Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Саломатиной Л.А, судей Власенко И.Г, Аноприенко К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи гражданское дело по иску Ракитиной Елены Степановны к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным отказа в заключении контракта о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе, возложении обязанности заключить контракт до достижения предельного возраста пребывания на службе, по кассационной жалобе Ракитиной Елены Степановны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Аноприенко К.В, выслушав объяснения истца Ракитиной Е.С, представителя ответчика Гузеевой Р.В, судебная коллегия
установила:
Ракитина Е.С. обратилась в суд с названным иском к УФСИН России по Республике Саха (Якутия), в обоснование которого указала, что проходила службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации в должности помощника начальника Управления по правовой работе - начальника юридической службы УФСИН России по Республике Саха (Якутия), имея звание подполковника внутренней службы, которое относится к категории старшего начальствующего состава.
В связи с достижением 7 декабря 2020 года предельного возраста пребывания на службе (50 лет), 24 декабря 2020 года с Ракитиной Е.С. на основании пункта 7 части 9 статьи 22 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" был заключен срочный контракт сроком на один год.
Федеральным законом от 17 февраля 2021 года N 13-ФЗ, вступившим в силу с 28 февраля 2021 года, был увеличен предельный возраст пребывания на службе сотрудников уголовно-исполнительной системы, имеющих специальное звание подполковник, до 55 лет, в связи с чем 1 октября 2021 года (до истечения срока контракта) истец обратилась к начальнику УФСИН России по Республике Саха (Якутия) с рапортом о заключении с ней контракта до достижения предельного возраста пребывания на службе, в чем ей было отказано.
Полагая нарушенными указанные требования закона о праве на продолжение службы до достижения предельного возраста пребывания на службе, увеличенного до 55 лет, Ракитина Е.С. просила суд признать незаконным решение ответчика от 4 октября 2021 года об отказе в заключении с ней контракта до достижения предельного возраста пребывания на службе, возложить на ответчика обязанность заключить с ней контракт на срок до 7 декабря 2025 года и возместить моральный вред в сумме 50 000 руб.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 2 декабря 2021 года исковые требования удовлетворены. Признано незаконным решение УФСИН России по Республике Саха (Якутия) от 4 октября 2021 года об отказе Ракитиной Е.С. в заключении контракта согласно поданному рапорту от 1 октября 2021 года до достижения предельного возраста пребывания на службе. На УФСИН России по Республике Саха (Якутия) возложена обязанность заключить с Ракитиной Е.С. контракт о службе в уголовно-исполнительной системе до достижения предельного возраста пребывания на службе на срок до 7 декабря 2025 года. С ответчика в пользу истца взыскана денежная компенсация морального вреда 5 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2022 года решение суда первой инстанции отменено, с принятием решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе Ракитина Е.С. просит об отмене апелляционного определения, оставлении в силе решения суда первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции смыслу и содержанию законодательства, регулирующего спорные отношения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции истец поддержала доводы кассационной жалобы и настаивала на ее удовлетворении.
В письменных возражениях, поддержанных представителем в судебном заседании, УФСИН России по Республике Саха (Якутия) просит суд отклонить жалобу за необоснованностью изложенных в ней доводов.
Изучив доводы кассационной жалобы и материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По мнению суда кассационной инстанции, такие нарушения при принятии решения по настоящему делу допущены не были.
Судами установлено и из представленных материалов гражданского дела следует, что Ракитина Е.С. проходила службу в УФСИН России по Республике Саха (Якутия) в должности начальника Управления по правовой работе - начальника юридической службы УФСИН России по Республике Саха (Якутия).
Приказом УФСИН России по Республике Саха (Якутия) Ракитиной Е.С. было присвоено звание подполковника внутренней службы.
20 апреля 2020 года с Ракитиной Е.С. был заключен контракт о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе на неопределенный срок.
Согласно части 7 статьи 20 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" контракт, заключенный на неопределенный срок, действует до достижения сотрудником предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
7 декабря 2020 года Ракитина Е.С. достигла возраста 50 лет.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 91 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ в редакции, действовавшей на 7 декабря 2020 года, для сотрудников, имеющих специальное звание ниже полковника внутренней службы, предельный возраст пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе составляет 50 лет.
Достижение сотрудником уголовно-исполнительной системы предельного возраста пребывания на службе является основанием для расторжения контракта и увольнения сотрудника со службы в уголовно-исполнительной системе (часть 2 статьи 91, пункт 2 части 1 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ).
1 декабря 2020 года Ракитиной Е.С. получено уведомление об увольнении из уголовно-исполнительной системы по достижению предельного возраста пребывания на службе.
Пунктом 7 части 1 статьи 20 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ предусмотрено, что с сотрудником, достигшим предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе, срочный контракт заключается на период, определяемый в соответствии со статьей 91 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 91 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ, с сотрудником, достигшим предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе, имеющим положительную последнюю аттестацию и соответствующим требованиям к состоянию здоровья сотрудников в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии, с его согласия и по его рапорту может ежегодно заключаться новый контракт, но не более чем в течение пяти лет после достижения предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе.
С учетом рапорта от 21 декабря 2020 года, с Ракитиной Е.С. 24 декабря 2020 года был заключен срочный контракт N 690/2020 сроком действия до 7 декабря 2021 года.
В период прохождения Ракитиной Е.С. службы в уголовно-исполнительной системе по контракту от 24 декабря 2020 года N 690/2020, в Федеральный закон "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" были внесены изменения Федеральным законом от 17 февраля 2021 года N 13-ФЗ, вступившие в силу с 28 февраля 2021 года.
Часть 1 статьи 91 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ была дополнена пунктом 3.1, согласно которому предельный возраст пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе составляет для сотрудника, имеющего специальное звание среднего начальствующего состава, майора внутренней службы или подполковника внутренней службы, - 55 лет.
Введена в действие новая редакция части 3 статьи 91 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ: "С сотрудником, достигшим предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе, имеющим положительную последнюю аттестацию и соответствующим требованиям к состоянию здоровья сотрудников с учетом заключения военно-врачебной комиссии, с его согласия и по его рапорту в течение пяти лет после достижения предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе могут заключаться новые контракты, но не менее чем на один год.".
Полагая, что положения закона об увеличении предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе предоставляют право сотрудникам, достигшим предельного возраста пребывания на службе по ранее действовавшему законодательству и состоящим на службе на основании срочного контракта, продолжить службу по срочному контракту до достижения предельного возраста пребывания на службе по новому законодательству, 1 октября 2021 года Ракитина Е.С. обратилась с рапортом на имя начальника УФСИН России по Республике Саха (Якутия) о перезаключении контракта до достижения предельного возраста пребывания на службе.
20 октября 2021 года в адрес Ракитиной Е.С. было направлено уведомление от 4 октября 2021 года о предстоящем прекращении контракта и увольнении со службы на основании пункта 1 части 1 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ и направлении на прохождение военно-врачебной комиссии (ВВК).
Приказом УФСИН России по Республике Саха (Якутия) от 2 декабря 2021 года N 207-лс прекращен контракт, заключенный с Ракитиной Е.С, и она уволена со службы в уголовно-исполнительной системе на основании пункта 1 части 1 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ - по истечении срока действия срочного контракта.
Удовлетворяя исковые требования Ракитиной Е.С. о признании незаконным отказа УФСИН России по Республике Саха (Якутия) в заключении с ней контракта о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе до достижения предельного возраста пребывания на службе, возлагая на ответчика обязанность заключить с истцом такой контракт сроком до 7 декабря 2025 года, суд первой инстанции пришел к выводу, что изменения предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе, предусмотренные Федеральным законом от 17 февраля 2021 года N 13-ФЗ, дают истцу право дальнейшего прохождения службы в течение 5 лет и реализация данного права зависит от волеизъявления сотрудника, а не от желания руководителя учреждения Федеральной службы исполнения наказания.
Отменяя такое решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Ракитиной Е.С, суд апелляционной инстанции исходил из того, что после достижения предельного возраста пребывания на службе правовое положение истца основано на действии срочного служебного контракта, перезаключение которого на новый срок зависит не только от желания сотрудника, но и от согласия на то уполномоченного работодателем лица при соблюдении обязательных условий, предусмотренных законом.
Также судебной коллегией отмечено, что положения Федерального закона от 17 февраля 2021 года N 13-ФЗ не содержат норм права, предусматривающих обязательное продление действия срочного контракта лицам, чей предельный возраст пребывания на службе был увеличен названным федеральным законом.
Кассационный суд общей юрисдикции полагает возможным согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, соответствующими смыслу и содержанию законодательства, подлежащего применению при разрешении настоящего дела, а также представленным в деле доказательствам и установленным на их основе обстоятельствам дела.
Вводя в действие нормы об увеличении предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе, законодатель в статье 2 Федерального закона от 17 февраля 2021 года N 13-ФЗ предусмотрел отдельные гарантии, установив, что за сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в течение пяти лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона сохраняется право на увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации на основаниях, действовавших до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из буквального содержания приведенной нормы закона следует, что ее применение рассчитано на сотрудников, увольнение которых на день вступления в силу данной нормы не произведено в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе.
Сотрудники уголовно-исполнительной системы, с которыми по достижении предельного возраста пребывания на службе были заключены новые контракты на определенный срок, под действие статьи 2 Федерального закона от 17 февраля 2021 года N 13-ФЗ не подпадают, поскольку их право на увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе подлежало реализации на день достижения предельного возраста пребывания на службе, наступивший до вступления в силу названных изменений законодательства.
К таким сотрудникам подлежит применению новая редакция части 3 статьи 91 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ, которая, как и в прежней редакции закона, не содержит предписаний об обязательном для работодателя заключении с сотрудником, достигшим предельного возраста пребывания на службе, нового контракта на определенный срок при наличии согласия сотрудника и по его рапорту.
При принятии решения по делу судом апелляционной инстанции обоснованно приведена позиция Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированная в определениях от 22 марта 2011 года N 433-О-О, от 21 ноября 2013 года N 1866-О, согласно которой само по себе заключение контракта на определенный срок предполагает, что по истечении данного срока отношения между сторонами могут быть прекращены независимо от того, существуют ли объективные обстоятельства, препятствующие возобновлению или продлению этих отношений. Прекращение контракта о службе в связи с истечением срока его действия соответствует общеправовому принципу стабильности договора (контракта) с учетом того, что сотрудник, заключая контракт на определенный срок, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного периода.
Доводы кассационной жалобы Ракитиной Е.С. о неверном применении судом апелляционной инстанции к спорным отношениям законодательства, основаны на ошибочном толковании положений материального права, регулирующих эти отношения, и оснований к отмене обжалуемого судебного постановления не содержат.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ракитиной Елены Степановны - без удовлетворения.
Председательствующий Л.А. Саломатина
Судьи И.Г. Власенко
К.В. Аноприенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.