Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Чаплыгиной Т.В.
судей Закарян И.В, Шмидт Т.Е, при секретаре Мухиной А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К.Ш. к первому заместителю главы администрации Петровского муниципального района Саратовской области В.В, администрации Петровского муниципального района Саратовской области о признании незаконным решения должностного лица, возложении обязанности
по апелляционной жалобе К.Ш. на решение Петровского городского суда Саратовской области от 16 марта 2022 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав доклад судьи Чаплыгиной Т.В, объяснения административного истца К.Ш, его представителя Ю.А, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя администрации Петровского муниципального района Саратовской области А.А, возражавшего по доводам жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, установила:
К.Ш. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа первого заместителя главы администрации Петровского муниципального района Саратовской области В.В. от 03 сентября 2021 года N 12 в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем К.Ш. на праве собственности земельном участке общей площадью 1500 кв.м, кадастровый N, расположенном по адресу: "адрес", г. "адрес" "адрес" "адрес"; о возложении обязанности на администрацию Петровского муниципального района "адрес" принять решение о разрешении строительства индивидуального жилого дома на вышеуказанном земельном участке.
В обоснование заявленных требований К.Ш. указал, что 24 августа 2021 года обратился в администрацию Петровского муниципального района Саратовской области с заявлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома. Ответом от 03 сентября 2021 года первый заместитель главы администрации В.В. запретил производство индивидуального жилищного строительства, так как земельный участок расположен в границах территориальной зоны Р-Ж (Резервные территории для целей комплексного жилищного строительства). В данной зоне, согласно Правилам землепользования и застройки территории муниципального образования "адрес", не предусмотрено размещение индивидуальной застройки. К.Ш. полагает, что отказ является надуманным, связан с наличием неприязненных к нему отношений среди некоторых руководящих работников администрации. Каких-либо официальных ограничений (обременений) земельный участок на сентябрь 2021 года не имеет. Какого-либо решения о выкупе земельного участка для муниципальных нужд К.Ш. не получал. Полагая свое право по распоряжению принадлежащей собственностью нарушенным, К.Ш. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Решением Петровского городского суда Саратовской области от 16 марта 2022 года в удовлетворении административного иска К.Ш. отказано (т. 2 л.д. 30-33).
В апелляционной жалобе К.Ш. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ее автор ссылается на то, что территория резервной зоны как объект землеустройства, как земельный участок, не сформирована, не зарегистрирована, кадастровый номер отсутствует, границы не определены, в связи с чем нельзя определить располагается ли резервная зона на спорном земельном участке. Решение об изъятии спорного земельного участка для муниципальных нужд органами местного самоуправления не принималось. Решение Петровского районного собрания Петровского муниципального района от 24 декабря 2012 года N (с изм. об утверждении ПЗЗ МО "адрес"") и схематическая карта сведений о вхождении спорного участка в резервную зону не содержат. Документация по освоению земельного участка также отсутствует. Кроме того, полагает, что резервирование спорного земельного участка было осуществлено с нарушением норм действующего законодательства, в частности, при резервировании земельный участок должен был быть конкретизирован с установлением границ, площади и в последующем произведена регистрация в ЕГРН.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно требованиям статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения.
Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), -соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, К.Ш. на основании договора купли-продажи земельного участка от 13 ноября 2013 года является собственником земельного участка общей площадью 1500 кв.м, кадастровый N, расположенный по адресу: "адрес", г. "адрес" "адрес" "адрес" Земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, ограничение прав и обременение объекта недвижимости отсутствуют.
27 августа 2021 года К.Ш. обратился в администрацию Петровского муниципального района Саратовской области с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: "адрес", г. "адрес" "адрес" К данному уведомлению были приложены: копия паспорта заявителя, копия договора купли-продажи земельного участка от 13 ноября 2013 года, копия свидетельства о государственной регистрации права 64- "данные изъяты" от 25 ноября 2013 года, копия выписки из ЕГРН на земельный участок.
Из уведомления от 03 сентября 2021 года N 12 за подписью первого заместителя главы администрации Петровского муниципального района В.В. следует, что К.Ш. отказано в выдаче разрешения на строительство в связи с тем, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории муниципального образования "адрес" муниципального района "адрес" (далее - ПЗЗ МО "адрес") земельный участок с кадастровым номером N расположен в территориальной зоне Р-Ж (Резервные территории для целей комплексного жилищного строительства). В данной зоне согласно ПЗЗ МО "адрес" не предусмотрено размещение индивидуальной жилой застройки.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что правовых оснований для признания незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство не имеется. Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Предусмотренное подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством, правилами землепользования и застройки.
Пунктом 20 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), к вопросам местного значения городского, сельского поселения отнесены, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для начала строительства объекта недвижимости является разрешение на строительство.
В соответствии с частью 4 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 статьи 51 ГрК РФ и другими федеральными законами.
К заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 ГрК РФ.
В соответствии с частью 10 статьи 51 ГрК РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 настоящей статьи документов.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение пяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 указанной статьи).
Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство установлен частью 13 статьи 51 ГРК РФ, согласно которой отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 названной статьи, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка является основанием для отказа в выдаче такого разрешения.
Действующим законодательством не установлено иных оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Порядок, установленный ГрК РФ, направлен на устойчивое развитие территорий муниципальных образований, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии со статьей 8 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 ГрК РФ).
Как следует из материалов дела, Правила землепользования и застройки территории муниципального образования город Петровск Петровского муниципального района Саратовской области были разработаны ФГБОУ ВПО "Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского" и утверждены решением Петровского районного собрания Петровского муниципального района Саратовской области от 24 декабря 2012 года.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Правил, принятые до введения в действие настоящих Правил нормативные правовые акты администрации муниципального образования город Петровск в отношении территории город Петровск по вопросам землепользования и застройки, применяются в части, не противоречащей настоящим Правилам.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Правил (в редакции от 24 декабря 2012 года) объекты недвижимости, существовавшие на законных основаниях до вступления в силу настоящих Правил или до вступления в силу изменений в настоящие Правила, являются несоответствующими настоящим Правилам в случаях, когда эти объекты:
1) имеют вид, виды использования, которые не предусмотрены как разрешенные для соответствующих территориальных зон (часть III настоящих Правил);
2) имеют вид, виды использования, которые поименованы как разрешенные для соответствующих территориальных зон (статья 29 настоящих Правил), но расположены в санитарно-защитных зонах и водоохранных зонах, в пределах которых не предусмотрено размещение соответствующих объектов в соответствии со статьей 32 настоящих Правил;
3) имеют параметры меньше (площадь и линейные размеры земельных участков, отступы построек от границ участка) или больше (плотность застройки - высота (этажность) построек, процент застройки, коэффициент использования участка) значений, установленных статьей 29 настоящих Правил применительно к соответствующим зонам.
Статьями 26, 27, 28, 29 Правил (в редакции от 24 декабря 2012 года) утверждены: карта градостроительного зонирования территории город Петровск, карта зон с особыми условиями использования территории, виды территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования территории город Петровска и градостроительные регламенты.
В статье 28 Правил (в редакции от 24 декабря 2012 года) определено, что Р-Ж- резервные территории для целей комплексного жилищного строительства, входят в состав территориальной жилой зоны.
В статье 29 Правил (в редакции от 24 декабря 2012 года) определено, что Р-Ж- резервные территории для целей комплексного жилищного строительства. Зона резервных территорий для целей комплексного жилищного строительства Р-Ж выделена для формирования жилых районов с возможностью определения параметров жилой застройки и набора услуг по мере принятия решений о застройке территории органами местного самоуправления. Зона предназначена для обеспечения правовых условий формирования селитебных территорий при перспективном градостроительном развитии. При необходимости осуществляется зонирование таких территорий, и вносятся изменения в соответствии с порядком, предусмотренных главой 7 настоящих Правил.
Таким образом, градостроительное зонирование территории "адрес" и зоны с особыми условиями использования территории, утверждены Правилами землепользования и застройки территории муниципального образования город Петровск Петровского муниципального района Саратовской области.
При этом, анализ статей 26 и 27 Правил позволяет сделать вывод, что спорный земельный участок с кадастровым номером 64:45:030722:54 расположен в территориальной зоне Р-Ж (Резервные территории для целей комплексного жилищного строительства), то есть в зоне не предусматривающей возможность размещения индивидуальной жилой застройки.
Правила землепользования и застройки территории муниципального образования город Петровск Петровского муниципального района Саратовской области (утв. решением Петровского районного собрания Петровского муниципального района Саратовской области от 24 декабря 2012 года) являются действующими и в установленном законом порядке не обжалованы и недействующими не признаны.
При этом как верно указано судом первой инстанции, К.Ш. не лишен в установленном законом порядке как права обжаловать указанные Правила, так и права на обращение в уполномоченный орган с заявлением об изменении вида территориальной зоны на которой расположен, принадлежащий ему земельный участок.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у первого заместителя главы администрации Петровского муниципального района Саратовской области В.В. имелись основания для отказа К.Ш. в выдаче разрешения на строительство, ввиду недопустимости строительства индивидуального жилого дома на землях, имеющих специальное назначение и предназначенных для формирования жилых районов с возможностью определения параметров жилой застройки и набора услуг. Оспариваемый отказ принят в пределах полномочий органа местного самоуправления, содержит мотивы принятого решения, нарушений порядка его принятия не установлено.
Доводы жалобы о том, что территория резервной зоны как объект землеустройства, как земельный участок не сформирован, не зарегистрирован, кадастровый номер отсутствует, границы не определены, а также нарушен порядок изъятия (резервирования) земельного участка судебной коллегий отклонены, поскольку в силу положений статьи 30 Правил зонирование таких территорий осуществляется при необходимости. При этом, Правилами утверждены: карта градостроительного зонирования территории город Петровск, карта зон с особыми условиями использования территории, виды территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования территории города Петровска и градостроительные регламенты.
Доводы жалобы не могут повлиять на правильность принятого судом решения, не признаны судебной коллегией доказательством принятия по делу незаконного судебного акта. В силу части 3 статьи 84 КАС РФ достаточность доказательств для правильного разрешения спора определяется судом, тогда как в данном конкретном случае оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
Совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение этим решением прав, свобод и законных интересов административного истца в данном случае отсутствует.
Нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющимися основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено. При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Петровского городского суда Саратовской области от 16 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.Ш. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Петровский городской суд Саратовской области в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.