Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Никитиной Г.Н, Роженцевой Ю.В.
при секретаре Акматовой О.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием средств видео-конференц-связи административное дело N 3а-2/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тувинская горнорудная компания" о признании не действующим нормативного правового акта
по апелляционной жалобе Правительства Республики Тыва на решение Верховного Суда Республики Тыва от 15 марта 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Никитиной Г.Н, объяснение представителя Правительства Республики Тыва Хертек Д.Г, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя общества с ограниченной ответственностью "Тувинская горнорудная компания" Калинина С.В, мнение представителей Службы по тарифам Республики Тыва Бочаровой Е.Н, Даржаа С.Ю, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, полагавшей решение не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
16 декабря 2020 года Правительством Республики Тыва принято постановление N 639 "Об установлении цены на топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, на территории Республики Тыва на 2021 год" (далее - Постановление N 639).
Приложением к данному постановлению для общества с ограниченной ответственностью "Тувинская горнорудная компания" утверждена цена на топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, на территории Республики Тыва на 2021 год в размере 2 696, 40 руб./тонн.
Постановление N 639 опубликовано на официальном портале Республики Тыва www.rtuva.ru 17 декабря 2020 года N 4359 и 18 декабря 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, номер публикации 1700202012180002.
16 октября 2021 года Правительством Республики Тыва принято постановление N 547 "О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Республики Тыва от 16 декабря 2020 г. N 639" (далее - Постановление N 547), опубликованное на официальном портале Республики Тыва www.rtuva.ru, которым установлена максимальная розничная цена угля для отдельного конкретного субъекта предпринимательской деятельности - ООО "Тувинская горнорудная компания" в размере 2 220, 10 руб./тонн.
Общество с ограниченной ответственностью "Тувинская горнорудная компания" (далее - ООО "ТГРК", Общество) обратилось в Верховный Суд Республики Тыва с административным иском и с учетом уточненных требований просило признать не действующим Постановление N 547, ссылаясь на его несоответствие положениям Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
Административный истец полагает, что Правительство Республики Тыва, принимая оспариваемое постановление, преодолело решение Верховного Суда Республики Тыва от 14 октября 2021 года о признании нормативного правового акта не действующим по делу N 3а-81/2021 от 16 октября 2021 года и приняло аналогичное постановление. Установленная цена за топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, на территории Республики Тыва на 2021 год, не в отношении этого вида продукции, а в отношении конкретного хозяйствующего субъекта - ООО "ТГРК", осуществляющего деятельность по добыче полезного ископаемого и его реализации, что не отвечает принципу государственного регулирования цен (тарифов) и устраняет конкуренцию, тем самым нарушает
права и законные интересы Общества.
Решением Верховного Суда Республики Тыва от 15 марта 2022 года административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Тувинская горнорудная компания" удовлетворены. Признано не действующим постановление Правительства Республики Тыва от 16 октября 2021 года N 547 "О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Республики Тыва от 16 декабря 2020 г. N 639" с 16 октября 2021 года.
Не согласившись с решением суда, Правительство Республики Тыва обратилось с апелляционной жалобой в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, в которой просит решение отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных требований. Полагает, что имели место основания для прекращения производства по делу, в связи с тем, что в ходе судебного заседания административный истец изменил предмет и основания иска, следовательно, уточненные требования подлежали подаче в новом порядке, а производство по настоящему делу прекращению. Просит учесть, что при принятии оспариваемого постановления Правительство Республики Тыва не преследовало цель преодолеть решение Верховного Суда Республики Тыва от 14 октября 2021 года.
На апелляционную жалобу обществом с ограниченной ответственностью "Тувинская горнорудная компания", прокурором, участвовавшем в деле, представлены возражения, Службой по тарифам Республики Тыва представлен отзыв.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 71 Конституции Российской Федерации установление правовых основ единого рынка находится в ведении Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 и абзацем 2 пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству Российской Федерации поручено определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также устанавливать порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги.
Во исполнение названного указа постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В указанный перечень включены топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.
Согласно пункту 5 указанного постановления к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено регулирование цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги на внутреннем рынке Российской Федерации, входящие в Перечень, утвержденный этим постановлением.
В соответствии со статьей 1 Конституционного закона Республики Тыва от 31 декабря 2003 года N 95 ВХ-1 "О Правительстве Республики Тыва" Правительство Республики Тыва осуществляет исполнительную власть в Республике Тыва и является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Тыва.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 19 сентября 2019 года N 463 утверждён Порядок расчёта и установления цен на твёрдое топливо, реализуемое потребителям Республики Тыва, при этом цена (тариф) на твёрдое топливо, реализуемое хозяйствующим субъектом потребителям Республики Тыва, в объёме более 50 тыс. тонн (куб.м.) в год, утверждается Правительством Республики Тыва.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением формы принятия нормативного правового акта, порядка его принятия, а также официального опубликования, и по этим основаниям не оспаривается.
Как усматривается из материалов дела, административный истец ООО "ТГРК" является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Порядок расчёта цен на твёрдое топливо, утвержденный постановлением Правительства Республики Тыва от 19 сентября 2019 года N 463, регулирует порядок установления цен (тарифов) на твёрдое топливо, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.
Им определены способы и методы государственного регулирования цены на твёрдое топливо, порядок предоставления материалов по расчёту цен на твёрдое топливо, их проверки и получения экспертного заключения регулирующего органа, в котором оценивается достоверность данных, приведенных в предложении об установлении цен на топливо, финансовое состояние хозяйствующего субъекта, проводится анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат, предлагаемой величины прибыли, соответствия расчетов и форм, представленных документов и материалов утверждённым нормативно-методическим документам.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 16 декабря 2020 года N 639 утверждена цена на твёрдое топливо на 2021 год в размере 2 696, 40 рублей (с НДС) за 1 тонну.
1 сентября 2021 года Правительством Республики Тыва принято постановление N 466 "О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Республики Тыва от 16 декабря 2020 г. N 639", согласно которому цена на твердое топливо, реализуемое ООО "ТГРК" потребителям на территории Республики Тыва, на 2021 год была изменена, снижена до 2 220, 10 рублей (с НДС) за 1 тонну.
Решением Верховного Суда Республики Тыва от 14 октября 2021 года административный иск ООО "ТГРК" о признании не действующим постановления Правительства Республики Тыва от 16 декабря 2020 года N 639 "Об установлении цены на топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, на территории Республики Тыва на 2021 год" в редакции постановления Правительства Республики Тыва от 1 сентября 2021 года N 466 удовлетворен частично. Признано не действующим со дня принятия решения суда постановление Правительства Республики Тыва от 1 сентября 2021 года N 466 "О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Республики Тыва от 16 декабря 2020 г. N 639".
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 февраля 2022 года решение Верховного Суда Республики Тыва от 14 октября 2021 года отменено, по делу принято новое решение. Признано не действующим постановление Правительства Республики Тыва от 16 декабря 2020 года N 639 "Об установлении цены на топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, на территории Республики Тыва на 2021 год" (в редакции постановления Правительства Республики Тыва от 1 сентября 2021 года N 466 "О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Республики Тыва от 16 декабря 2020 г. N 639") с 1 сентября 2021 года.
16 октября 2021 года постановлением Правительства Республики Тыва N 547 внесены изменения в приложение к постановлению Правительства Республики Тыва от 16 декабря 2020 г. N 639, согласно которому цена на твердое топливо, реализуемое ООО "ТГРК" потребителям на территории Республики Тыва, на 2021 год была изменена, снижена до 2 220, 10 рублей (с НДС) за 1 тонну.
Согласно частям 1 и 3 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты. Решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что судебным актом, вступившим в законную силу, признано не действующим постановление Правительства Республики Тыва от 16 декабря 2020 года N 639 "Об установлении цены на топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, на территории Республики Тыва на 2021 год" (в редакции постановления Правительства Республики Тыва от 1 сентября 2021 года N 466 "О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Республики Тыва от 16 декабря 2020 г. N 639"), однако административный ответчик вновь установилООО "Тувинская горнорудная компания" цену на топливо в прежнем размере, которая признана экономически необоснованной на основании решения суда.
С указанным выводом соглашается суд апелляционной инстанции.
Как следует из экспертного заключения от 15 октября 2021 года N 1126, на которое ссылается административный ответчик, в подтверждение проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности общества и обоснованности установления цены на твердое топливо на 2021 год в размере 2 220, 10 руб./тонну, следует, что оспариваемая цена определена, исходя из необходимой валовой выручки в размере 865, 6 млн.руб. по результатам ее снижения по отношению к принятым значениям на 2021 год на сумму 185, 7 млн.руб, а также расчетного объема твердого топлива - 467 860 тонн.
При этом указанные расчетные значения полностью совпадают со значениями из экспертного заключения от 26 августа 2021 года, на основании которого была рассчитана цена на твердое топливо в том же размере, установленная постановлением Правительства Республики Тыва в постановлении от 1 сентября 2021 года N 466, в редакции которого было признано не действующим постановление Правительства Республики Тыва от 16 декабря 2020 года N 639.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 февраля 2022 года установлена экономическая необоснованность снижения цены на топливо до 2 220, 10 рублей (с НДС) за 1 тонну.
Установление цены на топливо в прежнем размере нарушило право административного истца на установление экономически обоснованной цены, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы в указанной части подлежат отклонению.
Утверждения административного ответчика о том, что уточнив свои требования при рассмотрении судом административного иска, Общество тем самым изменило предмет и основания иска, вследствие чего производство по данному делу подлежало прекращению, основаны на ошибочном толковании процессуального закона.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не содержат оснований для отмены судебного акта, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Тыва от 15 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Тыва - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Верховный Суд Республики Тыва в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 30 июня 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.