Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой Е.Н, судей Папушиной Н.Ю, Уфимцевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 55RS0007-01-2021-007448-48 по иску Власова С.А. к Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения специализированного найма по кассационной жалобе представителя Министерства имущественных отношений Омской области - Пышной А.Ю. на решение Центрального районного суда г. Омска от 07 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 09 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Папушиной Н.Ю,
УСТАНОВИЛА:
Власова С.А. обратилась в суд с иском к Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения. Требования мотивированы тем, что истица относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей ввиду того, что ее мать была лишена родительских прав, а сведения об отце в актовой записи о рождении были внесены со слов матери. Истец была включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, однако до сих пор жилое помещение ей предоставлено не было.
На основании изложенного просила возложить на Министерство имущественных отношений Омской области обязанность предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма с специализированного жилого помещения.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 07 декабря 2021 г. исковые требования удовлетворены. На Министерство возложена обязанность предоставить Власова С.А. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 09 марта 2022 г. решение Центрального районного суда г. Омска от 07 декабря 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителя Министерства - Пышной А.Ю. изложена просьба об отмене обжалуемых судебных постановлений, как принятых с нарушением норм процессуального права. По мнению автора жалобы, судами ошибочно не принято во внимание то обстоятельство, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку функция обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированными жилыми помещениями возложена на Казенное учреждение Омской области "Центр учета и содержания собственности Омской области" (далее - КУ "ЦУС"). В связи с чем возложение обязанности по обеспечению жилым помещением истца на Министерства имущественных отношений Омской области не соответствует положениям областного законодательства.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, об отложении судебного разбирательства не просили. Учитывая разъяснения, данные в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 г, принимая во внимание характер спора, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения, исходя из следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правилами части 1 статьи 379.6 ГПК РФ определено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судами установлено, Власова С.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).
Согласно свидетельству о рождении матерью истца является Власова В.Г, отцом Власов А.А. (л.д. 7, 32). Сведения об отце ребенка в актовую запись о рождении внесены на основании заявления матери (л.д. 8, 57).
Решением Омского районного суда Омской области от 20 декабря 2004 г. по гражданскому делу N 2-626/2004 Власова Е.Г. лишена родительских прав в отношении Власовой С.Ф. Судом постановлено передать ребенка на попечение органов опеки и попечительства (л.д. 58-60).
Таким образом, истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По данным филиала ФГБУ "ФКН Росреестра по Омской области". БУ "Омский центр кадастровой оценки и технической документации" Власова С.А. собственником объектов недвижимости не является, право бесплатной приватизации не использовала (л.д. 33. 86).
В соответствии со сведениями, предоставленными департаментом жилищной политики Администрации г. Омска, с Власова С.А. договор социального найма жилого помещения не заключался, решение о предоставлении Власова С.А. жилого помещения на условиях социального найма Администрацией г. Омска не принималось (л.д. 25-26).
Согласно справке первого заместителя главы Москаленского муниципального района Омской области, договоры социального найма жилых помещений, находящихся в собственности Москаленского муниципального района Омской области с Власова С.А. не заключались (л.д. 66).
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии со статьей 1 Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), жилые помещения по договору социального найма предоставлялись гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 г.) к таким лицам, в частности, относились лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей) по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в уполномоченные органы для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В связи с введением в действие статьи 109.1 ЖК РФ, с 01 января 2013 г, жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стали предоставляться по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на указанных нормах действующего законодательства, приведенных в судебных постановлениях, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат.
Как следует из материалов дела, Власова С.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения не является, поставлена на учет в своей категории граждан в установленном законом порядке, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, чем нарушаются ее жилищные права. С учетом указанных обстоятельств, выводы судов о возложении на ответчика обязанности по предоставлению Власова С.А. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, являются законными.
Доводы кассационной жалобы о том, что надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям является Казенное учреждение Омской области "Центр учета и содержания собственности Омской области", были предметом оценки судов первой и апелляционной инстанции и правомерно отклонены.
В абзаце 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрено, что детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве имущественных отношений Омской области, утв. Указом Губернатора Омской области от 10 февраля 2004 г. N 26, Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим проведение единой государственной политики в сферах имущественных и земельных отношений на территории Омской области, управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, в том числе земельными участками, находящимся в собственности Омской области, за исключением лесных участков, водных объектов, иных природных ресурсов. Министерство участвует в реализации государственной политики Омской области в жилищной сфере в пределах компетенции, определенной федеральным и областным законодательством.
Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в сфере управления собственностью Омской области осуществляет от имени Омской области правомочия собственника в случаях и порядке, предусмотренных федеральным и областным законодательством.
Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 г. N-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области (далее - Порядок).
Постановлением Правительства Омской области от 07 июля 2021 г. N-п пункт 2 указанного Порядка изложен в новой редакции, согласно которой уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по приобретению жилых помещений по договорам купли-продажи для предоставления детям-сиротам, а также по предоставлению жилых помещений детям-сиротам в соответствии с настоящим Порядком является Министерство имущественных отношений Омской области.
Обеспечение реализации полномочий Министерства по приобретению жилых помещений по договорам купли-продажи для предоставления детям-сиротам, а также по предоставлению жилых помещений детям-сиротам в соответствии с настоящим Порядком осуществляется Казенным учреждением Омской области "Центр учета и содержания собственности Омской области" (далее - уполномоченное учреждение).
Согласно пункта 3 Порядка уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим формирование и ведение списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ, является Министерство образования Омской области.
Министерство образования Омской области ежегодно не позднее 15 января текущего года направляет в уполномоченное учреждение сведения о детях-сиротах, состоящих в списке, чье право на обеспечение жилым помещением возникло до начала текущего года, а также возникнет в текущем году, по данным на 1 января текущего года по каждому муниципальному району Омской области и муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области в отдельности.
Жилые помещения приобретаются уполномоченным учреждением (за исключением случая, установленного пунктом 7.1 настоящего Порядка) по договорам купли-продажи, Министерством строительства - путем строительства жилых помещений или участия в долевом строительстве многоквартирных жилых домов (пункт 7 Порядка).
При этом, согласно пункту 8 Порядка осуществление функций по включению жилого помещения в установленном законом порядке в специализированный жилищный фонд Омской области возложено на Министерство имущественных отношений Омской области.
Согласно пункту 1.2 Устава КУ "ЦУС", учредителем учреждения является Омская область. Функции учредителя от имени Омской области осуществляет Минимущество Омской области как орган исполнительной власти Омской области в сфере управления собственностью Омской области и как отраслевой орган исполнительной власти Омской области.
Пунктом 1.3 Устава предусмотрено, что учреждение является некоммерческой организацией, осуществляющей оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации полномочий Минимущества в сфере управления собственностью Омской области, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств областного бюджета на основании бюджетной сметы.
Согласно пункту 1.8 Устава учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества - Омская область в лице Министерства имущественных отношений Омской области.
Из пояснительной записки к проекту постановления Правительства Омской области "О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2012 г. N-п" следует, что проект был подготовлен в целях совершенствования работы по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями посредством возложения части функций по реализации указанной деятельности на КУ "ЦУС".
Возлагая обязанность по предоставлению истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на Министерство, суды правомерно исходили из того, что обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот возложена федеральным законодателем на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которым в рассматриваемом споре является Министерство. Учитывая, что КУ "ЦУС" к органам исполнительной власти субъекта не относится, создано в целях обеспечения реализации полномочий Министерства с передачей части полномочий по приобретению жилых помещений по договорам купли-продажи для предоставления детям-сиротам, а также по предоставлению жилых помещений детям-сиротам в соответствии с Порядком предоставления, суды пришли к правильному выводу, что оснований для возложения на указанное казенное учреждение обязанностей по обеспечению жилым помещением истицы не имеется.
Приведенные выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты. Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при сборе и оценке доказательств, а равно нарушения норм материального права, судами допущено не было.
Иная же точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений кассационная жалоба не содержит, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 07 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 09 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства имущественных отношений Омской области - Пышной А.Ю. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.