Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Орловой Т.А.
судей
Аносовой Е.А.
Ягубкиной О.В.
при секретаре
Морозовой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 6 апреля 2022 года апелляционную жалобу администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга на решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 29 ноября 2021 года по гражданскому делу N 2-1624/2021 по иску Харитоновой С. Ю. к администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга о признании права на выплату денежной компенсации затрат для организации отдыха и оздоровления.
Заслушав доклад судьи Орловой Т.А, выслушав объяснения представителя третьего лица Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга - Матвеевой Е.Б, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Харитонова С.Ю. обратилась в Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга с иском к администрации "адрес" Санкт-Петербурга, в котором просила признать за ней право на выплату денежной компенсации затрат для организации отдыха и оздоровления в 2021 году в размере 2, 5 базовых единицы, установленных на 2021 год.
В обоснование заявленных требований истец указала, что она принята на работу в ГБДОУ детский сад N... на должность воспитателя. В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от "дата" N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" как педагогический работник государственного образовательного учреждения имеет право на выплату денежной компенсации затрат для организации отдыха и оздоровления в 2021 году в размере 2, 5 базовых единицы, установленных на 2021 год. "дата" обратилась в администрацию "адрес" Санкт-Петербурга в заявлением на предоставление соответствующей компенсации. Уведомлением администрации "адрес" Санкт-Петербурга от "дата" ей было отказано в предоставлении денежной компенсации. Истец полагает, что отказ в предоставлении названной выплаты является дискриминацией ее трудовых прав по признаку места жительства, что запрещено статьей 3 Трудового кодекса Российской Федерации.
"адрес" Санкт-Петербурга от "дата" за Харитоновой С.Ю. в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от "дата" N... "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" признано право на получение денежной компенсации затрат для организации отдыха и оздоровления в 2021 году.
В апелляционной жалобе ответчик администрация "адрес" Санкт-Петербурга просит отменить решение суда, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга - Матвеева Е.Б. в судебное заседание суда апелляционной инстанции явилась, доводы апелляционной жалобы администрации "адрес" Санкт-Петербурга поддержала в полном объеме, полагала решение суда подлежащим отмене.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции истец Харитонова С.Ю, представитель ответчика администрации "адрес" Санкт-Петербурга не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении судебного заседания или рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие не заявляли. При таких обстоятельствах, в соответствии со статьей 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившегося представителя третьего лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу положений части 3 статьи 26.3-1 Федерального закона от "дата" N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъект Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств собственного бюджета дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Из приведенных законоположений следует, что субъект Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия в сфере социальной защиты, вправе определять форму, виды и условия предоставления за счет собственных средств социальной помощи (поддержки) с учетом принципа адресности и на основе оценки нуждаемости.
С целью реализации прав граждан по обеспечению мер социальной поддержки на территории Санкт-Петербурга действует Закон Санкт-Петербурга от "дата" N... "Социальный кодекс Санкт-Петербурга".
Согласно абзацу 4 статьи 44 Социального кодекса Санкт-Петербурга дополнительные меры социальной поддержки предоставляются гражданам, работающим на основании трудового договора в государственных учреждениях и являющимся, в том числе педагогическими работниками государственных образовательных учреждений.
Пунктом 6 статьи 45 Социального кодекса предусмотрено, что педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, основным местом работы которых являются государственные образовательные учреждения, установлена дополнительная мера социальной поддержки в виде денежной компенсации затрат для организации отдыха и оздоровления в размере 2, 5 базовой единицы один раз в пять лет. Согласно пункту 1 статьи 46 Социального кодекса порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки работников государственных учреждений устанавливается Правительством Санкт-Петербурга.
Пунктом 2.1.6 Порядка предоставления дополнительных мер социальной поддержки работников государственных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от "дата" N... "О мерах по реализации главы 9 "Дополнительные меры социальной поддержки работников государственных учреждений" Закона Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" предусмотрено установление денежной компенсация затрат для организации отдыха и оздоровления в размере 2, 5 базовой единицы один раз в пять лет за счет средств бюджета Санкт-Петербурга педагогическим работникам государственного образовательного учреждения и иным лицам, для которых государственные образовательные учреждения являются основным местом работы.
Согласно пункту 3.2 Порядка предоставления дополнительных мер социальной поддержки работников государственных учреждений, решение о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки или об отказе в их предоставлении принимается соответствующим исполнительным органом в течение десяти рабочих дней со дня подачи заявления с приложением документов, предусмотренных настоящим Порядком. В силу пунктов 3.4, 3.5.1 Порядка исполнительный орган на основании распоряжения и подтверждающих документов формирует личные дела получателей и направляет их в государственное учреждение не позднее трех рабочих дней со дня издания распоряжения, которое, в течение десяти рабочих дней в соответствии с локальным нормативным актом осуществляет перечисление денежных средств на счета заявителей либо через кассу государственного учреждения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ГБДОУ детский сад N... комбинированного типа "адрес" Санкт-Петербурга и Харитоновой С.Ю. "дата" заключен трудовой договор N П-50, в соответствии с которым Харитонова С.Ю. принята на должность старшего воспитателя, где работает по настоящее время (л.д. 11).
Согласно приказу N... от "дата" ГБДОУ детский сад N "адрес" Санкт-Петербурга, последняя выплата денежной компенсации затрат на отдых и оздоровление Харитоновой С.Ю. была произведена в 2016 году.
"дата" Харитонова С.Ю. обратилась в администрацию "адрес" Санкт-Петербурга с заявлением о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки работников государственный учреждений в виде денежной компенсации затрат на отдых и оздоровление.
"дата" администрацией "адрес" Санкт-Петербурга в адрес истца было направлено уведомление N... об отказе в предоставлении социальной выплаты с указанием на то, что согласно статьям 2, 4 Закона Санкт-Петербурга N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" правом на получение мер социальной поддержки, дополнительных мер социальной поддержки наделены граждане Российской Федерации, имеющие место жительства или место пребывания в Санкт-Петербурге, а также граждане без определенного места жительства в случаях, прямо предусмотренных Социальным кодексом, тогда как согласно представленным документам Харитонова С.Ю. не имеет места жительства или места пребывания в "адрес" (л.д. 17).
Материалами дела подтверждается, что Харитонова С.Ю. зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес", СНТ Бриз, "адрес", участок 157, "адрес".
Отказ в предоставлении дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 6 статьи 45 Закона Санкт-Петербурга N 728-132, обусловлен тем, что, по мнению ответчика, истец не относится к категории граждан, на которых распространяется действие Социального кодекса, поскольку такая поддержка оказывается гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства, место пребывания в Санкт-Петербурге и гражданам без определенного места жительства при условии прохождения ими учета в установленном порядке. Меры социальной поддержки, дополнительные меры социальной поддержки, предусмотренные Социальным кодексом Санкт-Петербурга, предоставляются независимо от наличия у гражданина регистрации в Санкт-Петербурге, когда соответствующие нормы Закона содержат специальное указание об этом. Положения главы 9 Закона Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" специальных указаний на это не содержат, а потому оснований для принятия решения о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки работникам государственных учреждений, не имеющим места жительства или места пребывания в Санкт-Петербурге, не имеется.
Удовлетворяя требования истца, учитывая также сведения органа социальной защиты населения "адрес" о том, что Харитоновой С.Ю. не предоставляются аналогичные меры социальной поддержки на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором она зарегистрирована по месту жительства (л.д. 20), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у истца, являющегося педагогическим работником Государственного образовательного учреждения ГБДОУ детский сад N "адрес" Санкт-Петербурга, права на получение денежной компенсации затрат для организации отдыха и оздоровления, предусмотренной пунктом 6 статьями 45 Закона Санкт-Петербурга от "дата" N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга".
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основании тщательного исследования всех представленных по делу доказательств в их совокупности, с учетом требований действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Согласно пункту 1 статьи 4 Социального кодекса Санкт-Петербурга право на получение мер социальной поддержки, дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи, которые предусмотрены указанным кодексом, имеют граждане и иные лица в случаях, прямо предусмотренных данным кодексом.
В статье 2 Социального кодекса указаны основные используемые понятия и термины, в частности: социальная поддержка - система мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки, обеспечивающих социальные гарантии отдельным категориям граждан, устанавливаемых законами Санкт-Петербурга, за исключением пенсионного обеспечения, и предоставляемых исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в виде денежных выплат или натуральной помощи, а также финансирования расходов, связанных с предоставлением услуг, товаров в соответствии с настоящим Кодексом с целью повышения качества жизни отдельных категорий граждан; гражданин - гражданин Российской Федерации, имеющий место жительства или место пребывания в Санкт-Петербурге, гражданин без определенного места жительства в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом; государственное учреждение - государственное (казенное, бюджетное или автономное) учреждение, находящееся в ведении исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга; государственное образовательное учреждение - государственное учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Главой 9 Социального кодекса Санкт-Петербурга установлены дополнительные меры социальной поддержки работников государственных учреждений. В соответствии с указанной главой дополнительные меры социальной поддержки предоставляются гражданам, работающим на основании трудового договора в государственных учреждениях, в том числе педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, государственных учреждений здравоохранения и государственных учреждений социального обслуживания населения и медицинскими работниками, основным местом работы которых являются государственные образовательные учреждения (статья 44).
В отношении работников государственных учреждений, указанных в статье 44 Социального кодекса Санкт-Петербурга, установлены дополнительные меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 45 данного Кодекса.
Пунктом 6 статьи 45 Социального кодекса Санкт-Петербурга предусмотрена в качестве дополнительной меры социальной поддержки педагогическим работникам государственных образовательных учреждений денежная компенсация затрат для организации отдыха и оздоровления.
Из приведенных нормативных положений главы 9 Социального кодекса Санкт-Петербурга в их системной взаимосвязи следует, что компенсационная выплата, предусмотренная пунктом 6 статьи 45 Социального кодекса Санкт-Петербурга, является мерой адресной социальной поддержки, предоставляемой, в том числе работникам государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, трудовая деятельность которых имеет особую значимостью для общества ввиду ее направленности на передачу подрастающему поколению исторически накапливаемого социального опыта, формирование и развитие личности, обеспечивая культурный и производственный потенциал города.
Получателей вышеуказанной компенсационной выплаты - педагогических работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, работающих на основании трудового договора, следует по смыслу Закона относить к иным лицам в случаях, прямо предусмотренных Социальным кодексом, применительно к пункту 1 статьи 4 Закона.
При этом положения главы 9 Социального кодекса Санкт-Петербурга не связывают получение соответствующей денежной компенсации работниками (гражданами, работающими на основании трудового договора) с наличием у гражданина регистрации по месту проживания или по месту пребывания в Санкт-Петербурге, основанием предоставления дополнительных мер социальной поддержки таким лицам является выполнение ими трудовой функции педагогического работника государственного образовательного учреждения Санкт-Петербурга. Иное толкование правового регулирования, установленного главой 9 Социального кодекса Санкт-Петербурга, указывало бы на дискриминационный подход в определении прав педагогических работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, выполняющих одинаковую трудовую фикцию.
Статьей 19 Конституции Российской Федерации гарантировано равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства, а также от других обстоятельств.
Статьей 3 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, места жительства и иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип равенства предполагает, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении, и означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (постановления от "дата" N... -П, от "дата" N... -П и др.).
Таким образом, утверждение администрации "адрес" Санкт-Петербурга о том, что Харитонова С.Ю. не имеет регистрации на территории Санкт-Петербурга, а потому не имеет права на меру социальной поддержки, предусмотренную пунктом 6 статьи 45 Закона Санкт-Петербурга от "дата" N 728-132 основано на неправильном толковании норм материального права.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии у истца, являющегося педагогическим работником государственного образовательного учреждения Санкт-Петербурга, права на получение денежной компенсации затрат для организации отдыха и оздоровления, предусмотренной пунктом 6 статьи 45 Социального кодекса Санкт-Петербурга.
По существу доводы апелляционной жалобы ответчика сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 20 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19.04.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.