действия установлен, но не истек по состоянию на 18 марта 2014 года, в том числе с учетом его продления (восстановления).
Вместе с тем, вопреки доводам административного истца, приведенными положениями статьи 12 Закона N 46-ЗС и указанного Порядка установлено особое основание предоставления в собственность земельных участков на территории г. Севастополя, отличное от общих положений Земельного кодекса Российской Федерации, связанное с реализацией гражданами, проживающими на территории г. Севастополя, права на завершение оформления в собственность земельных участков, начатого до 21 марта 2014 года в предусмотренном законодательством Украины порядке.
Так, условием предоставления в собственность земельного участка является наличие решения уполномоченного органа государственной власти, принятое в установленном порядке, о даче согласия на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка.
Однако материалы дела не содержат и административным истцом не предоставлено решение уполномоченного органа государственной власти о даче согласия на разработку проекта землеустройства по отводу спорного земельного участка.
Учитывая изложенное, суды обоснованно пришли к выводу об отказе в удовлетворении требований административного иска.
Переоценка представленных доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции, все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованные доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 КАС РФ.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку они аналогичны доводам рассмотренного районным судом заявления и рассмотренной апелляционной инстанции жалобы, которым дана надлежащая оценка.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 21 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 7 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бабиченко Т.П. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 24 июня 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.