Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А.
судей Зеленского А.М, Бельмас Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сидорова М. Ю. на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 28 июля 2021 года с учетом определения от 20 сентября 2021 года об исправлении описки и апелляционное определение Калининградского областного суда от 30 ноября 2021 года по административному делу N 2а - 3256/2021 по административному исковому заявлению Сидорова М. Ю. к ФСИН России, заместителю руководителя ФКУЗ "Медико - санитарная часть N 39 ФСИН России" Абарниковой О. В. о компенсации морального вреда, возложении обязанности восстановить право на получение дополнительных продуктовых передач.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Сидоров М.Ю. обратился в суд с административным иском, в котором просил возложить на заместителя руководителя ФКУЗ Медико - санитарная часть N 39 ФСИН России Абарникову О.В. обязанность восстановить его право на получение дополнительной продуктовой передачи по правилам п.2 ст.90 УИК РФ и взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей
В обоснование требований указал, что он отбывает наказание в ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области с января 2015 года. С 27 января 1997 года состоит на учете в ГБУЗ "Калининградская областная инфекционная больница" с диагнозом ВИЧ-инфекция, с апреля 2009 года ему пожизненно назначена антиретровирусная терапия. Кроме того, имеет ряд иных заболеваний, что в совокупности с основным диагнозом значительно ухудшает качество его жизни. Неотъемлемой частью лечения является полноценное питание, повышенные нормы которого ему установлены в связи с наличием заболевания. Помимо этого он в силу закона имеет право на получение дополнительных продуктовых передач в количестве и ассортименте, определенном медицинским заключением. На протяжении всего времени врачами ФКУЗ МСЧ-39 ФСИН России принимались заключения о необходимости получения им дополнительных продуктовых передач, однако в декабре 2020 года по неизвестным ему причинам от медицинских работников медико - санитарной части при ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области последовал устный отказ в приеме для него дополнительных продуктовых передач со ссылкой на наличие соответствующего устного распоряжения руководителя ФКУЗ "Медико - санитарная часть N 39 ФСИН России". На поданное им письменное заявление с просьбой разрешить прием продуктовых передач последовал отказ со ссылкой на то, что при наличии установленной ему повышенной нормы питания в получении продуктов по медицинским показаниям он не нуждается. Полагает, что тем самым нарушено его право на получение дополнительных продуктовых посылок, что существенно влияет на состояние его здоровья и причиняет ему моральный вред.
Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 28 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Калининградского областного суда от 30 ноября 2021 года исковые требования Сидорова М.Ю. были оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 5 мая 2022 года, Сидоров М.Ю. просит об отмене судебных актов и вынесении нового решения об удовлетворении требований, настаивая на доводах указанных в административном исковом заявлении, апелляционной жалобе и ссылаясь на неверное установление судами обстоятельств по делу.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Из материалов дела следует, что Сидоров М.Ю. отбывает наказание в ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области, находится под наблюдением медицинских работников филиала ФКУЗ "Медико - санитарная часть N 39 ФСИН России", состоит на диспансерном учете с клиническим диагнозом: основной - ВИЧ-инфекция, стадия вторичных заболеваний 4А, фаза ремиссии на фоне приема ВААРТ. Сопутствующие заболевания: хронический вирусный гепатит "С" без цитолитической активности, вертеброгенная люмбалгия (протрузия межпозвоночных дисков, остеохондроз пояснично - крестцового отдела позвоночника), легко выраженный болевой и мышечно - тонический синдром. Посттравматическая контрактура левого локтевого сустава, нарушение функции сустава 1-2 ст, хронический наружный геморрой 1-2 ст, анамнестическая героиновая наркомания, дерматит.
Из материалов дела следует, что по своему основному заболеванию - ВИЧ - инфекция Сидоров М.Ю. получает дополнительную норму питания в соответствии с приказом Минюста России от 17.09.2018 N 189 (п.5.2а).
Из истребованного судом личного дела осужденного следует, что ранее Сидоров М.Ю. неоднократно получал дополнительные продуктовые посылки и передачи.
По рапорту заместителя начальника ФКУЗ МСЧ-39 ФСИН России Абарниковой О.В. в отношении начальника отдела организации лечебно -профилактической работы ФКУЗ МСЧ-39 ФСИН России Гибалова К.В. проведена служебная проверка, в ходе которой установлено, что он, не являясь лечащим врачом Сидорова М.Ю, в период с мая 2019 года по март 2020 года ежемесячно без заключения медицинской комиссии подписывал заявления осужденного Сидорова М.Ю. на получение последним дополнительной передачи при отсутствии на это оснований. При этом лечащим врачом Сидорова М.Ю. в периоды, когда он находился на лечении в ФКУЗ МСЧ-39 ФСИН России, либо врачебной комиссией, не было дано каких-либо рекомендаций о необходимости получения Сидоровым М.Ю. дополнительного питания в связи с отсутствием показаний. Более того, на врачебной комиссии проведен внутренний контроль качества организации медицинского обеспечения осужденному Сидорову М.Ю. в ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области, установлено, что показания для назначения дополнительного питания отсутствуют.
По результатам служебной проверки заключением от 10 ноября 2020 года начальник отдела организации лечебно - профилактической работы ФКУЗ МСЧ-39 ФСИН России Гибалов К.В. привлечен к дисциплинарной ответственности, ему объявлен выговор.
Согласно заключению врачебной комиссии, оформленному протоколом N 32 от 03 июня 2021 года на основании жалоб пациента, объективного осмотра, данных клинических и лабораторных исследований, медицинских показаний для назначения Сидорову М.Ю. сверх положенной нормы посылки или бандероли с дополнительными продуктами питания не установлено.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что поскольку показаний для назначения Сидорову М.Ю. сверх положенной нормы питания посылки (передачи, бандероли) с дополнительными продуктами питания с лечебной целью не имеется, отсутствуют основания для возложения на ответчиков обязанности восстановить право административного истца на получение таких дополнительных посылок (передач), и отсутствуют основания для взыскания в пользу административного истца денежной компенсации.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В силу требований, содержащихся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны гарантироваться с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3 указанной нормы).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" в силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Вместе с тем, административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (статьи 62, 125, 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу ст.15 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", в местах содержания под стражей устанавливается режим. обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 22 указанного Федерального закона подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.6 ст.99 УИК РФ больным осужденным и осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, создаются улучшенные жилищно-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17.09.2018 N 189 установлены повышенные нормы питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время, согласно примечанию к которому по данной норме обеспечиваются больные ВИЧ-инфекцией вне зависимости от места содержания (подп. "в" п.1).
В соответствии с п.151 Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от 02.09.2016 N 696, больным осужденным, подозреваемым и обвиняемым, страдающим болезнями, указанных в приложение к утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации, повышенной норме питания, больных, выдается лечебное питание. Назначение на лечебное питание производится по заключению медицинского подразделения и приказа, издаваемого в учреждении УИС, на период нахождения больного на лечении.
Кроме того, в силу ч.ч.1, 2 ст.90 УИК РФ, осужденным к лишению свободы разрешается получение посылок, передач и бандеролей. Больные осужденные, осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, могут получать дополнительные посылки и передачи в количестве и ассортименте, определяемых в соответствии с медицинским заключением.
Пунктом 104 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295. предусмотрено, что больные осужденные, осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, могут получать дополнительные посылки и передачи в количестве и ассортименте, определяемом в соответствии с заключением врачебной комиссии или лечащего врача медицинского подразделения УИС.
Суды правомерно пришли к выводу о том, что медицинские показания для получения дополнительных продуктовых посылок и передач у Сидорова M.Ю. отсутствуют, его права отказом в получении таких посылок не нарушены, в связи с чем оснований для удовлетворения его требований о восстановлении права на их получение и о взыскании в его пользу денежной компенсации не имеется. То обстоятельство, что ранее он получал дополнительные посылки и передачи, в том числе, на основании заключений Гибалова К.Б, которые признаны необоснованно выданными, не свидетельствует о наличии у него права на получение таких посылок в настоящее время.
Данные выводы основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Суды первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Калининграда от 28 июля 2021 года с учетом определения от 20 сентября 2021 года об исправлении описки и апелляционное определение Калининградского областного суда от 30 ноября 2021 года по административному делу N 2а - 3256/2021 - оставить без изменения, кассационную жалобу Сидорова М. Ю. - без удовлетворения.
Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 28 июля 2021 года с учетом определения от 20 сентября 2021 года об исправлении описки, апелляционное определение Калининградского областного суда от 30 ноября 2021 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 01 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.