Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей Мальцевой Е.Г, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 19 УФСИН России по Республики Коми, УФСИН России по Республики Коми, ФСИН России на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 09 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 14 марта 2022 года по административному делу N 2а - 3206/2021 по административному иску Верещагина В. Н. к ФКУ ИК - 19 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Верещагин В.Н. обратился в Ухтинский городской суд Республики Коми с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми о признании незаконным его помещение в период с 17 августа 2021 года по 31 августа 2021 года в камеру штрафного изолятора минуя карантинное отделение, взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 руб.
В обоснование заявленный требований указал, что 17 августа 2021 года он прибыл из ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми для дальнейшего отбывания наказания. По прибытии в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми в нарушение введенных дополнительных санитарно - противоэпидемических мер, направленных на недопущение возникновения и распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)", его сразу поместили в камеру N 8 ШИЗО, в карантинное отделение он помещен не был.
Определениями суда от 25 ноября 2021 года осуществлен переход рассмотрения дела по правилам административного судопроизводства, к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена ФСИН России.
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 09 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 14 марта 2022 года административное исковое заявление Верещагина В.Н. удовлетворено частично. Признаны незаконными действия ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми по помещению Верещагина В.Н. в период с 17 августа 2021 года по 31 августа 2021 года в камеру N 8 штрафного изолятора без помещения в карантинное отделение. Взыскана с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице ФСИН России в пользу Верещагина В.Н. денежная компенсация за нарушение условий содержания в размере 5 000 руб. В удовлетворении остальной части административных исковых требований Верещагина В.Н. к ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 27 апреля 2022 года административные ответчики просят отменить судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и указывая на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что со 02 октября 2020 года Верещагин В.Н. отбывает меру уголовного наказания в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми.
Постановлением начальника ФКУ ИК - 19 УФСИН России по Республике Коми от 22 июля 2021 года Верещагин В.Н. подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной изолятор на срок 15 суток за нарушение установленного порядка отбывания наказания, выразившееся в том, что 13 июля 2021 года административный истец, содержащийся в камере N 1 ШИЗО, сломал унитаз, чем нарушил требования пункта 16 Правил внутреннего распорядка осужденных.
Согласно представлению начальника ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России в связи с необходимостью проведения стационарного обследования и лечения 22 июля 2021 года Верещагин В.Н. был этапирован в ФКЛПУ Б- 18 УФСИН России по Республике Коми.
17 августа 2021 года Верещагин В.Н. вновь прибыл в ФКУ ИК-19 У ФСИН России по Республике Коми для последующего отбывания наказания.
В день прибытия в ФКУ ИК - 19 УФСИН России по Республике Коми Верещагин В.Н. не был помещен в карантинное отделение, а помещен в камеру N 8 ШИЗО для отбытия дисциплинарного наказания по постановлению от 22 июля 2021 года.
Удовлетворяя требования в части, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что помещение Верещагина В.Н. в камеру ШИЗО для отбытия дисциплинарного взыскания по возвращению из лечебного учреждения, поскольку он не отбыл назначенное ему дисциплинарное взыскание в виде выдворения в ШИЗО до убытия его ФКЛПУ Б-18, не дает исправительному учреждению право для несоблюдения положений статьи 79 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации и постановления главного государственного санитарного врача ФСИН России от 15 апреля 2021 года N 248 о помещении осужденного по прибытии из другого учреждения в карантинное отделение.
Такие выводы основаны на правильном применении судами первой и второй инстанции норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3 указанной нормы).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" в силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
В соответствии со статьей 12.1 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).
Исходя из положений статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (часть 1).
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (часть 3).
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Согласно статье 79 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации прием осужденных к лишению свободы в исправительные учреждения осуществляется администрацией указанных учреждений в порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (часть 1).
Осужденные, прибывшие в исправительные учреждения, помещаются в карантинное отделение на срок до 15 суток. В период пребывания в карантинном отделении осужденные находятся в обычных условиях отбывания наказания (часть 2).
В соответствии с пунктом 8 Правил внутреннего распорядка после личного обыска осужденные проходят комплексную санитарную обработку в соответствии с требованиями названных Правил и размещаются в карантинном отделении, где в суточный срок проходят медицинское освидетельствование, и за ними устанавливается медицинское наблюдение продолжительностью до 15 суток. При выявлении в карантинном отделении инфекционных больных они немедленно изолируются в медицинскую часть, в исправительном учреждении проводится комплекс противоэпидемических мероприятий.
На основании постановления главного государственного санитарного врача ФСИН России от 07 апреля 2020 года N 98 "О введении дополнительных санитарно - противоэпидемических (профилактических) мер, направленных на недопущение возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в период с 07 апреля 2020 года содержание в карантинном отделении поступающих в учреждения УИС подозреваемых, обвиняемых, осужденных продлено до 20 дней.
Постановлением главного государственного санитарного врача ФСИН России от 15 апреля 2021 года N 248 ранее принятое постановление от 07 апреля 2020 года N 98 отменено, постановлено в период с 16 апреля 2021 года до особого указания обеспечить содержание в карантинном отделении лиц, вновь поступающих в учреждения УИС, не менее 14 дней с момента прибытия.
Суды правомерно пришли к выводу о том, что помещение осужденного, прибывшего в исправительное учреждение, в карантинное отделение является обязательным в силу постановления главного государственного санитарного врача ФСИН России от 15 апреля 2021 года N 248 "О введении дополнительных санитарно - противоэпидемических (профилактических) мер, направленных на недопущение возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", в связи с чем помещение Верещагина В.Н. в камеру N 8 ШИЗО противоречило требованиям закона.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 09 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 14 марта 2022 года по административному делу N 2а - 3206/2021 - оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 19 УФСИН России по Республики Коми, УФСИН России по Республики Коми, ФСИН России - без удовлетворения.
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 09 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 14 марта 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 июня 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.