Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Зари А.И, Шуайпова М.Г, при секретаре судебного заседания Пересыпке Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика -
Чудиновой М.А. на решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от
10 марта 2022 г, которым удовлетворены заявленные требования гражданки Касумовой Нурсият Джамавовны - вдовы бывшего военнослужащего старшего сержанта Касумова Кадира Кагировича - о признании незаконным решения начальника отдела (обеспечения жилыми помещениями для постоянного проживания, жилищными субсидиями, государственными жилищными сертификатами) филиала "Южный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - филиал ФГАУ "Росжилкомплекс") об отказе в предоставлении жилищной субсидии и снятии истца и членов ее семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Шуайпова М.Г, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" - Удовиченко Н.Б. в обоснование доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Касумова Н.Д. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила:
признать незаконными действия начальника отдела филиала ФГАУ "Росжилкомплекс", связанные с отказом ей и членам ее семьи в предоставлении жилищной субсидии и снятием их с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;
обязать указанное должностное лицо отменить принятые им решения от
26 ноября 2021 г. N 6, и от 26 ноября 2021 г. N 18, согласно которым ей и членам ее семьи отказано в предоставлении жилищной субсидии, и они сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;
обязать восстановить ее и членов семьи на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ей и членам семьи жилищной субсидии.
Решением суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель начальника филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В жалобе указывается, что бывший супруг административного истца Касумов К.К. обеспечивался жилым помещением в составе семьи отца-военнослужащего за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственного жилищного сертификата, на средства которого в 2010 году было приобретено жилое помещение общей площадью 274, 6 кв. м по адресу: Республика "адрес" В 2014 году Касумов К.К. произвел отчуждение своей доли, составлявшей 1/4 этого жилого помещения. Поскольку Касумов К.К. распорядился полученным ранее от государства жилым помещением и не сдал его в установленном законом порядке, он не имел права на повторное обеспечение жильем от военного ведомства, а права членов его семьи являются производными от его прав.
Таким образом, при наличии права на обеспечение жилым помещением в качестве участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, Касумов К.К. избрал обеспечение жилым помещением путем получения государственного жилищного сертификата в составе семьи отца-военнослужащего, реализовав, таким образом, единожды предусмотренное право на получение жилого помещения.
По мнению представителя, к возникшим правоотношениям не подлежит применению Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 416-ФЗ "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащего"", поскольку в нем нет прямого указания о распространении его действия на правоотношения, возникшие до введения его в действие.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до
1 января 1998 г, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 названного Федерального закона.
В абзаце тринадцатом пункта 1 ст. 15 этого же Федерального закона (в редакции от 2 декабря 2019 г. N 416-ФЗ) предусмотрено, что военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотреннымстатьей 51Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В пункте 3.1 ст. 24 этого же Федерального закона установлено, что денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 ст. 15 и ст. 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти) предоставляются в том числе членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, независимо от общей продолжительности военной службы, имевших основания для признания нуждающимися в жилых помещениях, установленные ст. 51 ЖК РФ.
Исходя из содержания части 1 ст. 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
Согласно материалам дела приказами командира войсковой N от
1 декабря 2020 г. N 51 и от 9 декабря 2020 г. N 360 Касумов К.К. исключен из списков личного состава воинской части в связи со смертью. Его общая продолжительность военной службы составляла более 16 лет, В период прохождения военной службы в 2010 году Касумов К.К. в качестве члена семьи отца-военнослужащего был обеспечен государственным жилищным сертификатом, на средства которого приобретен жилой дом общей площадью 274, 6 кв. м в "адрес". Его доля в собственности в жилом помещении составляла 1/4 или 68, 65 кв. м.
В 2014 году указанное жилье, включая долю супруга административного истца, отчуждено в пользу третьего лица.
С 15 июля 2017 г. Касумов К.К. с семьей (супруга, двое сыновей ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годов рождения и дочь ДД.ММ.ГГГГ года рождения) зарегистрированы по адресу войсковой части N в "адрес" и проживали в жилых помещениях на условиях найма по адресу: "адрес"
С января 2022 г. административный истец с детьми нанимает жилое помещение по адресу: "адрес"
Решением начальника территориального отдела "Дагестанский" филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" от 16 апреля 2021 г. N ТО6/20 Касумова Н.Д. с составом семьи из четырех человек (она, двое сыновей и дочь) с 12 марта 2021 г. приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства в "адрес" во внеочередном порядке, форма предоставления - жилищная субсидия.
28 мая 2021 г. Касумова Н.Д. обратилась в жилищный орган с заявлением о перечислении жилищной субсидии на представленные ею банковские реквизиты.
Решением начальника филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" 26 ноября 2021 г. N 6 Касумовой Н.Д. отказано в предоставлении жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по причине того, что ее бывший супруг ранее был обеспечен в составе семьи своего отца-военнослужащего государственным жилищным сертификатом, на средства которого был приобретен жилой дом. Тем самым супруг административного истца реализовал свое право на обеспечение постоянным жильем за счет государства, следовательно, и Касумова Н.Д. и члены ее семьи не подлежали принятию на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых посредством перечисления жилищной субсидией.
Решением начальника филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" 26 ноября 2021 г. N 18 Касумова Н.Д. и ее члены ее семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Между тем согласно абзацам тринадцатому и четырнадцатому пункта
1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с указанным Федеральным законом.
При признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения ст. 53 и ч. 8 ст. 57 ЖК РФ.
Поскольку бывший супруг Касумовой Н.Д. в период военной службы обеспечивался жилым помещением в качестве члена семьи военнослужащего, со дня отчуждения им своей доли жилого помещения прошло более пяти лет, то на дату его гибели, он имел право быть признанным нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Поэтому в соответствии с положениями пункта 3.1 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что члены семьи погибшего военнослужащего имеют право быть обеспеченными жилым помещением от военного ведомства.
Утверждение представителя ответчика о не распространении на возникшие правоотношения Федерального закона от 2 декабря 2019 г. N 416-ФЗ "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" является необоснованным.
В соответствии с пунктом 2 ст. 4 ГК РФ по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Поскольку оспариваемые Касумовой Н.Д. решения жилищного органа приняты после вступления в законную силу изменений, внесенных в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в декабре 2019 года, то эти изменения подлежат применению к возникшим правоотношениям.
При таких данных апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 10 марта 2022 г. по административному исковому заявлению Касумовой Нурсият Джамавовны оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 23 июня 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.