Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Монмаря Д.В.
рассмотрела кассационную жалобу министерства социального развития и труда Астраханской области на решение Харабалинского районного суда Астраханской области от 17 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 8 сентября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Полозкова Ф.Г. к министерству социального развития и труда Астраханской области, ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Харабалинского района" об оспаривании решений.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Полозков Ф.Г. обратился в Харабалинский районный суд Астраханской области с административным исковым заявлением о признании незаконным решения (протокола) от 12 марта 2021 года N комиссии министерства социального развития и труда Астраханской области (далее - оспариваемое решение) в части отказа Полозкову Ф.Г. в присвоении звания "Ветеран труда", оформленного письмом от 15 марта 2021 года N; возложении на министерство социального развития и труда Астраханской области (далее - Министерство) обязанности присвоить Полозкову Ф.Г, "данные изъяты" года рождения, звание "Ветеран труда"; возложении на ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Харабалинского района" обязанности выдать удостоверение соответствующего образца Полозкову Ф.Г, "данные изъяты"
В обоснование административного иска Полозков Ф.Г. указал, что 19 августа 1998 года в соответствии с приказом руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России N к-378 он награжден нагрудным знаком "За сбережение и приумножение лесных богатств России". 13 августа 2003 года за многолетнюю безупречную службу в государственной лесной охране Российской Федерации награжден нагрудным знаком "XX лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации". В феврале 2021 года обратился в ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Харабалинского района" с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", так как награжден ведомственными знаками отличия за заслуги в труде и имеет продолжительную работу не менее 15 лет в сфере лесного хозяйства, а также имеет трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин. В соответствии с оспариваемым решением ему отказано в присвоении звания "Ветеран труда", поскольку награждения не являются ведомственными знаками отличия в труде.
Решением Харабалинского районного суда Астраханской области от 17 июня 2021 года административный иск удовлетворен, оспариваемое решение признано незаконным и на Министерство возложена обязанность присвоить Полозкову Ф.Г. звание "Ветеран труда".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 8 сентября 2021 года решение Харабалинского районного суда Астраханской области от 17 июня 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 17 марта 2022 года, Министерство ставит вопрос об отмене решения Харабалинского районного суда Астраханской области от 17 июня 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 8 сентября 2021 года. По мнению заявителя, награждение Полозкова Ф.Г. нагрудным знаком "XX лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации" в 2003 году не повлекло возникновения у него права на присвоение звания "Ветеран труда". Ссылается на то, что на момент награждения административного истца нагрудным знаком "За сбережение и приумножение лесных богатств России" 19 августа 1998 года приказ Федеральной службы лесного хозяйства России от 25 июня 1993 года N 174 не содержал положений, относящих данный нагрудный знак к ведомственным знакам отличия в труде. Полагает, что нагрудный знак являлся лишь видом поощрения.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11 апреля 2022 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании.
В возражениях относительно кассационной жалобы Полозков Ф.Г. выражает несогласие с доводами жалобы.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Правовые отношения, возникающие в сфере осуществления права на гарантии социальной защиты ветеранов, регулируются Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон N 5-ФЗ), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 5-ФЗ ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 1.1 статьи 7 Закона N 5-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
В силу пункта 1 статьи 1 Закона Астраханской области от 15 августа 2006 года N 44/2006-03 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран груда" звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным учрежденными в соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Закона N 5-ФЗ ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Как видно из материалов дела, Полозков Ф.Г. имеет общий стаж работы более 30 лет.
Приказом руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России от 19 августа 1998 года за N административный истец награжден знаком "За сбережение и приумножение лесных богатств России".
Приказом первого заместителя Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 13 августа 2003 года N Полозков Ф.Г. награжден знаком "XX лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации".
Административный истец обратился в ГКУ АО "Центр социальной поддержки населения Харабалинского района" с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда".
Оспариваемым решением комиссии Министерства административному истцу отказано в присвоении звания "Ветеран труда", поскольку знаки "За сбережение и приумножение лесных богатств России", "XX лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации" не относятся к ведомственным знакам отличия в труде (службе).
Нагрудный знак "За сбережение и приумножение лесных богатств России" учрежден приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 25 июня 1993 года N
Согласно пункту 1 Положения о знаке "За сбережение и приумножение лесных богатств Российской Федерации (России)" нагрудным значком награждаются работники лесохозяйственных, лесозаготовительных, лесоустроительных, проектных организаций, учреждений и предприятий, государственных природных заповедников, национальных природных парков, а также организаций и предприятий других отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства, деятели науки, литературы и искусства, работники учебных заведений и учащиеся, члены общественных организаций и другие лица, имеющие большие заслуги в деле сбережения и приумножения лесных богатств Российской Федерации и способствующие широкой популяризации значения и сохранения лесов или особо отличившиеся.
Приказом Рослесхоза от 20 июля 2009 года N "Об учреждении ведомственного знака отличия "За сбережение и приумножение лесных богатств России" знак отличия утвержден как ведомственный.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из данных о награждении административного истца ведомственным знаком отличия в труде при наличии продолжительной работы не менее 15 лет в сфере лесного хозяйства и трудового (страхового) стажа не менее 25 лет.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов обеих инстанций.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию административного ответчика в судах нижестоящих инстанций, которой дана надлежащая оценка, не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы судов, сводятся к оспариванию правомерности выводов об установленных фактических обстоятельствах и в соответствии со статьей 328 КАС РФ не являются основаниями для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Харабалинского районного суда Астраханской области от 17 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 8 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу министерства социального развития и труда Астраханской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 24 июня 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.