Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н, судей Панфиловой Л.Ю, Хребтовой Н.Л, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства строительства Республики Саха (Якутия) к Михайловой М.В. о взыскании денежных средств, необоснованно полученных в качестве социальной выплаты, по кассационной жалобе Министерства строительства Республики Саха (Якутия) на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, судебная коллегия
установила:
Министерство строительства Республики Саха (Якутия) обратилось в суд к Михайловой М.В. с иском, указав, что в 2019 году Михайловой М.В. была предоставлена социальная выплата на приобретение жилого помещения в размере 3 593 116, 80 руб. в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.03.2018 N 82 "О реализации основного мероприятия "Обеспечение жильем многодетных семей, имеющих 5 и более несовершеннолетних детей" подпрограммы "Обеспечение граждан доступным и комфортным жильем" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018-2022 годы". В соответствии с п. 1.4, 1.10, 3.2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения семьям, имеющим 5 и более несовершеннолетних детей, утвержденных постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.03.2018 N 82, социальная выплата на приобретение (строительство) жилья является формой предоставления меры государственной поддержки по обеспечению жильем семей, имеющих 5 и более несовершеннолетних детей, за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Социальная выплата предоставляется гражданам, состоящим в Реестре семей, имеющих 5 и более несовершеннолетних детей, на получение единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения с учетом членов семьи. Гражданин, которому предоставляется социальная выплата, должен приобрести (построить) в течение 5 месяцев с момента получения уведомления жилое помещение, соответствующее требованиям, предъявляемым к пригодным для постоянного проживания жилым помещениям.
Гражданин может использовать социальную выплату на приобретение жилого помещения у физического или юридического лица по договору купли-продажи, по договору долевого участия, договору уступки прав требования (квартиры или индивидуального жилого дома с земельным участком, с физическом износом не более 60%) или на цели строительства благоустроенного индивидуального жилого дома на имеющемся земельном участке (при условии применения аккредитивной формы расчета, предусмотренной договором подряда) в населенном пункте, выбранном для постоянного проживания, в том числе в сельской местности, на территории Республики Саха (Якутия), на погашение ранее предоставленного кредита (займа). В результате проверки Счетной палаты в 2019 году было выявлено, что размер социальной выплаты ответчику рассчитан неверно, ввиду того, что в расчет принят совершеннолетний ребенок в возрасте 24 лет - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На момент выдачи выплаты в 2019 году ей было 24 года. При том, что в соответствии с п. 1.3. Правил к членам семьи гражданина, учитываемым при расчете предоставляемой социальной выплаты, относятся проживающие совместно с ним супруг (супруга) и их дети (дети супруга (супруги)): несовершеннолетние дети; нетрудоспособные совершеннолетние дети, которые являются инвалидами с детства; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, а также проходящие срочную военную службу в рядах Вооруженных Сил и воинских формирований РФ. Ответчику была направлена претензия от 01.10.2020 N о возврате средств. По настоящее время денежные средства не возвращены. При этом от 25.11.2019 ответчик написал заявление в Комиссию по предоставлению социальной выплаты о готовности вернуть 449 139, 60 руб. частями, но по настоящее время возврат не произведен.
Решением Намского районного суда Республики Саха (Якутия) от 28 октября 2021 года исковые требования удовлетворены. Постановлено взыскать с Михайловой М.В. в доход Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) денежные средства в размере 449139, 60 руб, путем перечисления указанных денежных средств на расчетный счет Министерства строительства Республики Саха (Якутия).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 января 2022 года решение Намского районного суда Республики Саха (Якутия) от 28 октября 2021 года отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе Министерство строительства Республики Саха (Якутия) просит отменить постановление суда апелляционной инстанции. Обращает внимание, что социальная выплата на приобретение (строительство) жилья не поименована в п.3 ст.1109 ГК РФ, а потому ее нельзя расценивать как денежные средства, предоставленные в качестве средств к существованию.
В возражениях на кассационную жалобу Михайлова М.В. указывает на отсутствие оснований для удовлетворения доводов кассационной жалобы.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при принятии решений судом апелляционной инстанции допущено не было.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса РФ).
Подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" правительствам субъектов Российской Федерации предписано определить категорию семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, и установить для многодетных семей меры социальной поддержки.
Правительством Республики Саха (Якутия) издано Постановление от 29.03.2018 N 82 "О реализации основного мероприятия "Обеспечение жильем многодетных семей, имеющих 5 и более несовершеннолетних детей" подпрограммы "Обеспечение граждан доступным и комфортным жильем" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018-2022 годы".
Согласно п. 1.4, 1.10, 3.2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения семьям, имеющим 5 и более несовершеннолетних детей, утвержденных постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.03.2018 N82, социальная выплата на приобретение (строительство) жилья является формой предоставления меры государственной поддержки по обеспечению жильем семей, имеющих 5 и более несовершеннолетних детей, за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Социальная выплата предоставляется гражданам, состоящим в Реестре семей, имеющих 5 и более несовершеннолетних детей, на получение единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения с учетом членов семьи.
Гражданин может использовать социальную выплату на приобретение жилого помещения у физического или юридического лица по договору купли-продажи, по договору долевого участия, договору уступки прав требования (квартиры или индивидуального жилого дома с земельным участком, с физическом износом не более 60%) или на цели строительства благоустроенного индивидуального жилого дома на имеющемся земельном участке (при условии применения аккредитивной формы расчета, предусмотренной договором подряда) в населенном пункте, выбранном для постоянного проживания, в том числе в сельской местности, на территории Республики Саха (Якутия), на погашение ранее предоставленного кредита (займа).
В соответствии с п. 1.3. Правил предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения семьям, имеющим 5 и более несовершеннолетних детей, утвержденных постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.03.2018 N82, к членам семьи гражданина, учитываемым при расчете предоставляемой социальной выплаты, относятся проживающие совместно с ним супруг (супруга) и их дети (дети супруга (супруги)): несовершеннолетние дети; нетрудоспособные совершеннолетние дети, которые являются инвалидами с детства; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, а также проходящие срочную военную службу в рядах Вооруженных Сил и воинских формирований Российской Федерации.
Таким образом, во исполнение предписаний статьи 40 Конституции РФ о праве на жилище, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса РФ, нормативными правовыми актами на уровне субъектов Российской Федерации устанавливаются условия и порядок предоставления нуждающимся в обеспечении жильем гражданам мер социальной поддержки в целях содействия улучшению их жилищных условий.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 12.07.2019 Михайлова М.В. обратилась в Комиссию при Правительстве Республики Саха (Якутия) по вопросам предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения семьям, имеющим 5 и более несовершеннолетних детей с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения с составом семьи из 7 человек.
Решением комиссии по вопросам предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения семьям, имеющим 5 и более несовершеннолетних детей от 27.09.2019, утвержден список получателей единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на 2019 год. В данный список включена ответчик Михайлова М.В. и ее семья, общая сумма социальной выплаты составила 3 593 116, 80 руб.
На основании приказа N от 11.11.2019 "О перечислении социальных выплат, предоставленных на приобретение или строительство жилых помещений семьям, имеющим 5 и более несовершеннолетних детей" Михайловой М.В. перечислены из средств государственного бюджета РС (Я) денежные средства, выделенные на предоставление единовременных социальных выплат на обеспечение жильем семей, имеющих 5 и более несовершеннолетних детей - получателей социальных выплат на общую сумму в размере 3 593 116 руб.
Платежным поручением N от 12.11.2019 сумма в размере 3 593 116 руб. перечислена на счет Михайловой М.В.
В результате проверки Счетной палаты в 2019 году было выявлено, что размер социальной выплаты ответчику рассчитан неверно, ввиду того, что в расчет принят совершеннолетний ребенок в возрасте 24 лет - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На момент выдачи выплаты в 2019 году ей было 24 года.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований Министерства строительства Республики Саха (Якутия) о взыскании с Михайловой М.В. излишне выплаченной суммы социальной выплаты, суд первой инстанции исходил из того, что размер социальной выплаты ответчику Михайловой М.В. рассчитан неверно, ввиду того, что в расчет принят совершеннолетний ребенок в возрасте 24 лет.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указал, что судом не применены нормы подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ, а также не принято во внимание социальный характер полученной Михайловой М.В. в рамках действовавшей государственной программы денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, а также отсутствие недобросовестного, противоправного поведения со стороны ответчика, при реализации права на получение указанной меры государственной поддержки.
Исходя из характера и предназначения предоставленной семье Михайловой М.В, имеющей шестерых детей и относящейся к категории многодетных, единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения на территории Республики Саха (Якутия), являющегося единственным для семьи, данная мера государственной поддержки многодетных семей представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки таких семей, не имеющих жилья в регионе их постоянного проживания, а также не имеющих достаточных собственных средств для его приобретения, направлена на погашение ими части остатка основного долга по одному ипотечному жилищному кредиту (займу), в связи с чем, данная выплата по своей правовой природе может быть отнесена к денежным суммам, перечисленным в подпункте 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ и не подлежащим возврату в качестве неосновательного обогащения при отсутствии недобросовестности со стороны гражданина или счетной ошибки, в связи с чем, правовых оснований для взыскания с Михайловой М.В. в пользу Министерства строительства Республики Саха (Якутия) излишне выплаченной суммы единовременной социальной денежной выплаты не имеется.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учел правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 14.01.2020 N 2-П, о недопустимости произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве денежной выплаты на строительство (приобретение) жилья, и формального подхода к делам, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона, что нарушило право Михайловой М.В. на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту, гарантированную каждому статьей 8 Всеобщей декларации прав человека, пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, пунктом 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
Выводы суда апелляционной инстанции не противоречат установленным обстоятельствам и требованиям действующего законодательства и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы в той части, что положения ст.1109 ГК РФ в данном случае не применяются, аналогичны позиции заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, не подтверждают нарушений норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела и ошибочном толковании норм права, поэтому они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшегося по делу судебного постановления.
При таких обстоятельствах, выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела не допущено. Доводы кассационной жалобы оснований для отмены или изменения судебного акта по делу не содержат.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.