Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Усенко Н.В, Борс Х.З.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства социального развития и труда Астраханской области, поступившую в суд первой инстанции 17 февраля 2022 года, на решение Кировского районного суда Астраханской области от 13 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным дела Астраханского областного суда от 22 декабря 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Хомутецкой Г.И. к министерству социального развития и труда Астраханской области о признании незаконным распоряжения и возложении обязанности по усмотрению нарушений закона.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Хомутецкая Г.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к министерству социального развития и труда Астраханской области о признании незаконным распоряжения и возложении обязанности по устранению нарушений закона.
Решением Кировского районного суда города Астрахани от 13 октября 2021 года административное исковое заявление Хомутецкой Г.И. удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 22 декабря 2021 года оставлено без изменения решение Кировского районного суда города Астрахани от 13 октября 2021 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, министерство социального развития и труда Астраханской области просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных административных исковых требований Хомутецкой Г.И. отказать.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Удовлетворяя административные исковые требования Хомутецкой Г.И, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришли к выводу о том, что Хомутецкая Г.И. не была своевременно обеспечена жилым помещением по причине бездействия и не исполнения требований в тот период органов опеки и попечительства, которые в нарушении положений пункта 3 статьи 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", устранились от контроля за реализацией прав несовершеннолетней Хомутецкой Г.И. жилым помещением, не предприняли своевременных мер по включению ее в список детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, решением Ленинского районного суда города Астрахани от 24 февраля 1999 года родители Хомутецкой Г.И.: Хомутецкий И. И. и Хомутецкая С. Г. были лишены родительских прав в отношении административного истца и ее сестры - Хомутецкой С, 15 июля 1985 года рождения. Распоряжением администрации Ленинского района города Астрахани от 19 ноября 1999 года над ними установлена опека Соколовой Н.А.
Хомутецкая Г.И. указывает, что она обратилась с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В удовлетворении ее заявления было отказано на основании распоряжения Министерства социального развития и труда Астраханской области N 2387 от 28 июня 2021 года.
Основанием для лишения родительских прав послужило в том числе содержание в антисанитарном состояние жилища, в котором проживали эти дети по адресу "адрес", отсутствие в жилище мебели, бытовых приборов.
Согласно материалам дела, как указывает министерство социального развития и труда Астраханской области, Хомутецкой Г.И. отказано в постановке в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поскольку она обратилась после достижения ею 23 летнего возраста. После достижения совершеннолетия, до достижения 23 лет, Хомутецкая Г.И. имела возможность реализовать свое право на включение в список. При этом сведениями, что она имела когда-либо на праве пользования, иных основаниях жилое помещение, Министерство социального развития и труда Астраханской области не располагало. В Министерстве социального развития и труда Астраханской области, после передачи им полномочий по обеспечению данной категории граждан жилым помещением, личное дело Хомутовской Г.И. не передавалось.
Постановлением администрации Ленинского района города Астрахани от 19 ноября 1999 года не принято решения о закреплении жилого помещения, в котором ранее проживала несовершеннолетняя Хомутецкая Г.И. за ней.
Согласно материалам дела из представленной информации из Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии у Хомутецкой Г.И. имеется в собственности земельный участок в с. Федоровка Икрянинского района Астраханской области, приобретенный по договору купли-продажи 15 января 2016 года, обремененный ипотекой. Таким образом, данными о том, что Хомутецкая Г.И. когда-либо являлась нанимателем жилого помещения по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений административный ответчик при принятии решения не располагал, в материалах дела не представлены.
Хомутецкая Г.И. в 2021 году обратилась с заявлением в ГКУ АО "Центр социальной поддержки населения" Ленинского района города Астрахани области о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением министерства социального развития и труда Астраханской области N 2387 от 28.06.2021 года Хомутецкой Г.И. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по основанию пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
На основании положений пункта 1 статьи 8 названного выше федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом этого пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом этого пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно пункта 2 указанной статьи, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.
Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ предусмотрено, что заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Таким образом, федеральный законодатель, определяя основания и условия включения лиц указанной категории в список для обеспечения жилым помещением возложил контроль за реализацией прав этой категории граждан на органы опеки и попечительства, а обязанность формирования списков на органы исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Согласно данным Правилам формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации. Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления, в порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией. Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации. В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01 января 2013 года или после 01 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.
Из материалов дела следует, что Хомутецкая Г.И. по достижению совершеннолетия, до 23 лет, являясь дееспособной, имела право самостоятельно обратиться с заявлением о включении ее в вышеуказанный список, а также двадцатитрехлетнего возраста Хомутецкая Г.И. достигла в 2009 году. В указанный период времени, как это следует из Доклада Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2009 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации Мониторинг правового обеспечения основных направлений внутренней и внешней политики", законодательный орган власти указал, что в тот период времени "факты несоблюдения норм законов, обеспечивающих права наименее защищенных из них - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вызывают тревогу повсеместно на территории Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации не прописывает механизм обеспечения контроля за сохранностью жилых помещений и имущества, принадлежащих детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). Нерешенным на федеральном уровне является вопрос обеспечения единообразия на всей территории Российской Федерации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (так называемых региональных льготников).
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06 октября 1999 года относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан, в том числе детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Требует корректировки федеральное законодательство, касающееся вопросов обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения".
Таким образом, в указанный период времени лица этой категории объективно испытывали сложности по реализации своих прав.
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к наименее защищенным слоям населения. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39). Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социального обеспечения предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, для которых государственная поддержка является необходимым, а порой и единственным источником средств к существованию.
При изложенных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанции пришли к верному выводу о том, что Хомутецкая Г.И. по-прежнему не имеет своего жилья, для восстановления нарушенного ее права, она подлежит включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанции, которой суды дали надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда Астраханской области от 13 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным дела Астраханского областного суда от 22 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 20 мая 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Н.В. УсенкоХ.З. Борс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.