Дело N 2а- 811/2021
г.Краснодар 02.06.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Шелудько В.В, Русакова А.Е, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 21.03.2022 кассационную жалобу Маметовой Д.Р, Маметова Д.А, Маметова Э.А. на решение Палласовского районного суда Волгоградской области от 28.09.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 22.12.2021 по административному делу по административному иску Маметовой Д.Р, Маметова Д.А, Маметова Э.А. к Администрации г. Алушты Республики Крым, Комиссии по жилищным вопросам при Администрации г. Алушты Республики Крым о признании незаконным решения уполномоченного органа.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛ:
Маметов Э.А, Маметова Д.И, Маметов Д.А. обратились в Палласовский районный суд Волгоградской области с административным исковым заявлением к Администрации г. Алушты Республики Крым (городская администрация), Комиссии по жилищным вопросам при Администрации г. Алушты Республики Крым (комиссия), в котором просили признать незаконным постановление городской администрации от 28.07.2021 N 1813 "Об учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма" (постановление от 28.07.2021 N 1813), возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения путем вынесения постановления о принятии административных истцов на жилищный учет.
В обоснование требований административные истцы указали, что являются членами семьи реабилитированного лица - Маметова А.А, который, будучи репрессированным, согласно статьям 13, 16-1 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (Закон N1791-1) имел право на возмещение ущерба, в том числе, возвращение по месту жительства до применения репрессий - в "адрес" и обеспечение земельным участком для строительства либо жилым помещением.
22.06.2021 Маметова Д.И, Маметов Д.А, Маметова Э.А. обратились в городскую администрацию с заявлением о принятии на учет для обеспечения жилыми помещениями членов семьи реабилитированного Маметова А.А. в порядке, предусмотренном пунктом 3 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-П/2019.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N административным истцам на основании части 3 статьи 52, пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 2.10 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" утвержденного Постановлением Администрации г. Алушты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N (Административный регламент) отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма.
Административные истцы, полагая оспариваемое постановление незаконным и противоречащим статье 13 Закона N1761-1, просили об удовлетворении административного иска.
Решением Палласовского районного суда Волгоградской области от 28.09.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 22.12.2021, в удовлетворении административного иска отказано.
Разрешая спор, суды исходили из того, что при рассмотрении дела не нашли подтверждения обстоятельства, указывающие на то, что городской администрацией нарушены права административных истцов и, как следствие, необходимости защиты этих прав судом.
Суды установили, что реабилитированное лицо Маметов А.А. умер ДД.ММ.ГГГГ. Положениями Закона N1761-1 закреплены права реабилитированных лиц на возмещение вреда вследствие примененных к ним репрессий, члены семьи таких лиц указанными правом не наделены.
В кассационной жалобе Маметов Э.А, Маметов Д.А, Маметова Д.И. просят отменить состоявшиеся по делу судебные акты как постановленные при несоответствии выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, а также при неправильном применении норм материального права.
По материалам дела и доводам кассационной жалобы усматриваются установленные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) основания для отмены постановленных судебных актов.
Из системного толкования положений статьи 218, 227 КАС РФ следует, что, обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов лица, обратившегося в суд.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Жилищного Кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) органы государственной власти в пределах своих полномочий в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда.
Согласно статье 13 Закона N1761-1 признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.
Частью 2 статьи 52 ЖК РФ определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, указанных в статье 54 ЖК РФ.
Вопросы постановки на жилищный учет регламентированы Постановлением Администрации г. Алушты Республики Крым от 13.12.2019 N 3689 "О внесении изменений в постановление Администрации города Алушты Республики Крым от 28.12.2015 N 2004 "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (Административный регламент).
Исчерпывающий перечень оснований для приостановки или отказа в предоставлении муниципальной услуги изложены в пункте 2.10 Административного регламента.
Согласно пункту 3.1.3. Административного регламента в решении об отказе в принятии гражданина на учет должны содержаться основания для такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные законом.
Между тем, в обжалуемом постановлении от 28.07.2021 N 1813 не приведены основания к отказу со ссылкой на допущенные заявителями нарушения, что не учтено судами при разрешении дела.
В отсутствие мотивированных причин отказа оспариваемое постановление городской администрации нельзя считать обоснованным, а, следовательно, и законным, поскольку вывод уполномоченного органа об отказе в представлении испрошенной муниципальной услуги не подтвержден фактическими данными, что делает невозможным его проверку на соответствие закону.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене, административное дело - направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе. В ходе нового рассмотрения дела суду надлежит учесть изложенное и постановить законное и обоснованное решение при правильном применении норм материального и процессуального права и надлежащей оценке доказательств, отвечающих требованиям процессуального закона об их относимости и допустимости.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Палласовского районного суда Волгоградской области от 28.09.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 22.12.2021 отменить.
Административное дело N 2а-811/2021 направить на новое рассмотрение в Палласовский районный суд Волгоградской области в ином составе суда.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14.06.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.