Дело N 2а-3678/2021
г. Краснодар 26.05.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Шелудько В.В, Русакова А.Е, рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи поданную 21.03.2022 кассационную жалобу Администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 09.08.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 26.01.2022 по административному делу по административному иску Полтавца А.Н. к Администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области, Управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области, заинтересованное лицо - Полтавец Н.Н. о признании незаконными решений уполномоченного органа.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, представителя Администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области по доверенности ФИО, поддержавшего кассационную жалобу, Полтавца А.Н, просившего об оставлении судебных актов без изменения, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
Полтавец А.Н. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить постановление Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (Администрация г. Волжский, городская администрация) N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии Полтавца А.Н. составом семьи 4 человека на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Признать незаконными ответы Управления муниципальным имуществом Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (Управление), изложенные в письмах N N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать городскую администрацию признать Полтавца А.Н. составом семьи из 4 человек нуждающимися в жилом помещении с даты подачи заявления от 01.03.2021. Обязать Администрацию г. Волжский признать молодую семью Полтавца А.Н. в составе 4 человек участницей муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей" под номером, действовавшим на дату подачи соответствующего заявления - 03.03.2021.
В обоснование требований Полтавец А.Н. указал на то, что 01.03.2021 он обратился в Управление с заявлением о признании его семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в Городской целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей", приложив к заявлению необходимый пакет документов.
Постановлением Администрации г. Волжский N от 10.03.2021 административному истцу отказано в принятии на учет его семьи в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании статьи 7 Закона Волгоградской области N 1125 от 01.12.2005-ОД "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма в Волгоградской области". Отказ мотивирован тем, что административным истцом не представлены документы, подтверждающие право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В письме Управления от 12.03.2021 N Полтавцу А.Н. разъяснено, что согласно представленным документам он зарегистрирован по адресу: "адрес", а его жена Полтавец Н.Н. и двое несовершеннолетних детей - по адресу: "адрес", где также зарегистрированы еще 3 человека: Арбузова Т.Н, Арбузов А.Н, Арбузов Н.С, документы на которых административным истцом не представлены.
Также 03.03.2021 Полтавец А.Н. подал в Отдел жилья заявление о включении в состав участников мероприятия по обеспечению жильем ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ" составом семьи 4 человек.
Письмом Управления от 10.03.2021 N административному истцу разъяснен порядок включения молодой семьи в состав участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг".
Письмом городской администрации от 09.04.2021 N административному истцу сообщено об отказе его семье в признании участницей мероприятия по обеспечению жильем молодых семей в связи с непредоставлением полного пакета документов.
Также, письмом Управления от 01.04.2021 N Полтавец А.Н. информирован о том, что в жилом помещении по адресу: "адрес", кроме членов его семьи: супруги Полтавец Н.Н. и двоих несовершеннолетних детей, зарегистрированы: Арбузова Т.Н, Арбузов А.Н, Арбузов Н.С. Для определения нуждаемости семьи Полтавца А.Н. помимо иного необходимо предоставить письменные согласия на обработку персональных данных Арбузовых.
Административный истец, считая оспариваемые решения незаконными, нарушающими права его семьи на участие в целевой программе по обеспечению жильем, просил об удовлетворении административного иска.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области от 09.08.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 26.01.2022, административный иск удовлетворен частично.
Суды признали незаконным и отменили постановление Администрации г. Волжский N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии Полтавца А.Н. составом семьи 4 человека, в том числе, Полтавец А.Н, Полтавец Н.Н, несовершеннолетние ФИО и ФИО, на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Суды признали незаконными ответы Управления, изложенные в письмах N-у от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязали административных ответчиков повторно рассмотреть заявления Полтавца А.Н. о принятии на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения на семью составом четыре человека с учетом даты подачи соответствующего заявления - 01.03.2021 о включении в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан российской Федерации" с учетом даты подачи соответствующего заявления -03.03.2021.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Администрация городского округа - г. Волжский Волгоградской области просит об отмене судебных актов, как постановленных с нарушением норм материального права, принятии нового решения об отказе в административном иске.
Заявитель жалобы указывает на то, что принятие Полтавца А.Н. на жилищный учет в соответствии с программой "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" приведет к нарушению конституционных прав граждан, вставших на учет ранее, изменит порядок очередности.
На кассационную жалобу Полтавцом А.Н. поданы возражения, в которых содержится просьба об оставлении судебных актов без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы.
В целях реализации конституционных предписаний статья 218 КАС РФ предоставляет право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, лицам, чьи права, по их мнению, нарушены решениями, действиями (бездействием) упомянутых публичных органов.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов лица, обратившегося в суд.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, а малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" и утверждены соответствующие Правила, в которых закреплено право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определены условия его возникновения.
Разрешая дело, суды руководствовались частью 1 статьи 31, статьей 51, частями 3, 4 статьи 52 пунктом 1 части 1 статьи 54, частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющимися Приложением N 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Правила), частью 1 статьи 3, частью 1 статьи 7, частью 1 статьи 8 Закона Волгоградской области от 01.12.2005 N 1125-ОД "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области"; постановлением Администрации Волгоградской области от 08.02.2016 N 46-п, которым утверждена программа Волгоградской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Волгоградской области"; постановлением Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 30.10.2020 N 5721, которым утверждена муниципальная программа "Обеспечение жильем молодых семей" на 2021-2025; Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Признание молодой семьи участницей мероприятия по обеспечению жильем молодых семьей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденный постановлением Администрации г..Волжский от 11.07.2019 N 4824, статьей 9
Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".
Суды установили фактические обстоятельства, связанные с вынесениями оспариваемых решений, на которые Полтавец А.Н. ссылался в административном иске.
Суды исходили из того обстоятельства, что в состав семьи Полтавца А.Н. входят 4 человека: административный истец, его супруга - Полтавец Н.Н, двое несовершеннолетних детей, в связи с чем уровень обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения для признания нуждающейся в жилом помещении должен определятся исходя из размера общей площади жилых помещений, занимаемых указанными членами молодой семьи по договорам социального найма, или жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности.
Решения органа местного самоуправления мотивированы отсутствием письменных согласий Арбузовых на обработку их персональных данных, а также непредоставлением документов, подтверждающих родственные отношения Арбузовых с Полтавец Н.Н.
Проанализировав вышеуказанные нормы материального права, регулирующие получение мер социальной поддержки молодой семьи при приобретении жилого помещения, суды пришли к выводу о том, что согласие на обработку персональных данных, а также непредставление документов о родственных отношениях с Арбузовыми и обеспеченность Арбузовых жильем (не являющихся членами молодой семьи Полтавец А.Н.), не является законным основанием для отказа административному истцу в выдаче справки о признании семьи нуждающейся в жилом помещении для разрешения вопроса об участии в ведомственной целевой программе и для отказа во включении административного истца в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей.
В этой связи суды пришли к выводу о том, что оспариваемые решения административных ответчиков являются неправомерными и нарушающими права и законные интересы административного истца.
С такими выводами судов надлежит согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, постановлены в соответствии с материальным законом, регулирующим возникшие правоотношения, и с соблюдением норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы правильности выводов судов не опровергают, ссылок на обстоятельства, являющиеся в силу процессуального закона основанием для отмены постановленных судебных актов в кассационном порядке, не содержат.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Волжского городского суда Волгоградской области от 09.08.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 26.01.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 06.06.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.