Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Фетисовой И.С, судей Вердияна Г.В, Балабан К.Ю, с участием прокурора Мирошкиной Д.А, при помощнике судьи Алексееве Н.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 июня 2022 года апелляционную жалобу Серегиной Е. В. на решение Истринского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" по делу по административному исковому заявлению Серегиной Е. В, Ладновой Е. В, действующие по поручению группы лиц, к Администрации городского округа Истра о признании постановления незаконным
Заслушав доклад судьи Фетисовой И.С, Объяснения Серегиной Е.В, установила:
Серегина Е.В, Ладнова Е.В, действующие по поручению группы лиц, обратились в суд с административным иском к Администрации городского округа Истра о признании незаконным постановления от "14" апреля 2021 г. "данные изъяты" об установлении публичного сервитута в порядке главы V.7 Земельного кодекса Российской Федерации по адресу (местоположение): "данные изъяты", городской округ Истра, в пользу ПАО "Россети Московскипй регион" в целях эксплуатации существующего линейного объекта - ВЛ 35кВ Манихино-Снегири с кадастровым номером "данные изъяты"
Требования мотивированы тем, что "данные изъяты" Администрация городского округа "данные изъяты", учитывая ходатайство ПАО "Россети Московский регион", приняла решение установить публичный сервитут на срок 588 месяцев в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, согласно приложению "данные изъяты" к постановлению Администрации от "14" апреля 2021 г. "данные изъяты" в пользу ПАО "Россети Московский регион" в целях эксплуатация существующего линейного объекта - ВЛ 35 кВ Манихино-Снегири с кадастровым номером "данные изъяты" в границах в соответствии с приложением "данные изъяты" к Постановлению "данные изъяты". Решение об установлении публичного сервитута размещено "данные изъяты" на официальном информационном сайте www.istra-adm.ru, опубликовано "данные изъяты" в периодическом печатном издании "Истринские вести" ("данные изъяты").
По мнению административных истцов, деятельность, в целях осуществления которой Администрацией установлен публичный сервитут, предусматривает использование ПАО "Россети Московский регион" чужого имущества в своей предпринимательской деятельности, что не соответствует целям установления публичного сервитута, предусмотренным п. 2 ст. 23 Земельного кодекса. При этом деятельность ПАО "Россети Московский регион", при которой частные земельные участки не используются по прямому назначению, будет осуществляться в течение 49 лет и вне зависимости от установленных категории и вида разрешенного использования соответствующего земельного участка.
Подстанция 35 кВ "Снегири" (ПС "данные изъяты") с линиями электропередачи (свидетельство о государственной регистрации права от "данные изъяты" 50-АГ "данные изъяты") была введена в эксплуатацию в 1952 году. С указанного времени воздушная линия электропередачи ВЛ 35 кВ Манихино-Снегири беспрепятственно обслуживается в установленном порядке. При этом для осуществления эксплуатации ВЛ до принятия решения Администрацией об установлении публичного сервитута никаких ограничений в отношении земельных участков истцов установлено не было, за исключением особых условий их использования (охранные зоны), распространяющихся в том числе на субъектов электроэнергетики. Фактическое использование земли, находящейся под воздушными участками кабельно-воздушных линий электропередачи, при эксплуатации ВЛ не требовалось ранее и не требуется в настоящее время, что указывает на отсутствие реальной потребности в установлении публичного сервитута на землях СНТ "Огнеупорщик-3".
Административные истцы считают, что установление публичного сервитута при указанных обстоятельствах, а также в условиях отсутствия возможности участия собственников обременяемых публичным сервитутом земельных участков в процессе принятия решения об установлении публичного сервитута (публичные слушания или общественные обсуждения в данном случае не предусмотрены) является нарушением прав и законных интересов обладателей прав на земельные участки.
Для размещения и эксплуатации ВЛ 35 кВ Манихино-Снегири выделены обособленные земельные участки, на которых размещены опоры воздушных линий электропередачи. В частности на территории ТСН СНТ "Огнеупорщик-3" это земельные участки (17 кв.м.) с кадастровыми номерами "данные изъяты", на территории ТСН "Огнеупорщик-2" - земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты"29 кв.м) и "данные изъяты" (24 кв.м). Все перечисленные земельные участки относятся к землям промышленности, энергетики и иного специального назначения и согласно данным ЕГРН находятся в аренде у ПАО "Россети Московский регион" до 2066 года.
Решением Истринского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" в удовлетворении требований административных истцов отказано.
Не согласившись с решением суда, административным истцом Серегиной Е. В. подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Серегина Е.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, были извещены, их неявка не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, в связи с чем на основании части 6 статьи 226 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
Публичный сервитут устанавливается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются (пункт 3 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут может устанавливаться, в том числе для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 названного Кодекса.
Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 данного Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются V.7 указанного Кодекса (пункт 18 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, в порядке, предусмотренном настоящей главой (глава V.7), публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель, в том числе в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения.
Под размещением понимается строительство, реконструкция и (или) эксплуатация объектов (подпункт 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из положений пункта 4 статьи 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации, следует, что заявитель вправе обратиться за установлением публичного сервитута для размещения и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в отношении любого земельного участка в органы местного самоуправления городского округа. Вопреки доводам жалобы, материалами дела подтверждается наличие предусмотренного положениями ст.39.37 Земельного кодекса Российской Федерации основания для установления публичного сервитута.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа на основании ходатайства об установлении публичного сервитута. Установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок.
Согласно пункту 1 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации в ходатайстве об установлении публичного сервитута должны быть указаны: 1) наименование и место нахождения заявителя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика; 2) цель установления публичного сервитута в соответствии со статьей 39.37 указанного Кодекса; 3) испрашиваемый срок публичного сервитута; 4) срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут (при возникновении таких обстоятельств). В указанный срок включается срок строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта инженерного сооружения; 5) обоснование необходимости установления публичного сервитута; 6) указание на право, на котором инженерное сооружение принадлежит заявителю, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута для реконструкции или эксплуатации указанного инженерного сооружения; 7) сведения о правообладателе инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если заявитель не является собственником указанного инженерного сооружения; 8) кадастровые номера (при их наличии) земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, адреса или иное описание местоположения таких земельных участков; 9) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
Документы и сведения, которые прилагаются к ходатайству об установлении публичного сервитута изложены в пунктах 2-5 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации.
"данные изъяты" от "данные изъяты" "данные изъяты"-ОЗ "О регулировании земельных отношений в "данные изъяты"" предусмотрено, что публичные сервитуты на территории "данные изъяты" устанавливаются решением уполномоченного органа "данные изъяты" в целях обеспечения государственных нужд в случаях, определенных подпунктами 1-7 пункта 4 статьи 23, подпунктами 2, 3 статьи 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации; решением органа местного самоуправления - в целях обеспечения муниципальных нужд в случаях, определенных подпунктами 1-7 пункта 4 статьи 23, подпунктами 3-5 статьи 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации (часть 1 статьи 17 указанного "данные изъяты").
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что "данные изъяты" Администрация городского округа "данные изъяты", на основании ходатайства ПАО "Россети Московский регион" приняла решение установить публичный сервитут на срок 588 месяцев в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, согласно приложению "данные изъяты" к постановлению Администрации от "14" апреля 2021 г. "данные изъяты" в пользу ПАО "Россети Московский регион" в целях эксплуатация существующего линейного объекта - ВЛ 35 кВ Манихино-Снегири с кадастровым номером "данные изъяты" в границах в соответствии с приложением "данные изъяты" к Постановлению "данные изъяты".
Решение об установлении публичного сервитута размещено "данные изъяты" на официальном информационном сайте www.istra-adm.ru, опубликовано "данные изъяты" в периодическом печатном издании "Истринские вести" ("данные изъяты").
Суд первой инстанции указал, что эксплуатация линейного объекта ВЛ35 кВ Манихино-Снегири включает использование по назначению (передачи электроэнергии), техническое обслуживание и ремонт данного энергообъекта. Наличие охранной зоны энергообъекта не исключает возможность установления сервитута для получения полномочий по пользованию чужим земельным участком для целей эксплуатации объекта недвижимости (линейного объекта), не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, и в пределах той части земельного участка, которая занята опорами BJI.
Линейный объект ВЛ 35 кВ Манихино-Снегири (кад. "данные изъяты") создан в 1952 году до возникновения у административных истцов права собственности на принадлежащие им земельные участки, нахождение на них объектов электроэнергетики, принадлежащих ПАО "РоссетиМосковски регион", законно, сервитут необходим для обслуживания и ремонта указанных электрических линий, а также для беспрепятственного доступа к ним.
Поскольку оспариваемое решение Администрации городского округа Истра отвечает требованиям закона, принято в пределах полномочий органа местного самоуправления, нарушения прав административных истцов в ходе рассмотрения дела не установлено, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая, что оспариваемым постановлением публичный сервитут установлен в целях эксплуатации существующего линейного объекта, судебная коллегия, принимая во внимание положения пункта 5 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации, исходит из того, что публичный сервитут мог быть установлен, в том числе, в отношении земельного участка административного истца.
Разрешая спор, суд правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, определилобстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, постановилрешение в соответствии с нормами материального и процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы получили оценку в мотивировочной части решения, оснований для переоценки выводов суда не имеется.
руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Истринского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" оставить без изменения, апелляционную жалобу Серегиной Е. В. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.