Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе
председательствующего Коробенко Э.В, судей: Гришина С.В. и Килярова М.Х, при секретаре судебного заседания Прокопенко Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца и ее представителя - АхмадоваИ.М. на решение Грозненского гарнизонного военного суда от 30декабря 2021 г, которым отказано в удовлетворении требований проходившей военную службу по контракту военнослужащей войсковой части N рядового в отставке Косаревой Светланы Анвар-Бековны о признании незаконными действий командиров войсковых N и N, связанных с порядком ее увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи ГришинаС.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Южного военного округа майора Шевцова А.А, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
приказом командира войсковой части N от 20 августа 2021 г. N157 Косарева С.А.-Б. уволена с военной службы по возрасту без предоставления жилого помещения.
На основании приказа командира войсковой части N от 25 августа 2021г. N 171 она исключена из списков личного состава воинской части с 26августа 2021 г.
Полагая свои права нарушенными, Косарева С.А.-Б. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просила признать данные приказы незаконными, отменить их, восстановить ее на военной службе в прежней или равной воинской должности, обеспечив положенными видами довольствия, недополученного за период необоснованного увольнения.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Косарева С.А.-Б. и ее представитель просят решение суда отменить. Вобоснование они указывают, что рапорт об увольнении с военной службы административный истец не подавала, беседа по данному поводу с ней не проводилась, об отказе командования заключить с ней новый контракт истец узнала лишь в суде первой инстанции. Указанные нарушения порядка увольнения с военной службы лишили административного истца права на предоставление жилого помещения.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу помощник военного прокурора 201 военной прокуратуры просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и поданных на нее возражениях, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с подпунктом "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона "Овоинской обязанности и военной службе" (далее - Закон) военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Для военнослужащих женского пола предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается 45 лет (пункт 2 ст. 49 Закона).
То есть, достижение военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе является безусловным основанием для увольнения его с военной службы.
Согласно пункту 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы, в том числе по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии.
Таким образом, законодательством установлен запрет на увольнение военнослужащих указанной категории при отсутствии их согласия на то и лишь при условии нахождения их на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Из материалов дела видно, что решением ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Югрегионжилье") от 9 августа 2012 г. N 2359 Косаревой С.А.-Б. отказано в признании нуждающейся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в связи с предоставлением документов, не подтверждающих наличие соответствующего права. Данное решение в судебном порядке не обжаловано.
Сообщением начальника ФГКУ "Югрегионжилье" от 15 апреля 2014 г. N184/2/10810ж Косаревой С.А.-Б. разъяснено, что для признания ее и членов семьи нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, необходимо повторно представить пакет документов в соответствии с приложением N 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 30сентября 2010 г. N 1280.
В сентябре 2017 года Косарева С.А.-Б. достигла предельного возраста пребывания на военной службе. Тогда же Министерством обороны Российской Федерации с нею заключен новый контракт о прохождении военной службы сверх предельного возраста на три года - до 8 сентября 2020 г.
Из листа беседы от 11 ноября 2020 г. следует, что Косарева С.А.-Б. подлежит увольнению с военной службы по возрасту, жильем не обеспечена, просит не увольнять до признания ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
Решением командира войсковой части N от 18 января 2021 г. административному истцу отказано в заключении с ней нового контракта.
19 июля 2021 г. с Косаревой С.А.-Б. проведены две беседы на предмет увольнения с военной службы по возрасту, в ходе которых обращено внимание на то, что она не признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
Все листы беседы пописаны административным истцом, поэтому оснований полагать, что она не была уведомлена о предстоящем увольнении с военной службы, не имеется.
Приказом командира войсковой части N от 20 августа 2021 г. N 157 Косарева С.А.-Б. уволена с военной службы по возрасту. В приказе указано, что административный истец имеет общую продолжительность военной службы более 27лет, нуждающейся в жилых помещениях установленным порядком не признана.
На основании приказа командира войсковой части N от 25 августа 2021г. N 171 Косарева С.А.-Б. исключена из списков личного состава воинской части с 26августа 2021 г.
Представитель командира войсковой части N - капитан Г.И, а также допрошенные в качестве свидетелей майор С.А, отвечавший за сбор документов и исполнявший обязанности начальника отделения кадров, прапорщик Я.Р. и сержант Д.Б, занимавшиеся оформлением документов, в суде первой инстанции пояснили, что с целью соблюдения жилищных прав КосаревойС.А.-Б. командование неоднократно разъясняло ей порядок признания нуждающейся в предоставлении жилого помещения, в том числе о необходимости обратиться в жилищный орган с заявлением о принятии на жилищный учет. При этом административному истцу оказывалась помощь в сборе необходимых документов, подтверждающих периоды службы и сдачу жилых помещений по прежним местам службы. Каких-либо препятствий в реализации права на жилище Косаревой С.А.-Б. не чинилось.
Косарева С.А.-Б. в суде подтвердила, что воинские должностные лица разъясняли ей порядок признания нуждающейся в жилом помещении и помогали собирать документы. При этом она сообщила, что после 2014 года в жилищный орган не обращалась, надеясь, что не будет уволена с военной службы до признания нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
Согласно сообщению ФГАУ "Росжилкомплекс" от 26 апреля 2022 г. N194/175-ФЮ/2211 после 2014 года Косарева С.А.-Б. с заявлением о признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения не обращалась.
В силу абзаца 13 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие-граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 6 и 11 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N1768, для признания нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган заявление о признании нуждающимся в жилом помещении, к которому прилагаются: копии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность военнослужащего, и паспортов, удостоверяющих личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства), копии свидетельств о рождении детей, не достигших 14?летнего возраста, и документов о регистрации по месту жительства детей, не достигших 14-летнего возраста, а в случае, если дети усыновлены (удочерены), - копии свидетельства об усыновлении (удочерении) либо решения суда об усыновлении (удочерении); копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); выписки из домовых книг (поквартирные карточки), копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления; копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае, если по обстоятельствам, не зависящим от военнослужащего, документы, указанные в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта и абзаце четвертом пункта 7 настоящих Правил, не могут быть получены (представлены), военнослужащий представляет документы, свидетельствующие о невозможности их получения (представления).
Пунктами 1 и 8 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010г. N 1280 (далее - Инструкция), предусмотрено, что для признания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, к которому прикладываются указанные в данной Инструкции документы. В этом случае датой принятия военнослужащего на учет нуждающихся в жилых помещениях является дата подачи (отправки по почте) им в структурное подразделение уполномоченного органа заявления и соответствующих документов.
Информацию о прохождении и общей продолжительности военной службы военнослужащего, составе его семьи в структурные подразделения уполномоченного органа в десятидневный срок предоставляют кадровые органы Вооруженных Сил Российской Федерации.
То есть, законодательство связывает возможность реализации права военнослужащего, обратившегося в жилищные органы по вопросу о принятии на жилищный учет, с необходимостью представления им конкретных документов, характеризующих обеспеченность его жильем, а также документов, подтверждающих его семейное положение. Обязанность по представлению в установленный срок иных документов, в том числе касающихся прохождения службы, возложена на командование. В связи с этим ссылка административного истца на длительность получения необходимых документов является несостоятельной.
Таким образом, необращение Косаревой С.А.-Б. в жилищный орган с заявлением о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения не позволяет определить, имелось ли у нее реальное право на жилище и установить причину, по которой оно не реализовано.
Пунктом 7 Правил также определено, что в отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, заявление и документы, указанные в пункте 6 настоящих Правил, должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.
Это нормоположение является значимым для разрешения настоящего дела, поскольку направлено, с одной стороны, на своевременную реализацию жилищного права военнослужащего в период прохождения им военной службы, а с другой стороны, на недопустимость затягивания процедуры увольнения в случае, если сам военнослужащий в жилищный орган в установленном порядке не обращается.
Учитывая, что о наличии безусловного основания увольнения с военной службы Косаревой С.А.-Б. стало известно не позднее 18 января 2021 г, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у нее имелось достаточно времени для обращения в жилищный орган по вопросу принятия на жилищный учет с целью обеспечения жильем в период прохождения военной службы.
Более того, само по себе право на обращение в жилищный орган по вопросу принятия на жилищный учет у Косаревой С.А.-Б. появилось после достижения в сентябре 2017 года предельного возраста пребывания на военной службе (при наличии общей продолжительности военной службы более 10 лет). Однако этим правом Косарева С.А.-Б. также не воспользовалась.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что у командира войсковой N отсутствовали препятствия для издания 20 августа 2021 г. приказа N157 об увольнении административного истца с военной службы, является верным.
Правоотношения, связанные с принятием указанного решения в связи с отказом в заключении с административным истцом нового контракта сверх предельного возраста пребывания на военной службе, гарнизонным военным судом разрешены правильно.
Вопреки мнению автора жалобы, требованиями статьи 10 Положения о порядке прохождения военной службы не установлено обязанности обращения военнослужащего, достигшего предельного возраста пребывания на военной службе, с рапортом о согласии с увольнением в случае принятия командованием такого решения.
Поскольку правомерность исключения из списков личного состава воинской части Косарева С.А.-Б. связывала лишь с необоснованностью увольнения ее с военной службы, оснований для признания незаконным и подлежащим отмене приказа командира войсковой части 93987 от 25 августа 2021 г. N 171 у суда первой инстанции также не имелось.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Грозненского гарнизонного военного суда от 30 декабря 2021 г. по административному исковому заявлению Косаревой Светланы Анвар-Бековны оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца и ее представителя - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 4 июля 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.