Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Зеленского А.М, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Березовикского сельского поселения Новгородской области на решение Окуловского районного суда Новгородской области от 05 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 17 ноября 2021 года по административному делу N 2а - 584/2021 по административному исковому заявлению Новгородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Березовикского сельского поселения Окуловского муниципального района Новгородской области, Администрации Окуловского муниципального района Новгородской области об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав объяснения представителя прокуратуры Леонтьева С.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Новгородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Березовикского сельского поселения Окуловского муниципального района Новгородской области (далее также Администрация поселения) об обязании в течение 5 месяцев со дня вступления решения в законную силу создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее также ТКО) для организации вывоза твердых коммунальных отходов от местного населения в "адрес", "адрес". "адрес".
В обоснование административных исковых требований прокурор указал, что ходе проверки соблюдения требований действующего законодательства об отходах производства и потребления установлено, что на территории указанных населенных пунктов Березовикского сельского поселения Окуловского района Новгородской области не созданы места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов от населения. Представление Новгородского межрайонного природоохранного прокурора от 26 февраля 2021 года рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения по состоянию на июнь 2021 года органом местного самоуправления не устранены. Указанное бездействие нарушает права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду и способствует образованию несанкционированных мест накопления отходов с последующей ликвидацией таких мест региональным оператором по обращению с отходами и предъявлением соответствующих счетов собственникам земельных участков (в частности, администрациям), а также способствует нарушениям при организации работы регионального оператора по вывозу твердых коммунальных отходов от населения с. "адрес"
Судом первой инстанции к участию в административном деле в качестве соответчика и заинтересованного лица привлечены администрация Окуловского муниципального района и ООО "Спецтранс" соответственно.
Решением Окуловского районного суда Новгородской области от 05 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 17 ноября 2021, административные исковые требования Новгородского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации поселения удовлетворены, на Администрацию поселения возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для организации вывоза твердых коммунальных отходов от местного населения в "адрес", "адрес" д. "адрес" в соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года N 1039, пунктами 3, 4 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года N 3.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 05 мая 2022 года администрации Березовикского сельского поселения Новгородской области просит об отмене судебных актов, полагая, что они постановлено с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и указывая, что у Администрации сельского поселения отсутствуют соответствующие полномочия.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными Правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Частью 3 статьи 14 названного Федерально закона предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи 14 Федерального закона N 131 -ФЗ)
Согласно пункту 3 части 1 статьи 9.2 Устава Окуловского муниципального района, в состав которого входит Березовикское сельское поселение, к вопросам местного значения, закрепленными за сельскими поселениями относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В силу Областного закона Новгородской области от 23 октября 2014 года N 637-03 "О закреплении за сельскими поселениями Новгородской области вопросов местного значения" с 1 января 2015 года за сельскими поселениями Новгородской области закреплен вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131- ФЗ.
Согласно статье 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Федеральный закон N 89- ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В части 2 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ установлены полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, к которым относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу части 3 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В силу части 2 статьи 3 Областного закона Новгородской области от 01 декабря 2015 года N 880-03 "О мерах по реализации Федерального закона "Об отходах производства и потребления" на территории Новгородской области и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области обращения с отходами производства и потребления" (в редакции Областного закона Новгородской области от 01 ноября 2021 года N 25-03) органы местного самоуправления муниципальных районов Новгородской области наделены отдельными государственными полномочиями по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, а органы местного самоуправления городских и сельских поселений Новгородской области - отдельными государственными полномочиями по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Частью 3-1 статьи 3 названного Областного закона органы местного самоуправления муниципальных районов Новгородской области наделены отдельными государственными полномочиями по расчету и предоставлению субвенций бюджетам городских и сельских поселений Новгородской области на возмещение затрат по содержанию штатных единиц, осуществляющих переданные отдельные государственные полномочия.
Областным законом Новгородской области от 01 ноября 2021 года N 25- 03 областной закон "О мерах по реализации Федерального закона "Об отходах производства и потребления" на территории Новгородской области и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области обращения с отходами производства и потребления" дополнен статьей 6.3, предусматривающей порядок расчета субвенции бюджетам городского округа, муниципальных округов, муниципальных районов, городских, сельских поселений Новгородской области на осуществление отдельных государственных полномочий по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) твердых коммунальных отходов в части осуществления закупки контейнеров для раздельного накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 89-ФЗ и областным законом N880-03 постановлением Правительства Новгородской области от 27 июня 2017 года N 224 утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Новгородской области (далее Порядок).
Пунктом 4.3 Порядка предусмотрено, что места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления Новгородской области, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления Новгородской области создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Места (площадки) накопления ТКО указываются в территориальной схеме.
Статья 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ предусматривает, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1); места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3); органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4).
Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра определены Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местною самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно -противоэпидемических (профилактических) мероприятий" устанавливают санитарно - эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, предусматривающие обустройство на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальных площадок для накопления крупногабаритных отходов.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства, проведенной Новгородской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено, что на территории "адрес" не созданы места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что Администрация поселения является уполномоченным органом местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в обязанности которой входит создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для организации вывоза твердых коммунальных отходов от местного населения. Между тем, не создавая на территории "адрес", "адрес", д. "адрес" такие места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, административный ответчик допускает незаконное бездействие.
Поскольку судом установлено бездействие административного ответчика Администрации поселения суд правомерно возложил на орган местного самоуправления обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу создать на территории поименованных населенных пунктов Березовикского сельского поселения Окуловского муниципального района Новгородской области места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Данные выводы основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Суды первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Доводы кассационной жалобы о том, что у Администрации поселения отсутствуют полномочия и соответствующее финансирование для исполнения возложенной обязанности проверялись судами первой и апелляционной инстанций и были обоснованно отклонены, учитывая, что органом тарифного регулирования при установлении максимальной допустимой величины приведенной стоимости услуги региональных операторов в соответствии с Основами ценообразования в области обращения с ТКО не учитывались расходы на создание мест (площадок) для накопления ТКО. Кроме того, конкурсная документация по отбору региональных операторов по обращению с ТКО не предусматривает обязанности региональных операторов по созданию и (или) содержанию контейнерных площадок.
При таких обстоятельствах, обязанность по созданию и (или) содержанию контейнерных площадок правомерно возложена на Администрацию поселения.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Окуловского районного суда Новгородской области от 05 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 17 ноября 2021 года по административному делу N 2а - 584/2021 - оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Березовикского сельского поселения Новгородской области - без удовлетворения.
Решение Окуловского районного суда Новгородской области от 05 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 17 ноября 2021 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 01 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.