Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Шадриной Е.В, судей Белоногого А.В. и Пластинина И.В, при ведении протокола помощником судьи Михайловой К.П, с участием прокурора Капсамун И.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-35/2022 по апелляционной жалобе Министерства социальной защиты Республики Карелия на решение Верховного Суда Республики Карелия от 23 марта 2022 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Тяганова А.В. о признании не действующим в части Порядка исполнения ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь" на 2020 год, утверждённого приказом Министерства социальной защиты Республики Карелия от 15 января 2020 года N36-п "Об утверждении Порядка исполнения ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь" на 2020 год".
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Белоногого А.В, объяснения представителя административного ответчика Министерства социальной защиты Республики Карелия Егорова С.В, настаивавшего на доводах жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С, полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, судебная коллегия
установила:
Тяганов А.В. обратился в Верховный Суд Республики Карелия с административным исковым заявлением, в котором просил признать не действующим с момента его опубликования (с 16 января 2020 года) пункт 22 (Приложения N1) Порядка исполнения ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь" на 2020 год, утверждённого приказом Министерства социальной защиты Республики Карелия от 15 января 2020 года N36-п.
Административный иск мотивирован тем, что истец является малоимущим гражданином, осуждённым лицом, освобождённым от отбывания наказания, обратился в компетентный орган с заявлением о предоставлении ему единовременной материальной помощи, представив требуемые документы; однако в предоставлении данной меры социальной помощи ему отказано со ссылкой на пропуск срока для обращения с указанным заявлением, который установлен оспариваемой правовой нормой, закрепляющей, что единовременная материальная помощь осуждённым гражданам, освобождённым от отбывания наказания в виде лишения свободы, предоставляется, если обращение последовало не позднее одного месяца со дня освобождения для отбывания наказания в виде лишения свободы.
По мнению административного истца, оспариваемой нормой фактически установлено правовое регулирование, предусматривающее ограничение в возможности реализации его права на получение единовременной материальной помощи, обусловленное соблюдением срока обращения за получением данной меры социальной помощи, которое не установлено Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Законом Республики Карелия от 9 марта 1998 года N270-ЗРК "О государственной социальной помощи".
Нормы федерального законодательства, предполагая право на получение этой меры социальной помощи, не ставят возможность её получения в зависимость от соблюдения лицом, освобождённым от отбывания наказания в местах лишения свободы, срока на обращения в уполномоченной орган государственной власти, который является пресекательным и восстановлению не подлежит. Административный истец ссылался на произвольность оспариваемого правового регулирования.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 23 марта 2022 года административное исковое заявление удовлетворено: суд признал не действующим с даты его принятия пункт 22 Порядка исполнения ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь" на 2020 год, утверждённого приказом Министерства социальной защиты Республики Карелия от 15 января 2020 года N36-п. Этим же судебным решением на административного ответчика возложена обязанность по опубликованию сообщения о принятии судом данного решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу; с Министерства социальной защиты Республики Карелия в пользу Тяганова А.В. взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей (л.д.138-145).
В апелляционной жалобе Министерство социальной защиты Республики Карелия просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований (л.д.151-156), ссылаясь на ошибочные выводы суда о наличии в оспариваемой норме правового регулирования, не соответствующего нормам, имеющим большую юридическую силу.
На апелляционную жалобу Государственным казённым учреждением социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы Республики Карелия" (л.д.172-173) представлен отзыв.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, и не просивших об отложении судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав объяснения представителя административного ответчика и заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, указав, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий органа государственной власти субъекта с соблюдением процедуры его принятия и опубликования, исходил из того, что оспариваемое регулирование противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу, а именно положениям статей 7 и 9 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", пункту 1 статьи 4, части 4, пункту 2 части 6 статьи 6 Закона Республики Карелия от 9 марта 1998 года N270-ЗРК "О государственной социальной помощи"; пришёл к выводу, что оспариваемая норма предусматривает право иной категории граждан (лиц, освобождённых от отбывания наказания в виде лишения свободы), которая не предусмотрена Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", на получение государственной социальной помощи в виде денежной выплаты - единовременного пособия, тем самым сужен круг лиц, имеющих право на получение социального пособия; содержание пунктов 16 и 22 оспариваемого Порядка свидетельствует об их неоднозначном толковании, поскольку в пункте 16 Порядка установлено право граждан на получение единовременного пособия в течение года при условии нуждаемости, а оспариваемый пункт 22 Порядка ограничивает таких лиц месячным сроком на обращение с соответствующим заявлением в уполномоченный орган; при этом федеральное законодательство, регламентируя вопросы об основаниях для отказа в предоставлении социальной помощи, в качестве такого основания не закрепляет установленное обстоятельство пропуска срока на обращение лица за предоставлением данной меры поддержки.
Судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене.
Процедура и порядок принятия оспариваемого нормативного правового акт судом проверена, участвующими лицами не оспаривается.
Из материалов дела следует, что письмом Государственного казённого учреждения социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы Республики Карелия" от 25 декабря 2020 года N административному истцу отказано в предоставлении единовременной материальной помощи со ссылкой на оспариваемую норму.
Письмом от 29 декабря 2020 года N Тяганов А.В. проинформирован, что решение об отказе в назначении государственной социальной помощи Отделением по работе с гражданами в г. Петрозаводске Прионежском районе Центра принято в соответствии с действующим законодательством (л.д.23-24).
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 18 февраля 2021 года Тяганову А.В. отказано в удовлетворении его иска о признании незаконным отказа Государственного казённого учреждения социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы Республики Карелия" от 25 декабря 2020 года N в назначении единовременной материальной помощи, возложении обязанности назначить и выплатить единовременную материальную помощь в размере, установленном законодательством (л.д.19-22).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 11 мая 2021 года решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 18 февраля 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Тяганова А.В. - без удовлетворения (л.д.11-14).
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 6 октября 2021 года решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 18 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 11 мая 2021 года оставлены без изменения, кассационная жалоба Тяганова А.В. - без удовлетворения.
Пунктом 1 приказа Министерства социальной защиты Республики Карелия от 15 января 2020 года N36-п "Об утверждении Порядка исполнения ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь" на 2020 год" утверждён одноимённый Порядок исполнения ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь" на 2020 год", являющийся приложением N к данному приказу (далее Порядок).
Пунктом 1 Порядка установлено, что мероприятия ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь" на 2020 года реализуются в целях оказания государственной социальной помощи гражданам из малоимущих семей и малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума соответствующей социально-демографической группы населения, за исключением граждан, претендующих на получение социального пособия на третьего и (или) последующих детей, рождённых (усыновлённых) начиная с 1 января 2013 года, до достижения детьми возраста трёх лет, а также в случаях, определённых мероприятиями Программы, - гражданам отдельных категорий, находящимся в трудной жизненной ситуации, семьям с детьми, находящимся в сложной социальной ситуации, проживающим на территории Республики Карелия.
Пунктом 3 Порядка регламентировано, что граждане, их законные представители или доверенные лица в целях получения государственной социальной помощи обращаются в отделение по работе с гражданами Центра по месту жительства (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Порядком) с предъявлением паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность.
Перечень документов, которые необходимо представить в уполномоченный орган власти при обращении с указанным заявлением, закреплён в пункте 4 Порядка.
В силу пункта 12 оспариваемого Порядка основаниями для отказа в предоставлении (назначении) государственной помощи являются:
несоответствие обратившегося гражданина категории граждан, для которой предусмотрено оказание государственной социальной помощи;
непредставление либо представление не в полном объёме документов, являющихся основанием для оказания государственной социальной помощи;
предоставление гражданами недостоверных сведений, необходимых для принятия решения об оказании государственной социальной помощи.
Разделом II оспариваемого Порядка регламентированы условия оказания государственной социальной помощи в форме предоставления единовременной материальной помощи.
Подпунктом 6 пункта 16 Раздела II Порядка установлено, что единовременная материальная помощь гражданам оказывается на следующие цели в размере:
1000 рублей - осуждённым гражданам, освобождённым от отбывания наказания в виде лишения свободы.
Выплата единовременной материальной помощи производится один раз в год по каждой из указанных в пункте 16 настоящего Порядка целей - в случае нуждаемости.
В силу оспариваемого пункта 22 Порядка, единовременная материальная помощь осуждённым гражданам, освобождённым от отбывания наказания в виде лишения свободы, предоставляется, если обращение последовало не позднее одного месяца со дня освобождения от отбывания наказания в виде лишения свободы.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счёт предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее Закон о государственной социальной помощи).
Согласно статье 1 Закона о государственной социальной помощи, государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров; социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определённой денежной суммы за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу статьи 3 указанного Закона государственная социальная помощь оказывается, среди прочего, для поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Статьёй 7 Закона о государственной социальной помощи установлены получатели государственной социальной помощи.
Так, в силу данной правовой нормы, получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учётом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.
В силу пунктов 1, 2 статьи 6 Закона о государственной социальной помощи семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки; условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Таким образом, на федеральном уровне определены условия, при которых семья или одиноко проживающий гражданин могут быть отнесены к малоимущим семьям или гражданам. Основным условием при этом является наличие у указанных лиц по независящим от них обстоятельствам среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации.
Согласно статье 4 Закона о государственной социальной помощи к ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся: принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи; установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации, в том числе установление федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 5 Закона о государственной социальной помощи предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными указанным Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Размер государственной социальной помощи определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 11 Закона о государственной социальной помощи).
Таким образом, федеральный законодатель, устанавливая основы правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи, определилкруг лиц, имеющих право на государственную социальную помощь, к которым отнёс: малоимущие семьи, малоимущих одиноко проживающих граждан и иную категорию граждан, предусмотренную Законом о государственной социальной помощи, при условии, что по независящим от них причинам они имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Следовательно, реализация субъектом Российской Федерации дискреционного полномочия по установлению размера, условий и порядка назначения и предоставления государственной социальной помощи предполагает их распространение на лиц, определённых в статье 7 Закона о государственной социальной помощи.
Законом Республики Карелия от 9 марта 1998 года N270-ЗРК "О государственной социальной помощи", принятым Палатой Республики Законодательного Собрания Республики Карелия, урегулированы на региональном уровне соответствующие вопросы в области обеспечения государственной социальной помощи (далее Закон Республики Карелия о государственной социальной помощи).
В силу статьи 1 Закона, настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" регулирует отдельные вопросы оказания государственной социальной помощи на территории Республики Карелия.
В статье 4 Закона Республики Карелия о государственной социальной помощи регламентированы получатели государственной социальной помощи.
Так, подпунктом 1 статьи 4 Закона установлено, что право на получение государственной социальной помощи на территории Республики Карелия имеют, среди прочего, категории граждан: определяемые ведомственной целевой программой оказания гражданам государственной социальной помощи категории граждан из малоимущих семей и малоимущие одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых по не зависящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с законодательством Республики Карелия, категории граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также иные категории граждан, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, в соответствии со статьёй 6 настоящего Закона.
Согласно части 1 статьи 6 Закона Республики Карелия о государственной социальной помощи государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо в письменной форме заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, сведения об обстоятельствах, свидетельствующих о наличии трудной жизненной ситуации, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 Федерального закона "О государственной социальной помощи".
В силу статьи 12 Закона Республики Карелия о государственной социальной помощи оказание государственной социальной помощи на территории Республики Карелия осуществляется за счёт средств бюджета Республики Карелия, а также за счёт средств федерального бюджета в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, из приведённых норм федерального закона и их взаимосвязи с положениями регионального законодательства следует, что полномочия субъекта Российской Федерации по установлению размера, условий и порядка назначения и предоставления государственной социальной помощи предполагают их распространение на лиц, определённых в статье 7 Закона о государственной социальной помощи, с учётом применения конкретных величин, учитывающих принадлежность граждан к различным социальным группам.
Действительно региональный законодатель не вправе определить иной перечень лиц, которые могут выступать получателями государственной социальной помощи, чем те категории граждан, которые определены в статье 7 Закона о государственной социальной помощи.
Вместе с тем, вывод суда о том, что оспариваемая норма сужает круг лиц, которые могут обратиться за единовременной материальной помощью по сравнению с тем, который установлен федеральным законодателем, является ошибочным, поскольку таких предписаний в пункте 22 Порядка не содержится; данная норма лишь ограничивает срок на обращение за такой помощью социальной группы (освобождённые от отбывания наказания в виде лишения свободы) из категории граждан, поименованных в статье 7 Закона о государственной социальной помощи.
Однако судебная коллегия соглашается с выводом суда о произвольности оспариваемого правового регулирования, с учётом того, что оно не содержит обоснования установления различных сроков на обращение за такой помощью для различных социальных групп из числа лиц, определённых в статье 7 Закона о государственной социальной помощи.
При этом установление разных сроков на обращение за единовременной социальной выплатой для граждан из различных социальных групп, при том положении, что для освобождённых от отбывания наказания в виде лишения свободы установлен минимальный срок по сравнению с иными гражданами из этой категории, свидетельствует о дискриминирующем характере оспариваемого регулирования.
Таким образом, оспариваемая норма ставит в неравное положение лиц одной и той же категории в зависимости от принадлежности к определённой социальной группе с позиции дискриминирующего основания по факту срока на обращение за выплатой.
Судебная коллегия отмечает, что предпочтительный подход в определении предоставляемой меры материальной помощи не устраняет создаваемое ею же фактическое неравенство граждан (возможных получателей такой меры) в распределении социально-имущественных благ соразмерно принципам справедливости и равенства.
При этом судебная коллегия согласна с выводом суда о наличии внутренних противоречий оспариваемой нормы пункту 16 Порядка, по смыслу которой освобождённый от отбывания наказания в виде лишения свободы вправе ежегодно обращаться за выплатой единовременной материальной помощи вне зависимости от даты его освобождения; таким образом, оспариваемая норма имеет неоднозначное толкование, т.е. с одной стороны Порядок наделяет граждан правом на ежегодное обращение за помощью, с другой стороны оспариваемая норма такое право нивелирует.
Вместе с тем, по смыслу приведённых норм регионального характера в их взаимосвязи с положениями федерального законодательства в сфере государственного социального обеспечения, целью предоставления государственной социальной помощи в соответствии с Законом о государственной социальной помощи является адресность и нуждаемость в этой мере социальной поддержки той категорий лиц, которые установлены в указанном нормативном правовом акте, а именно: в качестве помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Законом, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
При этом, как следует из содержания оспариваемой нормы, реализация права на получение государственной социальной помощи ставится в зависимость от соблюдения лицами - осуждёнными гражданами, освобождёнными от отбывания наказания в виде лишения свободы, срока на обращение с заявлением о предоставлении такой меры социальной поддержки.
Учитывая, что предоставление государственной социальной помощи в рамках Закона о государственной социальной помощи должно осуществляться в соответствии с требованиями данного нормативного правового акта, определяющего круг получателей государственной социальной помощи; орган государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе был произвольно осуществлять правовое регулирование условий её выплаты, в том числе срока на обращение за такой помощью.
Довод представителя ответчика в заседание суда апелляционной инстанции о том, что освобождённые от отбывания наказания в виде лишения свободы являются дополнительной категорией, не поименованной в статье 7 Закона о государственной социальной помощи, социальная помощь которым оказывается за счёт средств бюджета субъекта, не является основанием для отмены судебного решения, поскольку не означает право органов государственной власти субъекта произвольно осуществлять правовое регулирование названного вопроса.
Таким образом, поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует нормам, имеющим большую юридическую силу, вывод суда о наличии достаточных оснований для его признания не действующим в этой части является правильным, в связи с чем решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
Довод жалобы, что в оспариваемом Порядке регламентированы и иные категории граждан, которые вправе обратиться за предоставлением государственной социальной помощи, что свидетельствует об отсутствии в оспариваемом регулировании сужения категорий лиц (получателей государственной социальной помощи) на региональном уровне, основанием для отмены судебного решения не является. В данном случае оценке подлежит не целесообразность и положительная динамика региональной нормативной регламентации в отношении иных категорий граждан - возможных получателей государственной социальной помощи в соответствии с оспариваемым Порядком, а вопрос о произвольности оспариваемого регулирования.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции, которой в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Карелия от 23 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальной защиты Республики Карелия - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.