Судебная коллегия по уголовным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Савельева Д.В, судей Ворониной Э.Н, Сазоновой Н.В, при секретаре Кривоноговой Н.П, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационному представлению заместителя прокурора Санкт-Петербурга Юрасова А.Г. на приговор Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 26 октября 2021 года в отношении Королевой А.А..
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Сазоновой Н.В, выступления прокурора Атласова А.В, поддержавшего доводы представления, полагавшего приговор изменить, адвоката Леонова Р.С. в интересах осужденной Королевой А.А. и осужденной Королевой А.А. посредством видеоконференц-связи, возражавших против удовлетворения представления, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
по приговору Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 26 октября 2021 года
Королева А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка Санкт-Петербурга, гражданка РФ, несудимая, осуждена:
- по ч. 3 ст. 30 п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ с применением ст. 64 УК к 4 годам лишения свободы, - по ч. 3 ст. 30 п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ с применением ст. 64 УК к 4 годам 6 месяцам лишения свободы.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено 5 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима.
Мера пресечения Королевой А.А. в виде заключения под стражу оставлена до дня вступления приговора в законную силу.
Срок отбывания наказания постановлено исчислять со дня вступления приговора в законную силу.
В соответствии с п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ зачтено в срок отбытия наказания содержание Королевой А.А. под стражей с 12 мая 2019 года до дня вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.
По делу разрешена судьба вещественных доказательств.
Этим же приговором осужден Романюк Г.С.
В апелляционном порядке приговор не обжалован, вступил в законную силу 6 ноября 2021 года.
В кассационном представлении поставлен вопрос об отмене приговора в части зачета времени содержания под стражей в срок лишения свободы ввиду существенного нарушения судом требования уголовного закона, повлиявшего на исход дела, с направлением дела на новое судебное разбирательство в порядке, предусмотренном ст.ст. 397, 399 УПК РФ.
Доводы представления мотивированы тем, что суд при зачете в срок отбывания наказания Королевой А.А. времени содержания ее под стражей применил повышающие коэффициенты в соответствии п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ без учета положений ч. 3.2 ст. 72 УК РФ, согласно которой время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день, в том числе в отношении осужденных за преступления, предусмотренные ст. 228.1 УК РФ.
В связи с этим прокурор полагает указанное решение суда неправильным, искажающим суть правосудия и смысл судебного решения, поскольку срок назначенного осужденной наказания неправомерно сокращен.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.16 УПК РФ суд кассационной инстанции не связан доводами кассационных жалобы или представления и вправе проверить производство по уголовному делу в полном объеме.
Рассмотрев материалы уголовного дела, проверив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия находит оспариваемые судебные решения постановленными с существенными нарушениями уголовного и уголовно-процессуального закона.
Согласно ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела. Такие нарушения были допущены судом при постановлении приговора.
Фактические обстоятельства и виновность Королевой А.А. в совершении инкриминируемых преступлений, не оспариваемые в представлении, установлены совокупностью доказательств, исследованных судом и получивших оценку в приговоре.
Всем доказательствам дана оценка в соответствии с требованиями ст. 88 УПК РФ.
Совокупность исследованных судом доказательств обоснованно признана достаточной для вывода о виновности Королевой А.А. в совершении инкриминируемых преступлений.
Квалификация действий Королевой А.А. за каждое из преступлений по ч. 3 ст. 30 п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, основанная, в том числе, на позиции государственного обвинителя, высказанной в прениях, является верной.
При назначении Королевой А.А. наказания судом учтены характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, данные о личности подсудимой, смягчающие наказание обстоятельства - активное способствование в раскрытии и расследовании преступлений, признание вины, раскаяние в содеянном, состояние здоровья подсудимой, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств.
Признав совокупность смягчающих наказание обстоятельств исключительной, суд, применив положения ст. 64 УК РФ, назначил наказание ниже низшего предела санкции, предусмотренной ч. 4 ст. 228.1 УК РФ.
По своему виду и размеру назначенное наказание соответствует содеянному и личности осужденного, а также целям восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения им новых преступлений, является справедливым и соразмерным содеянному. Все влияющие на вид и размер наказания обстоятельства, установленные судом, были учтены при назначении Королевой А.А. наказания.
Выводы суда об отсутствии оснований для применения положений ст. 73 УК РФ и ч. 6 ст. 15 УК РФ мотивированы и сомнений в своей обоснованности не вызывают.
Вид исправительного учреждения определен судом верно.
Вместе с тем, при назначении Королевой А.А. наказания по совокупности преступлений судом не учтено, что согласно части 2 статьи 69 УК РФ в редакции Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ, действовавшей на момент вынесения приговора в случае, если преступления, совершенные по совокупности, являются преступлениями небольшой или средней тяжести, либо приготовлением к тяжкому или особо тяжкому преступлению, либо покушением на тяжкое или особо тяжкое преступление, окончательное наказание назначается путем поглощения менее строгого наказания более строгим либо путем частичного или полного сложения назначенных наказаний.
Королевой А.А, признанной виновной в совершении двух неоконченных преступлений, окончательное наказание назначено по правилам ч. 3 ст. 69 УК РФ.
Устраняя допущенное нарушение, судебная коллегия назначает осужденной наказание по совокупности преступлений, руководствуясь частью 2 ст. 69 УК РФ. При этом, учитывая характер и тяжесть совершенных преступлений, оснований для поглощения менее строгого наказания более строгим не имеется.
Определяя размер окончательного наказания путем частичного сложения наказаний, назначенных за конкретные преступления, судебная коллегия не находит оснований для смягчения наказания по сравнению с наказанием, назначенным по совокупности преступлений.
Кроме того, судом при зачете Королевой А.А. в срок наказания времени содержания под стражей не было учтено, что в соответствии с ч. 3.2 ст. 72 УК РФ время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день, в том числе в отношении осужденных за преступления, предусмотренные ст. 228.1 УК РФ.
Таким образом, по смыслу указанной нормы закона, коэффициенты кратности, указанные в ст. 72 УК РФ, не распространяются при осуждении за преступления, предусмотренные ст. 228.1 УК РФ.
Применив зачет времени содержания Королевой А.А. под стражей в срок наказания в кратном размере, суд допустил существенное нарушение уголовного закона, исказившее саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия.
При таких обстоятельствах, в силу положений ст. 401.15 УПК РФ, с учетом требований ст. 401.6 УПК РФ в связи с существенным нарушением уголовного закона, повлиявшим на исход дела, искажающим саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия, приговор суда в части зачета Королевой А.А. в срок наказания времени содержания под стражей из расчета один день лишения свободы за полтора дня содержания под стражей подлежит отмене с передачей уголовного дела в этой части на новое судебное рассмотрение в тот же суд в ином составе суда в порядке, предусмотренном ст.ст. 397, 399 УПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 401.14 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
приговор Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 26 октября 2021 года в отношении Королевой А.А. изменить, по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30 п. "г" ч. 4 ст. 228.1, ч. 3 ст. 30 п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ путем частичного сложения наказаний на основании части 2 ст. 69 УК РФ назначить Королевой А.А. окончательное наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет с отбыванием в исправительной колонии общего режима.
Этот же приговор в части зачета в срок отбывания наказания времени содержания Королевой А.А. под стражей отменить, материалы уголовного дела в указанной части передать на новое судебное рассмотрение в порядке, предусмотренном ст.ст. 397, 399 УПК РФ в тот же суд в ином составе суда.
Кассационное представление заместителя прокурора Санкт-Петербурга Юрасова А.Г. удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.