Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Губашева А. Ш. и его представителя - Петровского Ю.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 15 октября 2021 года по административному делу N 2а-5446/2021 по административному исковому заявлению Губашева А. Ш. об оспаривании действий ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия по постановке на профилактический учет.
По первой инстанции решение вынесено Петрозаводским городским судом Республики Карелия от 03 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения Губашева А.Ш, его представителя - Петровского Ю.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия от 09.04.2021 Губашев А.Ш, отбывающий наказание в вышеуказанном исправительном учреждении, был поставлен на профилактический учет в соответствии с п. 24 раздела 4 приказа Министерства юстиции России от 20.05.2013 N 72 "Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы" (далее - Инструкция N 72), как лицо изучающее, исповедующее либо распространяющее экстремистскую идеологию.
Губашев А.Ш. обратился в суд с иском об оспаривании указанного решения и просил признать действия административного ответчика незаконными, обязать устранить допущенное нарушение.
Решением суда заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконными решение административного ответчика от 09.04.2021 о постановке на профилактический учет Губашева А.Ш. и обязал ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия снять Губашева А.Ш. с профилактического учета как лица, изучающего, пропагандирующего, исповедующего либо распространяющего экстремистскую идеологию.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 15 октября 2021 года решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 03 августа 2021 года отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказано.
На вступившее в законную силу судебное постановление административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Из материалов дела следует, что Губашев А.Ш, ДД.ММ.ГГГГ рождения, по приговору Московского окружного военного суда от 13.07.2017 отбывает наказание в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия за совершение преступления, предусмотренного ст. 222 ч.3, ст. 69 ч. 3, ст. 105 ч. 2 п. "ж, з" УК РФ сроком на 19 лет, начало срока- 13.07.2017, конец срока - 05.03.2034.
05.04.2021 и 09.04.2021 старшим оперуполномоченным УКП ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия капитаном внутренней службы Епанчиным М.С. составлены рапорты, в соответствии с которыми в оперативном отделе ФКУ ИК-9 имеется оперативно-значимая информация о том, что осужденный Губашев А.Ш. вынашивает противоправные намерения, направленные на распространение экстремистской идеологии в среде осужденных, предусмотренные ст. 280 УК РФ, в связи с чем полагает целесообразным поставить осужденного на профилактический учет как лицо изучающее, пропагандирующее, исповедующее либо распространяющее экстремистскую идеологию.
В соответствии с выпиской из протокола N 26 заседания административной комиссии от 09.04.2021 осужденный Губашев А.Ш. был поставлен на профилактический учет.
Не согласившись с решением административной комиссии, Губашев А.Ш. 08.07.2021 обратился в суд с настоящим административным иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение вынесено административным ответчиком с нарушением установленного порядка, поскольку проверка по факту подачи сотрудником исправительного учреждения рапорта и оформление соответствующих документов не проводились, объяснение с административного истца не бралось, акт об участии осужденного в административной комиссии им не подписан.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия не согласилась с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с законодательством Российской Федерации в исправительных учреждениях осуществляется оперативно-розыскная деятельность, задачами которой являются : обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение (ч.1 ст.84 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации).
На основании Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 20.05.2013 N 72 (далее - Инструкция), основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС), посредством профилактических мероприятий (пункт 2).
Пунктами 4 и 5 Инструкции предусмотрено, что деятельность сотрудников учреждений УИС по предотвращению правонарушений связана с выявлением лиц, имеющих намерение совершить правонарушение, и принятием к ним мер превентивного характера с целью недопущения реализации этих намерений (на стадии обнаружения умысла). При пресечении правонарушений устанавливаются лица, подготавливающие правонарушение, с принятием к ним превентивных мер в целях недопущения перерастания подготовительных действий в оконченное правонарушение (на стадии покушения).
Профилактика правонарушений обеспечивается путем охраны, изоляции и надзора за лицами, содержащимися в учреждениях УИС, их размещения в соответствии с законом, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и осуществления мер по их устранению (общая профилактика), установления лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений, и принятия мер по оказанию на них необходимого воздействия (индивидуальная профилактика).
Основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет является наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения УИС, являющегося инициатором постановки на профилактический учет (пункт 8).
В учреждениях уголовно-исправительной системы подозреваемые, обвиняемые и осужденные, допускающие правонарушения либо намеревающиеся их совершить, выявляются путем изучения их личных дел, сбора информации, полученной сотрудниками подразделений воспитательной работы, режима, охраны, оперативного отдела, отдела специального учета, психологической лаборатории, профессионального училища, школы, предприятия, медицинской части, а также поступившей из других источников (в том числе по результатам цензуры корреспонденции), заявлений подозреваемых, обвиняемых и осужденных, изучения записей в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, Журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных, Журнале учета информации о происшествиях, Журнале учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, Журнале учета нарушений режима отбывания наказания и Журнале рапортов приема-сдачи дежурств и другой документации, в которой могут содержаться сведения о противоправном поведении и намерениях подозреваемых, обвиняемых и осужденных (пункт 14).
Оперативные отделы учреждений УИС при поступлении в оперативный отдел рапортов сотрудников учреждения УИС о необходимости постановки конкретных лиц на профилактический учет проводят предварительную проверку обоснованности и достоверности изложенных в них сведений (пункт 16).
Согласно п.24 Инструкции на профилактический учет берутся подозреваемые, обвиняемые и осужденные, изучающие, пропагандирующие, исповедующие либо распространяющие экстремистскую идеологию.
Инициатором постановки на профилактический учет может быть любой сотрудник учреждения УИС, контактирующий с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными (пункт 26).
Сотрудник учреждения УИС, владеющий информацией о замыслах подозреваемого, обвиняемого и осужденного на подготовку к совершению противоправных действий, готовит мотивированный рапорт на имя начальника учреждения УИС (пункт 27).
При этом начальник учреждения УИС после ознакомления со сведениями, изложенными в рапорте, дает поручение оперативным службам учреждения УИС на их полную и всестороннюю проверку (пункт 28).
Сотрудники подразделений учреждения УИС в течение 10 дней проводят проверку достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте, отражая результаты проверки в соответствующих документах. После окончания проверки в случае согласия визируют рапорт, после чего передают его в воспитательную службу (пункт 29).
Начальник учреждения УИС после ознакомления с указанными материалами, убедившись в обоснованности ходатайства инициатора о постановке (снятии) на профилактический учет лица, указанного в рапорте, визирует его и назначает дату для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии учреждения УПС (пункт 30).
На заседании комиссии в присутствии подозреваемого, обвиняемого и осужденного заслушиваются: сотрудник, возбудивший ходатайство о постановке (снятии) его на профилактический учет (кроме сотрудников психологической службы), и другие должностные лица, имеющие возможность охарактеризовать это лицо. Кроме того, заслушиваются по желанию подозреваемого, обвиняемого и осужденного его объяснения. Материалы психологической диагностики на заседании комиссии не озвучиваются (пункт 32).
По результатам рассмотрения комиссией учреждения может быть принято решение: о постановке на профилактический учет, снятии с профилактического учета, отказе в постановке на профилактический учет, отказе в снятии с профилактического учета. Решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии, оформляется протоколом, который утверждается начальником учреждения УИС и подписывается членами комиссии (пункт 33).
Как следует из материалов дела, 05.04.2021 старшим оперуполномоченным УКП ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия Епанчиным М.С. на имя врио начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия составлен рапорт о том, что в оперативном отделе исправительного учреждения в отношении осужденного Губашева А.Ш. имеется оперативно-значимая информация по факту вынашивания намерений на распространение экстремистской идеологии в среде осужденных, в связи с этим руководителю исправительного учреждения рекомендовалось рассмотреть вопрос о постановке административного истца на профилактический учет.
Аналогичного характера рапорт был составлен должностным лицом административного ответчика на имя врио начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия 09.04.2021, согласованный оперативным сотрудником, проверившим обоснованность сведений и сотрудником психологической лаборатории.
Согласно характеристике на осужденного, имеющейся в материалах дела, Губашев А.Ш. не трудоустроен, участие в работе по благоустройству территории колонии согласно ст. 106 УИК РФ не принимает, за время отбывания уголовного наказания администрацией исправительного учреждения не поощрялся, шестьдесят пять раз привлекался к мерам дисциплинарной ответственности, в целом характеризуется отрицательно, как не вставший на путь исправления, содержится в строгих условиях содержания.
Медицинским заключением от 08.04.2021 состояние здоровья Губашева А.Ш. оценивается как удовлетворительное.
В ходе проведенной проверки сведений, имеющихся в оперативном отделе ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия, полученных при проведении оперативно-розыскных и оперативно-профилактических мероприятий, а также изучении характеризующих материалов в отношении осужденного Губашева А.Ш, было установлено, что осужденный вынашивает противоправные намерения, направленные на распространение экстремистской идеологии в среде осужденных.
По результатам проведенной проверки 09.04.2021 составлено заключение о постановке Губашева А.Ш. на профилактический учет.
От дачи каких-либо объяснений осужденный в категоричной форме отказался, при этом устно пояснил, что по каждому конкретному случаю нарушения установленного порядка отбывания наказания он ранее давал объяснения, как в письменной, так и в устной форме, о чем в материалах дела имеется акт от 07.04.2021.
Кроме того, из акта от 09.04.2021 следует, что административный истец отказался от подписи в выписке из протокола заседания административной комиссии от 09.04.2021 N 26
Согласно пояснениям Губашева А.Ш, данным в судебном заседании суда первой инстанции 28.07.2021, на заседании административной комиссии 09.04.2021 он присутствовал, расписываться нигде не стал, так как не был согласен с принятым решением. Об участии осужденного на заседании административной комиссии свидетельствует также акт, составленный должностными лицами административного ответчика, от подписания которого административный истец отказался.
Вместе с тем данным обстоятельствам судом первой инстанции оценка не дана.
Учитывая положения действующего законодательства, а также то, что решение административной комиссии от 09.04.2021 о постановке Губашева А.Ш. на профилактический учет по основанию, предусмотренному пунктом 24 Инструкции, принято с соблюдением процедуры, установленной Инструкцией, на основании достоверных и проверенных данных с учетом сведений, характеризующих личность административного истца и его поведение в период отбывания наказания в виде лишения свободы, Губашев А.Ш. лично присутствовал на заседании комиссии, при этом от дачи объяснений отказался, оснований полагать о незаконности оспариваемого решения административного ответчика от 09.04.2021 не имеется, поскольку постановка Губашева А.Ш. на профилактический учет не противоречит положениям закона, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Суд апелляционной инстанции правильно признал, что раскрытие при рассмотрении дела непосредственных источников оперативной информации и конкретных результатов оперативно-розыскных мероприятий в отношении Губашева А.Ш. недопустимо, поскольку раскрытие такой информации противоречат положениям Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
Соответствующие решения не могут быть предметом проверки в рамках настоящего судебного разбирательства поскольку сведения, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности могут составлять государственную тайну.
Таким образом, решение административной комиссии по постановке Губашева А.Ш. на профилактический учет как лица изучающего, пропагандирующего, исповедующего либо распространяющего экстремистскую идеологию принято в соответствии с положениями нормативных правовых актов, порядок, предусмотренный Инструкцией, в отношении Губашева А.Ш. соблюден, в связи с чем оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции было отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судом апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судом апелляционной инстанции доказательств и оспариванию обоснованности вывода судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 15 октября 2021 года по административному исковому заявлению Губашева А. Ш. об оспаривании действий ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия по постановке на профилактический учет оставить без изменения, кассационную жалобу Губашева А. Ш. и его представителя - Петровского Ю.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 15 октября 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 июля 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.