Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Юшина Н.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 90 Феодосийского судебного района (городской округ Феодосия) Республики Крым от 16 марта 2021 года и решение судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 26 апреля 2021 года, вынесенные в отношении Юшина Николая Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 90 Феодосийского судебного района (городской округ Феодосия) Республики Крым от 16 марта 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 26 апреля 2021 года, Юшин Н.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей с конфискацией в доход государства гладкоствольного длинноствольного охотничьего оружия ИЖ-54, 12 калибра, N У-1276, 1976 года выпуска.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Юшин Н.А. просит отменить состоявшиеся в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Юшина Н.А. к административной ответственности) незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия и патронов к нему; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо их дисквалификацию на срок от одного года до трех лет с конфискацией оружия и патронов к нему; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административное приостановление их деятельности на срок от десяти до шестидесяти суток.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N150-ФЗ "Об оружии" (далее - Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N150-ФЗ) хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Данной правовой норме корреспондируют требования пункта 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 (далее - Правила).
Согласно статье 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ, гражданину Российской Федерации органом внутренних дел по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 данного Федерального закона, которой установлен порядок лицензирования приобретения оружия и патронов к нему. Для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и другие предусмотренные названным Федеральным законом документы.
При этом в соответствии с требованиями указанной нормы граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, обязаны не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием; не реже одного раза в пять лет представлять в органы внутренних дел медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием.
В силу пункта 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814", не позднее чем за месяц до истечения срока действия выданных лицензий, а также разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия их владельцы представляют в орган внутренних дел по месту учета оружия заявления и документы, необходимые для получения соответствующих лицензий и разрешений.
Таким образом, по истечении срока действия разрешения при несоблюдении предусмотренных Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ условий его продления, хранение оружия является незаконным, так как отсутствует подтверждение соблюдения владельцем оружия необходимых безопасных условий его хранения и использования, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичная правовая позиция также выражена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2015 г. N 2557-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина З. на нарушение его конституционных прав положением части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Как усматривается из материалов дела, 12 марта 2021 года в 15 часов 5 минут Юшин Н.А. по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, пер. Цветочный, 1, кв. 13, незаконно хранил оружие ИЖ-54, 12 калибра, N У-1276, 1976 года выпуска, чем нарушил требования статьи 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ. Срок действия разрешения на хранение и ношение охотничьего гладкоствольного длинноствольного оружия серии РОХа N от ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: рапортом сотрудника ОЛРР по г. Феодосии, г. Судаку и Кировскому району ГУ Росгвардии по Республике Крым и г. Севастополю (л.д.3), протоколом об административном правонарушении (л.д.4), протоколом изъятия оружия, боеприпасов и патронов (л.д.5), объяснениями Гайнутдинова В.А, Богданова С.Н. (л.д.5а, 6), копией разрешения на хранение (без права ношения) огнестрельного длинноствольного оружия самообороны (л.д.9), и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что описанные действия Юшина Н.А. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с положением статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Действия Юшина Н.А. квалифицированы по части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в исходя из установленных обстоятельства, норм названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Материалы дела не позволяют признать состоятельным довод жалобы о том, что в протокол об административном правонарушении внесены изменения с нарушением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии Юшина Н.А, копию данного процессуального документа он получил, замечаний по содержанию протокола им не заявлено. Копия протокола, содержание которого отличается от имеющегося в материалах дела подлинника, заявителем жалобы не представлена.
Доводы жалобы Юшина Н.А. о нарушении его права на защиту ввиду неизвещения о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, являются неубедительными.
Из материалов дела усматривается, что Юшин Н.А. явился в судебное заседание, состоявшееся 16 марта 2021 года, о чем свидетельствуют ходатайство о приобщении к материалам дела документов (л.д.15) и подписка лица, привлекаемого к административной ответственности, о разъяснении ему прав и обязанностей (л.д.14).
При этом ходатайств об отложении судебного заседания Юшиным Н.А. заявлено не было.
Утверждения заявителя о необходимости строгого исполнения требований Указа Главы Республики Крым от 17 марта 2020 г. N 63-У "О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым" (далее - Указ Главы Республики Крым от 17 марта 2020 г. N 63-У) в части соблюдения режима самоизоляции не исключают вину Юшина Н.А. в совершении вмененного административного правонарушения, поскольку непреодолимых препятствий, лишающих возможности заявителя своевременно не позднее чем за месяц до истечения срока действия разрешения на хранение и ношение оружия представить в соответствующий орган заявления и документы, необходимые для продления разрешения, не имелось.
Указом Главы Республики Крым от 17 марта 2020 г. N 63-У на территории Республики Крым введен режим функционирования "Повышенная готовность" для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Крым с 00 часов 00 минут 17 марта 2020 года и до особого распоряжения.
Распоряжением Росгвардии от 1 августа 2020 г. N 1/891-Р "Об установлении особенностей осуществления в 2020 году разрешительной деятельности, нормативно-правовое регулирование которой отнесено к компетенции Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" подтверждение соответствия юридических лиц, физических лиц и индивидуальных предпринимателей обязательным требованиям, в том числе предусматривающим переоформление (продление) лицензий, разрешений, удостоверений частного охранника и иных разрешительных документов, установленных законодательством Российской Федерации об оружии и частной охранной деятельности, за исключением лицензий на осуществление частной детективной и частной охранной деятельности, по которым сроки подтверждения соответствия наступили или наступают в период с 6 апреля по 1 ноября 2020 года, переносится на срок до 1 декабря 2020 года.
Указом Главы Республики Крым от 7 октября 2020 г. N 312-У "О внесении изменений в Указ Главы Республики Крым от 17 марта 2020 года N 63-У" пункт 11-1 дополнен в части рекомендации гражданам в возрасте старше 65 лет, а также гражданам, имеющим хронические заболевания, не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев прямой угрозы жизни и здоровью.
Между тем, Указ Главы Республики Крым от 17 марта 2020 г. N 63-У о самоизоляции лиц старше 65 лет носит рекомендательный характер, каких-либо мер к соблюдению требований закона вплоть до выявления правонарушения 16 марта 2021 года Юшиным Н.А. не принималось.
Указания заявителя на малозначительность совершенного правонарушения не могут быть приняты во внимание.
Незаконное хранение оружия по истечении срока действия разрешения по своему характеру не может являться малозначительным, поскольку нарушает правоотношения, возникающие при обороте гражданского и иного вида оружия на территории Российской Федерации, направленные на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности.
Оружие, будучи техническим средством, конструктивно предназначенным для поражения живой или иной цели, способно причинить существенный вред жизни, здоровью людей, имуществу, природе и тем самым создает повышенную опасность для этих охраняемых Конституцией Российской Федерации ценностей.
Таким образом, данное деяние характеризуется повышенной общественной опасностью, в связи с чем оснований для освобождения Юшина Н.А. от ответственности мировой судья и судья районного суда обоснованно не усмотрели. Административное наказание назначено Юшину Н.А. в пределах санкции вменяемого правонарушения с учетом характера совершенного правонарушения, является соразмерным содеянному и отвечает принципам справедливости.
Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Юшина Н.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Порядок и срок привлечения Юшина Н.А. к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 90 Феодосийского судебного района (городской округ Феодосия) Республики Крым от 16 марта 2021 года и решение судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 26 апреля 2021 года, вынесенные в отношении Юшина Николая Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Юшина Н.А. - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
мировой судья Сиваш Н.С. N 5-90-147/2021
судья городского суда Шаповал А.В. N 12-164/2021
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N П16-4912/2021, П16-405/2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.