Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Карасовой Н.Х, Монмаря Д.В.
рассмотрела кассационную жалобу представителя Зайцевой О.В. по доверенности Федченко А.В. на решение Туапсинского городского суда Краснодарского края от 29 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 31 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Зайцевой О.В. к Управлению архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Зайцева О.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными уведомления Управления архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район N, вынесенные 8 октября 2021 года. Также просила обязать управление архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район повторно рассмотреть уведомления Зайцевой О.В. о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, направить в адрес главы администрации МО Туапсинский район представление о злостном невыполнении работниками управления архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район решений суда.
Решением Туапсинского городского суда Краснодарского края от 29 декабря 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 31 марта 2022 года решение Туапсинского городского суда Краснодарского края от 29 декабря 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 11 мая 2022 года, представитель административного истца Федченко А.В. ставит вопрос об отмене судебных актов обеих инстанций как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Определением судьи от 12 мая 2022 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Из материалов дела видно, что Зайцева О.В. является собственником земельных участков с кадастровыми номерам "данные изъяты" площадью 303 кв. м, "данные изъяты" площадью 303 кв. м, "данные изъяты" площадью 300 кв. м, расположенных по адресу: "адрес"
В целях строительства на каждом земельном участке индивидуального жилого дома Зайцева О.В. обратилась в управление архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на указанных земельных участках.
В уведомлении от 8 октября 2021 года N по земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты" указано, что в соответствии с правилами землепользования и застройки Шепсинского сельского поселения Туапсинского района Краснодарского края (в редакции от 25 июня 2021 года) коэффициент использования территории для индивидуального жилищного строительства составляет 0, 6. Однако коэффициент использования территории земельного участка превышает указанные значения. Кроме того, земельный участок располагается в зоне подтопления территории с. Шепси Шепсинского сельского поселения Туапсинского района Краснодарского края при половодьях и паводках р. Шепси, 1% обеспеченности согласно сведениям Росреестра. Также земельный участок располагается в водоохранной зоне в соответствии с генеральным планом и правилами землепользования и застройки Шепсинского сельского поселения Туапсинского района, а также согласно сведениям Росреестра.
В уведомлении от 8 октября 2021 года N по земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты" указано аналогичные основания, а также то, что земельный участок частично располагается в охранной зоне воздушной линии электропередачи "ВЛ 10 кв от РП-29 до ТП-101" согласно сведениям Росреестра.
В уведомлении 8 октября 2021 года N по земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты" указано о превышении коэффициента использования территории земельного участка, расположении земельного участка в зоне подтопления, а также то, что земельный участок располагается в водоохранной зоне и частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории - территория общего пользования (береговая полоса).
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что земельные участки административного истца расположены в зоне возможного подтопления, при этом соответствующие зоны затопления, подтопления в порядке, определенном правилами, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не устанавливались и их границы не определялись, сведения о нахождении земельных участков, принадлежащих административному истцу, в зонах затопления, подтопления в государственных реестрах отсутствуют, однако административным истцом не представлено доказательств согласования строительства с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов обеих инстанций. Оснований, по которым возможно не согласиться с выводами судов, не установлено.
Согласно материалам дела земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" расположен в границах населенного пункта, в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами, частично в границах проектируемых зон с особыми условиями использования территории (частично зона затопления, частично зона подтопления), подлежащих внесению в ЕГРН. Согласно данным филиала ФГБУ "ФКП Росреестра", земельный участок находится в границах водоохраной зоны р. Шепси, в границах прибрежной защитной полосы этой реки.
Земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" расположен в границах населенного пункта, в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами, в границах проектируемых зон с особыми условиями использования территории (зона подтопления), подлежащих внесению в ЕГРН. Согласно данным филиала ФГБУ "ФКП Росреестра", земельный участок находится частично в границах охраной зоны инженерных коммуникаций, частично в границах прибрежной защитной полосы р. Шепси, в границах водоохраной зоны р. Шепси.
Земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" расположен в границах населенного пункта, в границах проектируемых зон с особыми условиями пользования территории (зона подтопления), подлежащих внесению в ЕГРН. Согласно данным филиала ФГБУ "ФКП Росреестра", земельный участок находится частично в границах прибрежной защитной полосы р. Шепси, в границах водоохраной зоны р. Шепси.
Как следует из части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; направляет застройщику уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (пункты 1 и 2 части 7 статьи 51.1 ГрК РФ).
Пунктами 8 - 9 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-Ф3 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года решением органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещается строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
В соответствии со статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с данным Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
Вместе с тем, как обоснованно отмечено судами, административным истцом не представлено доказательств согласования строительства с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также не представлено письменное решение о согласовании с сетевыми организациями строительства, капитального ремонта, реконструкции или сносе зданий и сооружений в пределах охранных зон, а именно, на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", поскольку данный земельный участок располагается в охранной зоне воздушной линии электропередачи "ВЛ 10 кв от РП-29 до ТП-101" согласно сведениям Росреестра.
Учитывая изложенное, суды, оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, обоснованно пришли к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Переоценка представленных доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции, все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованные доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 КАС РФ.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку они аналогичны доводам рассмотренного районным судом заявления и рассмотренной апелляционной инстанции жалобы, которым дана надлежащая оценка.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Туапсинского городского суда Краснодарского края от 29 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 31 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Зайцевой О.В. по доверенности Федченко А.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 5 июля 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.