Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Алиева Р. М. на решение Первомайского районного суда города Мурманска от 6 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 19 января 2022 года по административному делу N 2а - 3457/2021 по административному исковому заявлению Алиева Р. М. к заместителю начальника Управления исполнения приговоров и специального учета Федеральной службы исполнения наказания, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным содержания в исправительном учреждении, отдаленном от места жительства, о признании незаконным решения заместителя УИПСУ ФСИН России Розиной Е.Ю. от 1 июня 2021 года об отказе в переводе для дальнейшего отбытия наказания в исправительное учреждение ближе к месту жительства родственников, устранения нарушения прав
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав путем использования системы видеоконференц - связи объяснения Алиева Р.М, поддержавшего доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Алиев Р.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к заместителю начальника Управления исполнения приговоров и специального учета Федеральной службы исполнения наказания, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным содержания в исправительном учреждении, отдаленном от места жительства, о признании незаконным решения заместителя УИПСУ ФСИН России Розиной Е.Ю. от 1 июня 2021 года об отказе в переводе для дальнейшего отбытия наказания в исправительное учреждение ближе к месту жительства родственников, устранения нарушения прав.
В обоснование требований административный истец указал, что с февраля 2016 года отбывает наказание в исправительных колониях ГУ ФСИН России по Красноярскому краю, в значительной отдаленности от места его проживания и регистрации до осуждения, что приводит к негативным последствиям в виде утраты родственных и социально - полезных связей, стресса, подрыва психического здоровья, причиняет ему сильную душевную, нравственную боль и страдания. Его обращение по вопросу о переводе в исправительное учреждение по месту жительства близких родственников, оставлено без удовлетворения. Полагая данный отказ незаконным, Алиев Р.М. просил суд признать содержание в исправительном учреждении, отдаленном от места жительства, и решение заместителя УИПСУ ФСИН России Розиной Е.Ю. от 1 июня 2021 года незаконными, возложить на административных ответчиков обязанность по устранению допущенных нарушений.
Определением Первомайского районного суда города Мурманска от 24 сентября 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказания России по Мурманской области.
Решением Первомайского районного суда города Мурманска от 6 октября 2021 года требования Алиева Р.М. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 19 января 2022 года решение Первомайского районного суда г. Мурманска от 6 октября 2021 года отменено в части, принято новое решение, которым признано незаконным решение должностного лица ФСИН России, оформленное письмом от 1 июня 2021 года N ОГ-12-25458, об отказе в переводе Алиева Руслана Мирзагаевича для дальнейшего отбывания наказания в иное исправительное учреждение, возложена на ФСИН России обязанность повторно рассмотреть в установленном законом порядке заявление осужденного Алиева Руслана Мирзагаевича от 26 апреля 2021 года о переводе для дальнейшего отбывания наказания в иное исправительное учреждение. В остальной части решение Первомайского районного суда г. Мурманска от 06 октября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 30 марта 2022 года, Алиев Р.М. просит об отмене судебных постановлений в части отказа в удовлетворении требований и вынесении нового решения, полагая, что они постановлены с нарушениями норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указал, что нарушение своих прав содержанием в исправительных колониях ГУ ФСИН России по Красноярскому краю.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Алиев Р.М. с 10 августа 1988 года по настоящее время зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес".
Приговором Первомайского районного суда города Мурманска от 12 ноября 2015 года (с учетом апелляционного определения Мурманского областного суда от 24.12.2015) Алиев Р.М. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 162, статьи 70 Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 8 лет 11 месяцев со штрафом в размере 110 000 рублей, с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
Из данного приговора суда следует, что административным истцом совершено особо тяжкое преступление в условиях особо опасного рецидива.
Из справки по личному делу осужденного Алиева Р.М. следует, что в его личном деле имеются сведения о родственниках: мать Алиева Т.Ф, отец Алиев М.М.о, сестра Алиева Т.М, которые проживают по адресу: "адрес".
Осужденный Алиев Р.М. с 11 сентября 2014 года находился в СИЗО-1 г. Мурманска, с 25 декабря 2015 года в ПФРСИ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области, 04.03.2016 направлен в ИК-34 ОИК-36 п. Старцево (персональный наряд ФСИН России от 14.01.2016 N исх-02-760), далее в связи с реорганизацией ИК-34 переведён в ИК-27 г. Красноярк (приказ Минюста России от 27 июля 2018 года N 160).
Обращение осужденного Алиева Р.М. о переводе его для дальнейшего отбывания наказания ближе к месту жительства родственников поступило в Управление делами ФСИН России 12 мая 2021 года.
Заместителем начальника Управления исполнения приговоров и специального учета ФСИН России 01 июня 2021 года дан ответ на обращение Алиева Р.С, согласно которому в соответствии с частью 4 статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лица, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно - исполнительной системы. Федеральный закон от 01 апреля 2020 года N 96- ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" не предусматривает изменений порядка рассмотрения вопроса о переводе лиц, осужденных при особо опасном рецидиве преступлений, в исправительное учреждение, ближе к месту жительства родственников, в связи с чем удовлетворить просьбу осужденного Алиева Р.М. не представляется возможным.
Из пункта 17 должностной инструкции заместителя начальника управления исполнения приговоров и специального учета ФСИН России - начальника отдела по вопросам нежелательности пребывания и неразрешения въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства Розиной Е.Ю. следует, что заместитель начальника управления - начальника отдела имеет право рассматривать обращения граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, подписывать ответы на них.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что решение о направлении для отбывания наказания было принято уполномоченным лицом в соответствии с действующим на момент принятия решения законодательством и в настоящее время отсутствуют основания для возложения на ФСИН России обязанности перевести осужденного для отбывания наказания в иное исправительное учреждение, поскольку в соответствии с положениями статей 10 и 118 Конституции Российской Федерации, пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд при вынесении решения не вправе подменять органы государственной власти или местного самоуправления и принимать конкретные решения по вопросу, не относящемуся к компетенции суда.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
В соответствии с частью 1 статьи 73 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены.
Согласно части 2 статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства осужденного к лишению свободы или по месту его осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденного в имеющихся исправительных учреждениях по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы осужденный направляется в исправительное учреждение, расположенное на территории другого, наиболее близко расположенного субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для его размещения.
Частью 2.1 названной статьи предусмотрено, что по письменному заявлению осужденного к лишению свободы либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного он может быть направлен в исправительное учреждение, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного.
Осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно - исполнительной системы (часть 4 статьи 73 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации).
Согласно частям 1, 2 статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одной исправительной колонии. Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшем нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Порядок перевода осужденных определяется Министерством юстиции Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 75 Уголовно -исполнительного кодекса Российской Федерации порядок направления осужденных в исправительное учреждение определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовом) регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое утвержден приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 января 2018 г. N 17 (далее - Порядок).
В силу пункта 9 Порядка вопрос о переводе осужденных хтя дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида рассматривается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении; перевод осужденных, указанных в части 4 статьи 73 УИК РФ, для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида осуществляется по решению ФСИН России.
В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что определение или изменение конкретного места отбывания осужденными уголовного наказания в виде лишения свободы не могут быть произвольными и должны осуществляться в соответствии с требованиями закона. При этом следует учитывать законные интересы осужденных, обеспечивающие как их исправление, так и сохранение, поддержку социально полезных семейных отношений (статьи 73 и 81 УИК РФ).
Судам следует устанавливать наличие возможности (невозможности) на момент направления таких лиц их размещения в имеющихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации исправительных учреждениях необходимого вида.
Суды правомерно пришли к выводу о том что, при разрешении обращения осужденного, административный ответчик был обязан проанализировать семейное положение Алиева Р.М, оценить степень сохранения им социально - полезных связей с родственниками, в том числе с учетом объективных данных об этом, представленных административным истцом и исправительным учреждением, и желание последних общаться с административным истцом, соотнести их с наличием на территории региона проживания (ближайших к нему) осужденного и его родственников исправительных учреждений с соответствующим видом режима отбывания наказания, а также их наполненностью.
Из сведений, представленных Управлением исполнения приговоров и специального учета ФСИН России от 5 октября 2021 года, следует, что по состоянию на 1 сентября 2021 года в исправительной колонии особого режима Мурманской области при установленном лимите 597 мест фактически содержался 451 осужденный.
Вместе с тем, при вынесении оспариваемого решения, указанные обстоятельства административный ответчик не проверил и не проанализировал надлежащим образом, ограничившись формальными ссылками на нормы уголовно - исполнительного законодательства, что не свидетельствует о надлежащем рассмотрении обращения осужденного Алиева Р.М, в связи с чем указанное решение не может быть признано основанным на законе.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, были предметом изучения судов и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Первомайского районного суда города Мурманска от 6 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 19 января 2022 года по административному делу N 2а - 3457/2021 - оставить без изменения, кассационную жалобу Алиева Р. М. - без удовлетворения.
Решение Первомайского районного суда города Мурманска от 6 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 19 января 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 03 июня 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.