Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу генерального директора ГАУ Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 1 - национальный центр медицины" Жиркова "данные изъяты" на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 45 г. Якутска Республики Саха (Якутия) - исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 40 г. Якутска Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2021 года, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 4 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 45 г. Якутска Республики Саха (Якутия) - исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 40 г. Якутска Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 4 февраля 2022 года должностное лицо - генеральный директор ГАУ Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 1 - национальный центр медицины" Жирков С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ГАУ Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 1 - национальный центр медицины" Жирков С.Н. просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы генерального директора ГАУ Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 1 - национальный центр медицины" Жиркова С.Н, материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Из пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) следует, что лицензируемый вид деятельности - это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Согласно статье 37 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение о лицензировании).
В соответствии с пунктом 6 указанного Положения о лицензировании медицинской деятельности осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В силу части 11 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к таким последствиям относится возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Из материалов дела следует, что прокуратурой города Якутска на основании решения о проведения проверки N от ДД.ММ.ГГГГ в период с 4 по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения прав детей, страдающих онкогематологическими заболеваниями, на получение медицинской помощи и услуг по реабилитации.
В ходе проверки установлено, что детское онкологическое отделение ГАУ Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N1 - Национальный центр медицины" (далее ГАУ РС(Я) "РБ N1 - НЦМ") не оснащено оборудованием в соответствии со стандартом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 октября 2012 года N560н, что является нарушением лицензионных требований.
На момент проверки в детском онкологическом отделении ГАУ РС(Я) "РБ N1 - НЦМ" отсутствуют передвижные гепафильтры (по стандарту 1 шт. на палату), ламинарные шкафы (2 шт. на отделение), кроватки с подогревом или матрасик для обогрева (9 шт. на отделение), прикроватные информационные доски (маркерные) (по числу коек). Тромбомиксер в нерабочем состоянии (1 шт. на отделение). Отсутствие данного оборудования влечет несоблюдение параметров микроклимата воздушной среды в палате (гепафильтры), условий стерильности при разведении препаратов (ламинарные шкафы), не обеспечивается неснижаемый запас тромбоцитной взвеси (в связи с нерабочим состоянием термостата тромбомиксера).
ГАУ РС(Я) "РБ N1 - НЦМ" в 2019 году рекомендовано прохождение реабилитации в реабилитационном центре "Русское поле" ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Д. Рогачева" 66 детям, прошедшим лечение от онкогематологических заболеваний, в 2020 году - 54, в первом полугодии 2021 года - 34. Между тем, фактическое прохождение ими реабилитационных мероприятий ГАУ РС(Я) "РБ N1 - НЦМ", главным внештатным специалистом по медицинской реабилитации Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) не контролируется. Регистр пациентов, нуждающихся и прошедших медицинскую реабилитацию, предусмотренный приказом Министерства здравоохранения от 27 января 2021 года N 01-07/120, должным образом не ведется.
Указанные нарушения явились основанием для вынесения заместителем прокурора города Якутска 14 сентября 2021 года в отношении генерального директора ГАУ РС(Я) "РБ N1 - НЦМ" Жиркова С.Н. постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно приказа министра здравоохранения Республики Саха (Якутия) от 2 апреля 2021 года N Жирков С.Н. с 5 апреля 2021 года назначен генеральным директором ГАУ Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 1 - национальный центр медицины".
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом обстоятельств дела судебными инстанциями правильно установлено, что генеральный директор ГАУ Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 1 - национальный центр медицины" Жирков С.Н. допустил нарушение лицензионных требований.
Вывод судебных инстанций о наличии в действиях должностного лица состава указанного административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Вопреки доводам жалобы, вышеуказанные нарушения стали возможными вследствие ненадлежащего исполнения генеральным директором ГАУ Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 1 - национальный центр медицины" Жирковым С.Н. своих должностных обязанностей. При этом, имея реальную возможность надлежащим образом соблюсти требования законодательства в области лицензионных требований, он не проявил в необходимой степени внимательность и предусмотрительность и не принял всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Утверждения заявителя о том, что дефицит стандарта оснащения онкогематологического отделения Педиатрического центра обусловлен объективными причинами, учреждение неоднократно направляло в Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) письма с просьбой о выделении денежных средств на оснащение медицинским оборудованием, денежные средства на приобретение необходимого оборудования выделены не были, не могут являться основанием для отмены вынесенных по делу судебных актов. Указанные доводы являлись предметом проверки судебных инстанций и обоснованно отвергнуты.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Учитывая, что объективная сторона правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в пренебрежительном отношении должностного лица к возложенным на него публично-правовым обязанностям, вмененное заявителю административное правонарушение не может быть признано малозначительным. Отсутствие в результате такого правонарушения наступления каких-либо вредных материальных последствий не может свидетельствовать о его малозначительности.
Оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Возможность замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в пределах санкции статьи в рассматриваемом случае с учетом характера совершенного административного правонарушения, не усматривается.
Аналогичные доводы были предметом проверки судебных инстанций в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Жиркова С.Н. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении Жиркова С.Н. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено Жиркову С.Н. в минимальном размере санкции части 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного правонарушения и степени общественной опасности содеянного, наличие смягчающих обстоятельств - признание вины, совершение административного правонарушения впервые.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 45 г. Якутска Республики Саха (Якутия) - исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 40 г. Якутска Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2021 года, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 4 февраля 2022 года, вынесенные в отношении генерального директора ГАУ Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 1 - национальный центр медицины" Жиркова "данные изъяты" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Жиркова С.Н. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.