Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Зеленского А.М, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Петровской М. Н. на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 13 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 24 января 2022 года по административному делу N 2а - 8960/2021 по административному исковому заявлению Петровской М. Н. к Участковой избирательной комиссии N 1306 об отмене итогов голосования в Законодательное собрание Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 21 и по единому округу, отмене итогов выборов в Государственную Думу восьмого созыва на избирательном участке N 1306, признании незаконными действий (бездействия) председателя и членов участковой избирательной комиссии N 1306 и обязании Территориальной избирательной комиссии N 19 прекратить полномочия председателя и членов участковой избирательной комиссии N 1306.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения Петровской М.Н, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Участковой избирательной комиссии N 1306 Савик Е.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Леонтьева С.А, полагавшего решения судов законными и обоснованными, кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам
установила:
Петровская М.Н. обратилась в Московский районный суд Санкт - Петербурга с административным иском, в котором, уточнив требования в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просила:
- отменить итоги голосования в Законодательное собрание Санкт-Петербурга седьмого созыва на избирательном участке N 1306 (далее - УИК N 1306) по одномандатному избирательному округу N 21 и по единому округу;
- отменить итоги выборов в Государственную Думу восьмого созыва на избирательном участке N 1306;
- признать незаконными действия (бездействия) председателя и членов УИК N 1306: Аятова Д.В, Аятовой А.Д. и Ряховского М.С.;
- обязать Территориальную избирательную комиссию N 19 (далее - ТИК N 19) прекратить полномочия всех членов УИК N 1306 в связи с допущенными нарушениями.
В обоснование заявленных требований Петровская М.Н. указала, что она являлась избирателем на выборах в Государственную Думу на избирательном участке N 1306, а также представителем средств массовой информации. Петровская М.Н. находилась в помещении для голосования 17, 18 и 19 сентября 2021 года, а также после закрытия избирательного участка для проведения процедуры подсчета голосов. По имеющейся у нее информации, в 02 часа 30 минут 20 сентября 2021 года председатель УИК N1306 Аятов Д. В. и остальные члены комиссии с правом решающего голоса покинули помещение для голосования избирательного участка N 1306, не закончив процедуру подсчета и не оформив протоколы с результатами по выборам в Государственную Думу и Законодательное Собрание Санкт - Петербурга, при этом 20 сентября 2021 года в период времени с 20 часов 00 минут по 03 часа 00 минут в помещении для голосования избирательного участка N 1306 членами УИК N 1306 были допущены грубые нарушения подсчета голосов, которые привели к искажению итогов голосования на избирательном участке N 1306 и нарушению активного избирательного права административного истца и прав всех избирателей.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 13 декабря 2021 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 24 сентября 2020 года производство по административному делу в части требований Петровской М.Н. к УИК N 1306 о признании недействительными итогов голосования в Законодательное собрание Санкт - Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 21 и по единому округу, прекращено.
Административные исковые требования Петровской М.Н. к УИК N 1306 об отмене итогов выборов в Государственную Думу восьмого созыва на избирательном участке N 1306, признании незаконными действий (бездействия) председателя и членов УИК N 1306 и обязании ТИК N 19 прекратить полномочия председателя и членов УИК N 1306 - оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Петровская М.Н ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными без учета фактических обстоятельств дела, неправильным применением норм материального права, нарушением при принятии решения норм процессуального права. Указала, что члены УИК N 1306 исказили волю избирателей, в связи с чем, итоги голосования подлежат отмене. Суды при рассмотрении дела отказались исследовать совокупность доказательств представленных административным истцом.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, и следует из материалов дела, что 17 - 19 сентября 2021 года на территории Санкт- Петербурга проходило голосование на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва, а также голосование на выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Ланское и Автово.
Решением Территориальной избирательной комиссии N 19 Санкт-Петербурга N 39-28 от 06 июня 2018 года сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка N 1306 со сроком полномочий - пять лет (2018-2023 гг.).
Решением Территориальной избирательной комиссии N 19 Санкт-Петербурга N 40-28 от 06 июня 2018 года председателем УИК N 1306 назначен член УИК с правом решающего голоса Аятов Д.В.
20 сентября 2021 года по итогам голосования выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу город Санкт-Петербург - Южный одномандатный избирательный округ N 218 и по федеральному избирательному округу участковой избирательной комиссией на избирательном участке N 1306 были приняты решения, оформленные протоколами N 1 и N 2 и подписанные членами участковой избирательной комиссии.
20 сентября 2021 года данные решения участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке N 1306 были внесены в ГАС Выборы в 19 часов 00 минут и в 19 часов 01 минуту соответственно, то есть, доведены до всеобщего сведения.
Петровская М.Н. принимала участие в голосовании на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва на избирательном участке N 1306, а также присутствовала на избирательном участке N 1306, в том числе в период с 19 сентября 2021 года до 02 часов 07 минут 20 сентября 2021 года, что подтверждается списком лиц, присутствовавших при проведении голосования в течение нескольких дней подряд, подсчете голосов избирателей и составлении протоколов N 1 и N 2 участковой избирательной комиссии об итогах голосования в дни голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что, уточненный административный иск Петровской М.Н. поступил в суд за пределами установленного частью 2 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока, который в силу части 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации восстановлению не подлежит. Доказательств нарушения членами участковой избирательной комиссии действительной воли избирателей, нарушения оспариваемыми действиями членов участковой избирательной комиссии прав и законных интересов административным истцом не представлено.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Конституцией Российской Федерации предусмотрено право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (пункт 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, закреплены в Федеральном законе от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" детально регламентируется порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией.
Согласно пункту 1 статьи 68 Федерального закона Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса.
В силу пункта 2 статьи 68 названного Федерального закона подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем - в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, затем - в органы местного самоуправления.
Исходя из положений пункта 3 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", после окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, участниками референдума при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования. При использовании технических средств подсчета голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строку 7 увеличенной формы протокола об итогах голосования.
Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии уточняет, оглашает и вносит в строку 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней, полученных участковой комиссией (данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших в помещении территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии) избирателей, участников референдума, в указанное число не входят). При использовании технических средств подсчета голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строку 2 увеличенной формы протокола об итогах голосования (пункт 4 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса. При непосредственном подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (пункты 8 и 9 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам комиссии с правом решающего голоса, кроме председателя (заместителя председателя) и секретаря комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12, 16 и 17 настоящей статьи. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии (пункт 10 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Согласно пункту 15 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при проведении выборов по многомандатным избирательным округам и наличии у избирателя более одного голоса сортировка бюллетеней, поданных за каждого из кандидатов, не производится. Содержащиеся в каждом из бюллетеней отметки избирателя оглашаются с представлением бюллетеня для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается. После оглашения данные, содержащиеся в бюллетене, заносятся в специальную таблицу, содержащую фамилии всех кандидатов, внесенных в бюллетень, и суммируются.
В соответствии частью 1 статьи 84 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" участковая избирательная комиссия оформляет свои решения об итогах голосования на соответствующем избирательном участке двумя протоколами: протоколом N 1- об итогах голосования по одномандатному избирательному округу и протоколом N 2 - об итогах голосования по федеральному избирательному округу.
Согласно пункту 26 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" после проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов либо с использованием комплекса для электронного голосования, приобретает юридическую силу после указанного подписания. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
Пунктом 27 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что, если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса.
По требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, имеющих право присутствовать при подсчете голосов избирателей, участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования; выдаваемые заверенные копии протоколов нумеруются; участковая избирательная комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре, а лицо, получившее заверенную копию, расписывается в нем; ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола (пункт 29).
Согласно пункту 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Пунктом 4 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67 - ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что решения комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдумов обжалуются в суды соответствующего уровня, по подсудности, установленной пунктом 2 настоящей статьи. При этом суд соответствующего уровня рассматривает решение комиссии, организующей выборы, референдум, а также решения нижестоящих комиссий, принимавших участие в проведении данных выборов, референдума в соответствии с законом, если допущенные ими нарушения могли повлиять на результаты данных выборов, референдума.
На основании пункта 10 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии. Избиратели, участники референдума вправе обратиться с жалобами на решения, действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали участие в выборах, референдуме.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
При этом, согласно пункту 1.3 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд соответствующего уровня по заявлению избирателя, участника референдума об оспаривании итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором этот избиратель, участник референдума принял участие в выборах, референдуме, может отменить решение участковой комиссии об итогах голосования на избирательном участке, участке референдума в случаях, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1.2. настоящей статьи.
Указанное согласуется с разъяснениями, изложенными в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Суды правомерно пришли к выводу о том, что, исходя из принципа недопустимости отмены результатов выборов только по формальным основаниям, из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, нарушений избирательного законодательства, которые привели бы к искажению воли избирателей, а равно создали условия невозможности установления действительной воли избирателей не допущено.
Судами установлено, что доказательств нарушения порядка подсчета голосов или установления результатов выборов, не позволяющих установить действительное волеизъявление избирателей, суду не представлено, в связи с чем, оснований для удовлетворения административного искового заявления не имелось.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, всем конкретным обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов являются верными, соответствуют доказательствам, представленным в материалы дела, исследованным согласно ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы административного истца о нарушении порядка подсчета голосов избирателей правильно отклонены судом в целом, как бездоказательные.
Иные доводы административного истца, изложенные в кассационной жалобе, были предметом обсуждения судов и обоснованно отклонены ими по мотивам, изложенным в решении судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку доказательств и на несогласие с выводами судебных инстанций по результатам их оценки, что в соответствии с ч. 3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не может являться.
Оснований для отмены или изменения судебных актов в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Московского районного суда Санкт - Петербурга от 13 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 24 января 2022 года по административному делу N 2а - 8960/2021 - оставить без изменения, кассационную жалобу Петровской М. Н. - без удовлетворения.
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 13 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 24 января 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 01 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.