Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Губаревой С.А, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя Республики Крым, Министерству труда и социальной защиты населения Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 5 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения истца ФИО1, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к ДТСЗН администрации г. Симферополя Республики Крым, Министерству труда и социальной защиты населения Республики Крым, в котором просил возложить обязанность выплатить ему причитающееся в соответствии с требованиями Федерального закона N 8-ФЗ от 12 января 1996 года "О погребении и похоронном деле", Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 36-ЗРК/2014 "Об особенностях мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым" единовременное пособие на погребение в сумме "данные изъяты" руб. с учетом индексации на день выплаты, взыскать судебные расходы.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 23 марта 2021 года исковые требования удовлетворены частично. С Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя Республики Крым в пользу ФИО1 взысканы единовременное пособие на погребение ФИО6 в размере "данные изъяты" руб, государственная пошлина, уплаченная при подаче иска в размере "данные изъяты" руб, почтовые расходы в размере "данные изъяты" руб. В остальной части в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 5 августа 2021 года решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 23 марта 2021 года отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе истец ФИО1 просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда в связи с тем, что судом апелляционной инстанции неправильно были истолкованы и применены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, дана ненадлежащая оценка представленным доказательствам. В обоснование жалобы указано, что отказы в выплате единовременного пособия на погребение необоснованны, нарушают конституционные права и свободы истца и положения федерального законодательства. Суд апелляционной инстанции не применил положения Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 36-3PK/2014, при этом неправомерно применил Федеральный закон от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ". Судом апелляционной инстанции нарушены сроки выдачи судебного постановления, в ходе рассмотрения дела председательствующий судья задавала вопросы, не имеющие отношения к делу.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явился истец ФИО1, участие которого обеспечено путем использования видеоконференц-связи.
Представитель департамента труда и социальной защиты населения в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения в суд не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили. При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения истца ФИО1, поддержавшего жалобу, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ умерла супруга истца - ФИО6
Из справки ГУ - УПФР в г. Симферополе Республики Крым от 10 января 2020 года следует, что ФИО1 получил пособие на погребение ФИО6 в размере "данные изъяты" руб.
14 января 2020 года ФИО1 обратился в Департамент с заявлением о выплате единовременного пособия на погребение супруги в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 36-ЗРК/2014 "Об особенностях мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым". К заявлению были приложены копии следующих документов: паспорта и СНИЛС заявителя; свидетельства о смерти умершей; справки Пенсионного фонда, выплатившего пособие; справки с места жительства умершей на территории Республики Крым.
Департаментом труда и социальной защиты населения Администрации г. Симферополя Республики Крым письмом от 17 января 2020 года исх. N ФИО1 было разъяснено со ссылкой на статьями 2, 10 Закона N 36-ЗРК/2014, что в представленных документах отсутствует информация о регистрации ФИО6 на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, то есть на 18 марта 2014 года.
Судами установлено, что иные решения ответчик ДТСЗН администрации г. Симферополя Республики Крым об отказе в выплате ФИО1 единовременного пособия не принимал.
6 февраля 2020 года ФИО1 обратился с жалобой в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Крым по вопросу выплаты единовременного пособия на погребение.
Согласно ответу Министерства труда и социальной защиты населения Республики Крым от 21 февраля 2020 года исх. N, истцу указано на отсутствие оснований для осуществления выплаты единовременного пособия на погребение в соответствии со статьей 10 Закона N-ЗРК/2014.
Судами установлено, что ФИО6 родилась в "адрес" ДД.ММ.ГГГГ, являлась гражданкой Украины. В деле имеется копия паспорта гражданки Украины ФИО6, выданного 20 августа 1996 года Центральным РО Симферопольского ГУ МВД Украины в Крыму. Как указано в копии паспорта, ФИО6 с 8 августа 1995 года была зарегистрирована по месту жительства по "адрес".
Разрешая заявленные требования по существу и приходя к выводу об их удовлетворении, суд первой инстанции указал, что ФИО6 по состоянию на 18 марта 2014г имела регистрацию на территории Республики Крым, заявление истцом о выплате единовременного пособия подано в соответствии с требованиями действующих нормативных актов и в предусмотренные сроки, в связи с чем истец имеет право на получение единовременного пособия на погребение.
Верховный суд Республики Крым при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, признал выводы суда первой инстанции ошибочными и отменил решение.
Определяя материальный закон, подлежащий применению, суд апелляционной инстанции верно руководствовался Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", пунктом 1 статьи 10 которого предусмотрено, что в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством РФ. Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти: органом, в котором умерший получал пенсию; организацией (иным работодателем), являвшейся страхователем по обязательному социальному страхованию; территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации; органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному^ социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности на день смерти и не являлся пенсионером (пункт 2).
Вопреки доводам кассационной жалобы суд апелляционной инстанции не допустил неверного толкования и определения норм права, учел, что 18 марта 2014 года Республика Крым принята в состав Российской Федерации в результате ратификации 21 марта 2014 года договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
В статье 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" закреплено, что граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации. Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года. При изменении порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся этим категориям граждан и лиц до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены.
Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, приводятся в соответствие с размерами таких социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в течение переходного периода. При изменении органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя в пределах своих полномочий порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, может предусматриваться необходимость предоставления таких льгот и осуществления таких выплат с учетом критерия нуждаемости. Указанные изменения принимаются органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, до 1 января 2015 года.
Согласно частям 2 и 3 статьи 10 данного закона единовременное пособие на погребение пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, проживавших в Республике Крым, выплачивается дополнительно к социальному пособию на погребение, предоставляемому в соответствии с Федеральным законом "О погребении и похоронном деле". Получателями единовременного пособия на погребение являются супруга, близкие родственники, иные родственники, законные представители умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 22 декабря 2014 года N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" подтверждением постоянного проживания гражданина на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Судом апелляционной инстанции правомерно принято во внимание, что 45-летнего возраста ФИО6 достигла 30 июля 2006 года. Данных о том, что по достижению 45-летнего возраста в паспорт гражданки Украины ФИО6 в установленном порядке была вклеена фотография, которая соответствует указанному возрасту, в материалы дела не представлено, соответственно данный паспорт не является действительным.
12 декабря 2006 года Управлением внутренних дел Центрального района г. Тулы ФИО6 был выдан паспорт гражданки Российской Федерации, согласно данным которого она с 27 сентября 2001 года по 2 сентября 2014 года была зарегистрирована по месту жительства в г. Тула Российской Федерации по "адрес". С 14 апреля 2015 года она была зарегистрирована по месту жительства в "адрес".
Из справки отдела социальной защиты населения по г. Туле Управления социальной защиты населения Тульской области от 7 июля 2015 года N, имеющейся в материалах выплатного дела, исследованного судебной коллегией, следует, что ФИО6 являлась получателем ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов за жилое помещение и коммунальные услуги как инвалид первой группы с 1 января 2010 года по 30 сентября 2014 года. Выплата прекращена с 1 октября 2014 года в связи с переменой места жительства.
С заявлением в Управление социальной защиты населения (Киевский район) Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя о постановке на учет как инвалида 1 группы и предоставлении льгот ФИО6 обращалась впервые 18 июня 2015 года, что подтверждается ее заявлением, имеющимся в материалах выплатного дела. Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что доказательств, подтверждающих факт проживания умершей ФИО6 на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года, в материалы дела не представлено.
Исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, руководствуясь положениями Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Федерального закона от 22 декабря 2014 года N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", судебная коллегия апелляционного суда обоснованно исходила из того, что выводы районного суда о том, что у ФИО6 на 18 марта 2014 года имелась регистрация места жительства на территории Республики Крым, не подтверждены доказательствами, имеющимися в материалах дела, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось.
Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемого судебного постановления, поскольку не опровергают выводов суда апелляционной инстанции и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Выводы суда апелляционной инстанции согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таковых нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 5 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.