Судья Санкт-Петербургского городского суда Грибиненко Н.Н., при секретаре Лущик И.В., рассмотрев 28 апреля 2022 года в судебном заседании в помещении суда административное дело по жалобе на постановление судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 января 2022 года в отношении
Зулфикорова Бахтиёра М, "дата" г.р, уроженца Таджикистана, проживающего по адресу: Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, "адрес", УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 января 2022 года Зулфикоров Б.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 7 000 рублей с административным выдворением за пределы РФ в форме самостоятельного контролируемого выезда.
В соответствии с протоколом об административном правонарушении, вина Зулфикорова Б.М. установлена в следующем:
13.01.2022 года в 19 ч. 10 м. Зулфикоров Б.М. был выявлен по адресу: СПб, "адрес", который, являясь иностранным гражданином, прибыл в Российскую Федерацию 28 мая 2021 года через КПП "Пулково", временно пребывая по адресу: СПб, наб. Обводного канала, "адрес", совершил нарушение режима пребывания в РФ, предусмотренное ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, выразившееся в нарушении правил миграционного учета, а именно: 28.05.2021 прибыл в место пребывания по адресу: СПб, наб. Обводного канала, "адрес", в установленный законом срок с момента пребывания в место пребывания, предусмотренного ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N109 ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ", п. 20 Постановления Правительства РФ от 15.07.2007 N 9 " О порядке миграционного учета ИЕ и ЛБЕ" обязанность встать на миграционный учет по месту пребывания не исполнил, в соответствии с п. 26 Постановления Правительства РФ от 15.07.2007 N9, не предъявил для заполнения бланка уведомления о прибытии принимающей стороне документ, удостоверяющий личность и миграционную карту. Учитывая, что данное административное правонарушение совершено на территории субъекта РФ - Санкт-Петербург, совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ. Учитывая, что ранее привлекался к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 18.8 КоАП РФ.
Зулфикоров Б.М. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления судьи районного суда. В обоснование жалобы указал, что постановление вынесено с нарушением ст. ст. 24.1, 26.11 КоАП РФ.
Зулфикоров Б.М. в Санкт-Петербургский городской суд не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявлял, при таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Защитник Зулфикорова Б.М. - Зверева А.А. в Санкт-Петербургский городской суд явилась, доводы жалобы поддержала, пояснила, что на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции у Зулфикорова Б.М. имелась регистрация, а также был оплачен патент.
Исследовав материалы дела, доводы жалобы, выслушав участников процесса, считаю постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, считаю, что постановление судьи районного суда от 14 января 2022 года подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст. 24.1 КоАП Российской Федерации задачами производства по делам об административных правонарушениях, в том числе, являются всестороннее, полное, объективное, своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
В соответствии с частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Согласно части 5 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Постановлением суда установлено, что 13.01.2022 года в 19 ч. 10 м. Зулфикоров Б.М. был выявлен по адресу: СПб, "адрес", который, являясь иностранным гражданином, прибыл в Российскую Федерацию 28 мая 2021 года через КПП "Пулково", временно пребывая по адресу: СПб, наб. Обводного канала, "адрес", совершил нарушение режима пребывания в РФ, предусмотренное ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, выразившееся в нарушении правил миграционного учета, а именно: "дата" прибыл в место пребывания по адресу: СПб, наб. Обводного канала, "адрес", в установленный законом срок с момента пребывания в место пребывания, предусмотренного ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N109 ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ", п. 20 Постановления Правительства РФ от 15.07.2007 N 9 " О порядке миграционного учета ИЕ и ЛБЕ" обязанность встать на миграционный учет по месту пребывания не исполнил, в соответствии с п. 26 Постановления Правительства РФ от 15.07.2007 N9, не предъявил для заполнения бланка уведомления о прибытии принимающей стороне документ, удостоверяющий личность и миграционную карту. Ранее Зулфикоров Б.М. привлекался к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Таким образом, гражданин Зулфикоров Б.М. повторно в течение одного года совершил административное правонарушение в городе Федерального значения Санкт-Петербурге, выразившееся в нарушении правил миграционного учета, а именно ст. 20 ФЗ N 109 " О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ", п.20 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 года N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ", тем самым согласно протоколу об административном правонарушении, совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.5 ст. 18.8 КоАП Российской Федерации.
Данные обстоятельства судья счел надлежащим образом установленными, и подтвержденными материалами дела, в связи с чем, признал Зулфикорова Б.М. виновным в совершении указанного административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляется в орган миграционного учета принимающей стороной или непосредственно данным иностранным гражданином в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1, 3.2 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации").
Срок представления уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания составляет семь рабочих дней со дня прибытия в место пребывания (часть 3 статьи 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации").
Согласно части 2 статьи 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания:
1) иностранный гражданин:
а) по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту (за исключением случаев освобождения иностранного гражданина от обязанности по заполнению миграционной карты в соответствии с международным договором Российской Федерации);
б) после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1, 3.2 и 4 настоящей статьи;
2) принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных частями 3 и 3.1 статьи 20 настоящего Федерального закона:
а) представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно - лично или в электронной форме либо через многофункциональный центр либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном частью 10 настоящей статьи), за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1, 3.2 и 4 настоящей статьи;
б) передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания. В случае, если уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания подано в электронной форме, принимающая сторона после поступления отрывной части данного уведомления в электронной форме, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа миграционного учета, изготавливает путем распечатки на бумажном носителе копию отрывной части указанного уведомления и передает ее прибывшему иностранному гражданину.
Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона (пункт 4 части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации").
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с пунктом 4 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
По смыслу положений частей 1 - 3 статьи 20 и части 2 статьи 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" в целях осуществления миграционного учета иностранный гражданин по месту своего фактического проживания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность, и миграционную карту, а принимающая сторона в течение 7 рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина в место пребывания представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета и передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.
Зулфикорову Б.М. протоколом об административном правонарушении вменено нарушение режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в нарушении правил миграционного учета.
В нарушение части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении не полностью описано событие административного правонарушения - не указаны: адрес места пребывания, по которому Зулфикоров Б.М. фактически проживал, но не поставлен на миграционный учет; время, в течение которого Зулфикоров Б.М. проживает по данному адресу; наименование принимающей стороны, которой Зулфикоров Б.М. не предоставил документ, удостоверяющий личность, и миграционную карту.
Таким образом, протокол об административном правонарушении от 14 января 2022 года не может быть признан допустимым доказательством, поскольку не содержит сведений, предусмотренных частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. А именно, в протоколе не полностью описано событие административного правонарушения.
Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела, гражданин Республики Таджикистан Зулфикоров Б.М. прибыл на территорию Российской Федерации 28.05.2021, ему выдан патент N... на осуществление трудовой деятельности.
Указанное обстоятельство в нарушение требований ст. 26.11 КоАП РФ, в постановлении судьи районного суда не приведено, не исследовано и не оценено.
При таких обстоятельствах, на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП Российской Федерации, постановление по делу подлежит отмене, в связи с существенными нарушениями процессуальных требований, предусмотренных КоАП Российской Федерации, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а с учетом того, что суд второй инстанции лишен возможности устранить указанные нарушения на данной стадии судебного производства и сроки давности привлечения лица к административной ответственности, предусмотренные ст. 4.5 КоАП Российской Федерации не истекли, дело подлежит направлению на новое рассмотрение, при котором суду следует дать надлежащую оценку указанным выше обстоятельствам, и на основании имеющихся и вновь полученных доказательств, постановить по делу законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП Российской Федерации, РЕШИЛ:
Постановление судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 18.8 КоАП Российской Федерации, в отношении Зулфикорова Бахтиёра М. - отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 18.8 КоАП Российской Федерации, в отношении Зулфикорова Бахтиёра М. возвратить в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга на новое рассмотрение.
Судья Н.Н. Грибиненко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.