Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Новожиловой И.А, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2002/2021 (УИД 55RS0006-01-2021-002623-26) по иску Ежова Николая Владимировича к Бюджетному учреждению города Омска "Дорожное ремонтно-строительное управление N 2" об обязании предоставить сведения о работе во вредных и тяжелых условиях труда, начислить и уплатить страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, по кассационной жалобе Ежова Николая Владимировича на решение Советского районного суда г. Омска от 3 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 22 февраля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, выслушав объяснения Ежова Николая Владимировича, поддержавшего доводы кассационной жалобы
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ежов Николай Владимирович (далее по тексту - Ежов Н.В.) обратился в Советский районный суд г. Омска с иском к муниципальному унитарному предприятию "Дорожное ремонтно-строительное управление N 2" об обязании предоставить в пенсионный фонд сведения о работе во вредных и тяжелых условиях труда, соответствующих Списку N2 "Производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях", утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, в периоды работы с 15 апреля 2000 г. по 15 октября 2000 г, с 15 апреля 2001 г. по 31 октября 2001 г, с 19 апреля 2002 г. по 11 ноября 2002 г, с 15 апреля 2003 г. по 15 октября 2003 г, с 15 апреля 2004 г. по 15 октября 2004 г, с 15 апреля 2005 г. по 15 октября 2005 г, с 15 апреля 2006 г. по 15 октября 2006 г, с 15 апреля 2007 г. по 14 октября 2007 г, с 16 апреля 2008 г. по 14 октября 2008 г, с 16 апреля 2009 г. по 14 октября 2009 г, с 16 апреля 2010 г. по 14 октября 2010 г, с 16 апреля 2011 г. по 14 октября 2011 г, с 16 апреля 2012 г. по 14 октября 2012 г, с 16 апреля 2013 г. по 31 мая 2013 г, обязании начислить и уплатить страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с особыми условиями труда за указанные периоды.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска (далее по тексту - ГУ - УПФ РФ в Советском административном округе г. Омска).
Определением Советского районного суда г. Омска от 14 июля 2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация г. Омска; произведена замена ненадлежащего ответчика - Муниципального унитарного предприятия "Дорожное ремонтно-строительное управление N 2" на Бюджетное учреждение города Омска "Дорожное ремонтно-строительное управление N 2" (далее по тексту - БУ г. Омска "ДРСУ N 2").
Решением Советского районного суда г. Омска от 3 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 22 февраля 2022 г, в удовлетворении исковых требований Ежова Н.В. отказано.
Ежов Н.В. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Советского районного суда г. Омска от 3 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 22 февраля 2022 г. отменить, принять новое решение или направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд.
В обоснование доводов кассационной жалобы Ежов Н.В. указал, что определение и подтверждение полной занятости (не менее 80% рабочего времени) по конкретной профессии является прямой обязанностью работодателя и подтверждается документами предприятия. Ответственность за достоверность и объективность представленной информации несет работодатель. Ответчик умышленно не представлял документы для проведения экспертизы и не являлся в судебные заседания, чтобы дать пояснения. Ответчик представил суду ведомости о передаче в архив документов, в которых стоит штамп согласовано, но в судебном заседание он указывал, что в ведомостях значится запись согласовано, но не сдано. Суд имел все основания и должен был применить часть 3 статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. До рассмотрения гражданского дела N 2-3681/2020 Куйбышевским районным судом г. Омска ему не было известно, что работодатель юридически был заменен на другого, так как фактически он продолжал работать на том же рабочем месте во вредных условиях труда более 80% рабочего времени. После перевода из МУП "ДРСУ N 2" в БУ г. Омска "УДХБ" его должностные обязанности не поменялись, он остался работать на том же месте и с тем же оборудованием. Его трудовая функция в оспариваемые периоды соответствовала трудовой функции варщика битума. Ответчик по решению суда произвел дополнительные отчисления с 2013 г. по 2020 г. за вредные условия труда, но после решения суда отчисления не производит. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Ежов Н.В. представил в суд кассационной инстанции заявление о процессуальном правопреемстве, в котором просил произвести замену ответчика Бюджетное учреждение города Омска "Дорожное ремонтно-строительное управление N 2" на его правопреемника Бюджетное учреждение города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" (далее по тексту - БУ г. Омска "УДХБ").
Ответчик, третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц, содержащимся в информационной базе ФНС России и являющимся общедоступными, 13 января 2022 г. БУ г. Омска "ДРСУ N 2" прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения, правопреемником является БУ г. Омска "УДХБ".
Принимая во внимание, что БУ г. Омска "УДХБ" является правопреемником БУ г. Омска "ДРСУ N 2", судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в порядке статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации производит замену БУ г. Омска "ДРСУ N 2" на его правопреемника - БУ г. Омска "УДХБ".
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно трудовой книжке Ежов Н.В. 6 июня 2000 г. был принят в МУП "ДРСУ-2" битумоваром 3 разряда с двух месячным испытательным сроком, 31 мая 2013 г. уволен в порядке перевода в БУ г. Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства", 3 июня 2013 г. принят в БУ г. Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" битумщиком третьего разряда участка асфальтобетонного завода переводом из МП г. Омска "ДРСУ N2". 1 сентября 2013 г. переведен на участок асфальтобетонного завода варщиком битума 4 разряда, где работает по настоящее время.
В ответе ГУ - УПФ РФ в Советском административном округе г. Омска от 28 февраля 2020 г. на обращение Ежова Н.В. указано, что в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица сведения о работе с 2000 г. по 2013 г. отражены общими условиями труда, код льготы отсутствует.
22 июня 2020 г. Ежов Н.В. обратился в МУП г. Омска "ДРСУ N2" с заявлением о корректировке сведений застрахованного лица по факту его льготной работы, представляемых страхователем в пенсионный фонд, данное требование работодателем было оставлено без удовлетворения.
Не согласившись, Ежов Н.В. обратился в Куйбышевский районный суд г. Омска с иском к БУ г. Омска "УДХБ" с требованиями о возложении обязанности внести корректирующие сведения в ИЛС застрахованного лица Ежова Н.В. за период работы с 6 июня 2000 г. по настоящее время по профессии "битумщик", начислить и оплатить страховые взносы.
Решением Куйбышевского районного суда г. Омска от 5 ноября 2020 г. исковые требования Ежова Н.В. удовлетворены частично. На БУ г. Омска "УДХБ" возложена обязанность предоставить в Пенсионный фонд Российской Федерации по Омской области сведения о работе Ежова Н.В. в должности битумщика с вредными и тяжелыми условиями труда, соответствующими Списку N 2 "Производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях", утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 в следующие периоды: с 3 июня 2013 г. по 14 октября 2013 г, с 24 марта 2014 г. по 8 ноября 2014 г, с 17 марта 2015 г. по 1 ноября 2015 г, с 1 апреля 2016 г. по 1 ноября 2016 г, с 20 марта 2017 г. по 1 ноября 2017 г, с 3 апреля 2018 г. по 2 ноября 2018 г.; с 26 марта 2019 г. пo 18 ноября 2019 г, с 31 марта 2020 г. по 22 июня 2020 г. На БУ г. Омска "УДХБ" возложена обязанность предоставить в Пенсионный фонд Российской Федерации по Омской области сведения о работе Ежова Н.В. во вредных и тяжелых условиях труда, соответствующих Списку N2 "Производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях", утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10, в вышеуказанные периоды. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В мотивировочной части решения приведены суждения суда о том, что Ежовым Н.В. требования о внесении корректирующих сведений в его ИЛС за период работы с 6 июня 2000 г. по 31 мая 2013 г. заявлены к ненадлежащему ответчику, так как БУ г. Омска "УДХБ" не является правопреемником МУП "ДРСУ N 2", на этом основании в удовлетворении исковых требований отказано.
Ежов Н.В, указав, что в периоды с 15 апреля 2000 г. по 15 октября 2000 г, с 15 апреля 2001 г. по 31 октября 2001 г, с 19 апреля 2002 г. по 11 ноября 2002 г, с 15 апреля 2003 г. по 15 октября 2003 г, с 15 апреля 2004 г. по 15 октября 2004 г, с 15 апреля 2005 г. по 15 октября 2005 г, с 15 апреля 2006 г. по 15 октября 2006 г, с 15 апреля 2007 г. по 14 октября 2007 г, с 16 апреля 2008 г. по 14 октября 2008 г, с 16 апреля 2009 г. по 14 октября 2009 г, с 16 апреля 2010 г. по 14 октября 2010 г, с 16 апреля 2011 г. по 14 октября 2011 г, с 16 апреля 2012 г. по 14 октября 2012 г, с 16 апреля 2013 г. по 31 мая 2013 г. он работал в качестве битумщика 3 разряда в МУП г. Омска "ДРСУ N 2", что подтверждается записями в трудовой книжке, заключением экспертизы условий труда по профессии "битумщик" в БУ г. Омска "УДХБ", проведенной по делу, его должностные обязанности по профессии "битумщик" в различных организациях были идентичны, работа в качестве битумщика носила постоянный характер, связана с вредными условиями труда, другие функциональные обязанности он в этот период не исполнял, ответчик, представив отчетность в пенсионный орган на общих условиях без указания кода об особых условиях труда, нарушил его право на получение досрочной страховой пенсии по старости, обратился в суд с настоящим иском.
При рассмотрении дела определением Советского районного суда г. Омска от 2 августа 2021 г. по делу назначена экспертиза условий труда, производство которой поручено Министерству труда и социального развития Омской области.
В ответе от 12 августа 2021 г. Министерство труда и социального развития Омской области, указало, что проведение государственной экспертизы условий труда регламентируется Трудовым кодексом Российской Федерации, Порядком проведения государственной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. N 549н. Согласно статье 216.1 Трудового кодекса Российской Федерации государственная экспертиза условий труда осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, работников, профессиональных союзов и т.д. Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки: - качества проведения специальной оценки условий труда; - правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; - фактических условий труда работников. Установление на рабочем месте наличия (отсутствия) вредных факторов производственной среды и трудового процесса и определение их класса (подкласса) вредности в настоящее время осуществляется по результатам проведения специальной оценки условий труда, а до 31 декабря 2013 г. осуществлялось по результатам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Специальную оценку условий труда (ранее - аттестацию рабочих мест) проводят аккредитованные в установленном порядке организации (лаборатории). Установление по результатам проведения государственной экспертизы условий труда на рабочих местах классов (подклассов) условий труда Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", Порядком проведения государственной экспертизы, иными нормативными правовыми актами не предусмотрено и выходит за пределы полномочий проведения государственной экспертизы условий труда.
В связи с изложенным гражданское дело было возвращено без проведения государственной экспертизы условий труда.
По ходатайству истца определением Советского районного суда г. Омска от 28 сентября 2021 г. по делу было назначено проведение судебной экспертизы условий труда истца, проведение которой не состоялось по причине отсутствия в материалах гражданского дела первичных документов, необходимых для оценки фактических условий труда на рабочем месте Ежова Н.В. в оспариваемый период работы с 6 июня 2000 г. по 31 мая 2013 г, а именно: должностной (рабочей) инструкции; положения о структурном подразделении; технологических регламентов (процессов); балансовых ведомостей; паспортов на оборудование; приказов по МУП г. Омска "ДРСУ N 2" о начале и завершении эксплуатации оборудования; документов, подтверждающих работу Ежова Н.В. (рабочие журналы, распоряжения (приказы) о закреплении за рабочим местом, технологическим оборудованием); материалов по условиям труда, аттестации рабочих мест по условиям труда на рабочем месте Ежова Н.B. в оспариваемый период работы с 6 июня 2000 г. по 31 мая 2013 г.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 14, 30, 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пунктом 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что факт занятости истца в спорный период времени на предусмотренных Списком N 2 работах с тяжелыми условиями труда в течение полного рабочего дня надлежащими средствами доказывания не подтвержден.
Предоставленные истцом справки БУ г. Омска "УДХБ" о нахождении на участке асфальтобетонных установок, переданных из ДРСУ-2 без технической документации, а также расчетные листки за август 2005 г, май 2005 г, ноябрь 2005 г, июнь 2011 г, август 2011 г, сентябрь 2011 г, май 2012 г, июнь 2012 г, июль 2012 г, август 2012 г, октябрь 2013 г. суд не признал достоверными и бесспорными доказательствами работы истца во вредных условиях труда и выполнения трудовой функции полный рабочий день.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет и 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются, в том числе Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Разделом XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, установлено, что правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются: асфальтобетонщики (позиция 2290000а-11140), асфальтобетонщики - варильщики (позиция 2290000а-11141), битумщики (позиция 2290000а-11200).
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29).
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила N 1015).
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абзац четвертый части 1 статьи 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Пенсионные органы имеют право проверять достоверность представленных страхователями в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица сведений, и по результатам этой проверки осуществлять корректировку этих сведений, вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, сообщив об этом застрахованному лицу. По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При отсутствии в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, их противоречивости, оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные доказательства в их совокупности и, установив отсутствие в материалах дела документов, подтверждающих выполнение Ежовым Н.В. в спорные периоды работ в качестве битумщика в МУП г. Омска "ДРСУ N 2" в течение полного рабочего дня, приняв во внимание действия работодателей, не подтвердивших льготный характер работы Ежова Н.В, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности внести корректирующие сведения в индивидуальный (персонифицированный) учет застрахованного лица Ежова Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы Ежова Н.В. о наличии оснований для удовлетворения его исковых требований не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку являлись предметом исследования и правовой оценки судов первой и апелляционной инстанций, основаны на неверном толковании норм материального права.
Вопреки ошибочному мнению Ежова Н.В. судами на основании полного, всестороннего и правильного исследования и оценки всех представленных сторонами в дело доказательств, в полном объеме установлены все юридически значимые обстоятельствами, правильно применены нормы материального права. Ежовым Н.В. не представлено доказательств, подтверждающий льготный характер его работы в спорные периоды в соответствии со Списком N 2 в качестве битумщика в течение полного рабочего дня в МУП г. Омска "ДРСУ N 2".
Несогласие с выводами судебных инстанций в связи с иной оценкой доказательств, иное мнение о характере разрешения спора, в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Ссылка Ежова Н.В. в кассационной жалобе на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 5 ноября 2020 г. по делу N 3681/2020 не может быть принята во внимание судебной коллегией, поскольку обстоятельства по каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при его рассмотрении, и решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
произвести замену Бюджетного учреждения города Омска "Дорожное ремонтно-строительное управление N 2" на его правопреемника - Бюджетное учреждение города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства".
Решение Советского районного суда г. Омска от 3 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 22 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ежова Николая Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи И.А. Новожилова
Д.А. Гусев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.