Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Евтифеевой О.Э. и Пушкаревой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Солодкина Игоря Анатольевича, поданной через суд первой инстанции 5 апреля 2022 года, на решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 20 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 19 октября 2021 года по административному делу N 2а-505/2021 по административному исковому заявлению Солодкина Игоря Анатольевича к медицинскому пункту Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 13 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области", Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 13 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области", Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N 54 Федеральной службы исполнения наказаний" о признании действий (бездействия) незаконными.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, пояснения Солодкина И.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Солодкин И.А. обратился в Дзержинский районный суд г. Новосибирска с административным исковым заявлением к медицинскому пункту Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 13 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области", Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 13 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области", Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N 54 Федеральной службы исполнения наказаний", в котором просил признать действия (бездействие) фельдшера медицинского пункта ФКУ ИК-13 Куликовой Т.А. незаконными, которая отказом в назначении ему постельного режима подвергла его жизнь необоснованному риску.
Решением Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 20 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 19 октября 2021 года, требования административного истца оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Солодкин И.А. ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов с принятием нового решения, указывая на нарушение судами норм материального права, нарушении его права на судебную защиту на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда, в том числе по собиранию и истребованию доказательств по собственной инициативе, по вызову свидетелей в судебное заседание по его ходатайству для подтверждения обстоятельств нарушения его прав оспариваемыми действиями фельдшера Куликовой Т.А.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судом первой и апелляционной инстанций.
При рассмотрении дела установлено, что Солодкин И.А. является осужденным и отбывает наказание в ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Новосибирской области.
5 марта 2020 года Солодкин И.А. обратился за медицинской помощью на амбулаторный прием к фельдшеру здравпункта N 1 филиала "Туберкулезная больница" ФКУЗ МСЧ-54 ФСИН России Куликовой Т.А, ему был установлен диагноз: " "данные изъяты"", назначено лечение лекарственными препаратами. Постельный режим Солодкину И. А. рекомендован не был.
Оставляя требования административного истца без удовлетворения, суд первой инстанции исходил из того, что в ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения факты ненадлежащего медицинского контроля за состоянием здоровья административного истца, нарушения его прав на своевременное получение качественной и квалифицированной медицинской помощи, виновных действий со стороны административного ответчика, каких-либо относимых и допустимых доказательств ненадлежащего оказания медицинской помощи административным истцом не представлено.
Также суд пришел к выводу об отсутствии доказательств наличия медицинских показаний для назначения постельного режима, установив, что признаки заболевания Солодкина И.А. не вызывали угрозу для его жизни, показания для постельного режима отсутствовали, доказательства необходимости его применения административным истцом не приведены.
Суд апелляционной инстанции оценивая законность оспариваемого судебного акта, согласился с выводами суда первой инстанции.
Выводы судов являются правильными.
В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации, устанавливает право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения (часть 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, предусмотрено, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации (пункт 123); в исправительных учреждений осуществляются медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности (пункт 124); при невозможности оказания медицинской помощи в исправительном учреждении осужденные имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций (пункт 125).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", при рассмотрении административных дел, связанных с непредоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи (статья 41 Конституции Российской Федерации, статья 4, части 2, 4 и 7 статьи 26, часть 1 статьи 37, часть 1 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Частью 1 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 статьи 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", подпункта 1 пункта 2, пункта 3 Порядка возложения функций лечащего врача, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23 марта 2012 года N 252н, отдельные функции лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту могут возлагаться на фельдшера.
Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержден приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года N 285.
Пунктом 33 указанного Порядка предусмотрено, что медицинская помощь в амбулаторных условиях осужденным оказывается в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта) по предварительной записи. Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается без предварительной записи. В случае необходимости оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме осужденный может обратиться к любому сотруднику учреждения уголовно-исполнительной системы, который обязан принять меры для организации оказания ему медицинской помощи.
Учитывая обстоятельства дела, приведенные нормы материального права, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судебных инстанций об отказе в удовлетворении заявленных требований основанными на требованиях действующего законодательства и обстоятельствах дела.
Доводы кассационной жалобы об обратном основаны на неверном понимании и толковании норм права.
Административный истец не представил суду доказательств, подтверждающих нарушение его прав и законных интересов неоказанием ему надлежащей медицинской помощи в связи с наличием у него заболевания.
Доводы кассационной жалобы основаны на иной оценке доказательств, однако не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом, в связи с чем рассматриваемая кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 20 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 19 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 июня 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.