Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 07 апреля 2022 года по административному делу N 2а-1741/2021 по административному исковому заявлению Рывкина Б. М. к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным уведомления, обязании выдать уведомление о соответствии объекта установленным параметрам.
По первой инстанции решение вынесено Лужским городским судом Ленинградской области 18 ноября 2021 года, Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рывкин Б.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным: уведомления N02 от 19.02.2021 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке; обязании выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (л.д.5-9, т.д.1).
При рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент лесного хозяйства по СЗФО, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, Администрация Лужского муниципального района Ленинградской области, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) (л.д. 58, 196).
В обоснование требований административный истец указал, что с 2018 года является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: "адрес", "адрес", "адрес".
Рывкиным Б.М. принято решение провести реконструкцию жилого дома, а именно: перенести жилой дом на пять метров от береговой линии вглубь земельного участка, при этом частично будет использоваться существующий свайный бетонный фундамент. Уведомлением от 19.02.2021 N 02 административный ответчик сообщил, что имеются несоответствия указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Основанием для отказа послужило нахождение земельного участка в границах природного заказника, таким образом, образование, предоставление и застройка земельного участка противоречит ограничениям, установленным в соответствии с лесным законодательством и законодательством в области особо охраняемых территорий, в части осуществления строительства индивидуального жилого дома на землях лесного фонда и в границах заказника. Административный истец считает уведомление незаконным, поскольку земли лесного фонда в Лужском районе учтены в ГКН по документу в 2005 году, по материалам межевания в 2010 году. Земельному участку присвоен кадастровый N. Пересечение границ земельного участка, принадлежащего административному истцу, с кадастровым номером N, и земельного участка с кадастровым номером N отсутствует. Согласно выписке Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, земельный участок, принадлежащий административному истцу, расположен на землях категории: земли населенных пунктов с разрешенным использованием для личного подсобного хозяйства. Административный истец считает, что его права и законные интересы нарушены.
Решением Лужского городского суда от 18.11.2021 в удовлетворении требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 07 апреля 2022 года решение Лужского городского суда Ленинградской области от 18 ноября 2021 года отменено, принято по делу новое решение.
Административные исковые требования Рывкина Б. М. удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, выраженное в уведомлении N02 от 19.02.2021 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
На Комитет по природным ресурсам Ленинградской области возложена обязанность повторно рассмотреть уведомление Рывкина Б. М, зарегистрированное 15.02.2021 г. за N 01-4088/2021 о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, расположенном по адресу: "адрес", "адрес", "адрес".
На вступившие в законную силу судебные постановления административный ответчик подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
В соответствии с ч.1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (за исключением строительства объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации") или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), Согласно ч 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
В силу п.2 ч. 10 названной статьи уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Как установлено из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 21 апреля 2021 г. истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 800 +/-10 с кадастровым номером N с расположенным на нем жилым домом площадью 31.7 кв. метров, расположенные по адресу: "адрес" (л.д.66 -69, т.д.1).
Земельный участок по сведениям из ЕГРН отнесен к категории: земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
Основанием возникновения права собственности Рывкина Б.М. на земельный участок с расположенным на нем жилым домом является договор купли-продажи земельного участка и жилого дома от 02 августа 2018 года, в соответствии с которым Переходина М.В. (продавец) продала, а Рывкин Б.М. (покупатель) купил земельный участок, площадью 800 кв. метров с кадастровым номером N и жилой дом с кадастровым номером N, расположенные по адресу: "адрес" (л.д. 178 -179, т.1).
По сведениям, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии жилой дом с кадастровым номером N имеет площадь 31, 7 кв.м, назначение "жилое", расположен в границах земельного участка с кадастровым номером N. Год завершения строительства - 2015 (л.д. 69, т. 1).
10 февраля 2021 Рывкин Б.М. направил в Комитет уведомление о планируемой реконструкции индивидуального жилого дома с кадастровым номером N, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес", "адрес" 1.
Направление уведомления о планируемой реконструкции в Комитет обусловлено расположением земельного участка с кадастровым номером N в границах ООПТ регионального значения Ленинградской области - государственного природного заказника "Череменецкий".
Заказник создан на основании решения Исполнительного комитета Ленинградского областного совета депутатов трудящихся от 29.03.1976 N145. В дальнейшем в целях приведения в соответствии с новым природоохранным законодательством было издано постановление Правительства Ленинградской области от 26.12.1996 N494, устанавливающие границы и режим особой охраны указанной ООПТ.
Земельный участок административного истца с кадастровым номером N находится в границах Заказника.
По итогам рассмотрения указанного выше уведомления Комитет выдал административному истцу уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Основанием для выдачи Уведомления о недопустимости реконструкции индивидуального жилого дома с кадастровым номером N явился факт расположения данного дома и земельного участка с кадастровым номером N соответственно, на землях государственного лесного фонда выдела 30 квартала 502 Жельцевского участкового лесничества Лужского лесничества Ленинградской области.
Из ответа Комитета по природным ресурсам следует, что земельный участок с кадастровым номером N относится к землям лесного фонда Лужского лесничества, Жельцевского сельское участковое лесничество, квартал N (часть выдела 30), ориентировочная площадь наложения составляет 0, 08 га (л.д.96).
Право собственности Российской Федерации на лесной участок Лужского лесничества Ленинградской области зарегистрировано 18.02.2005, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись о регистрации N47-78-01/001/2005-035, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.03.2009 N78-АГ 768487.
Факт расположения земельного участка с кадастровым номером N в границах земель лесного фонда выдела 30 квартала 502 Жельцевского участкового лесничества Лужского лесничества Ленинградской области подтвержден заключением филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" "Севзаплеспроект" от 24.07.2020 N12-01/1085 и письмом ЛОГКУ "Ленобллес" от 19.06.2019 N03-3333/2019.
Отменяя решение суда и удовлетворяя требования Рывкина Б.М, суд апелляционной инстанции исходил из того, что земельный участок, принадлежащий административному истцу находится на землях населенного пункта и имеет разрешенное использование, позволяющее осуществлять реконструкцию жилого дома.
Однако данные выводы суда апелляционной инстанции противоречат закону и обстоятельствам дела.
Земельный участок с кадастровым номером N по настоящее время из ГЛР не исключен и остается расположенным на землях лесного фонда Лужского лесничества Ленинградской области, в связи с чем, на него в полном объеме распространяются все запреты и ограничения, связанные, в том числе, с осуществлением строительства (реконструкции объекта капитального строительства ? жилого дома с кадастровым номером N.
Статьёй 5 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ ("О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" установлен принцип приоритета сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости над сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре. Однако данный принцип не распространяется на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий. То есть в отношении таких земельных участков сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, актуальны и имеют силу.
В соответствии с частью 1, частью 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации.
Согласно части 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре. При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации установлен перечень видов использования лесов. Использование лесов для ведения личного подсобного хозяйства, а равно для индивидуального жилищного строительства, в указанном перечне отсутствует.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 04.12.2006 N201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещаются размещение территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, предоставление лесных участков для ведения садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Также запрет на осуществление строительства на землях лесного фонда содержится непосредственно в Положении о Заказнике, устанавливающем режим особой охраны и ограничения хозяйственного использования земельных участков, расположенных в границах Заказника.
Так, в соответствии с пунктом 12 Положения о Заказнике на его территории запрещаются, среди прочего, любые виды рубок, за исключением санитарных, подсочка деревьев, отвод земель лесного фонда под любое строительство, распашку, организацию садоводств и огородничеств, другие виды промышленного, сельскохозяйственного и социального их использования в государственном и частном секторах.
Действие режима особой охраны Заказника является законным ограничением осуществления той или иной деятельности в границах Заказника и полностью соответствует положениям частей 1 и 5 статьи 24 Федерального закона от 14.03.1995 N 33- ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", в соответствии с которой на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Из материалов дела видно, что жилой дом, принадлежащий Рывкину, находится в 6 метрах от береговой линии водного объекта. Каким образом возможна его реконструкция с соблюдением норм лесного и водного законодательства в апелляционном определении не указано.
Учитывая, что в соответствии с уведомлением о планируемой реконструкции административный истец планирует осуществить перенос спорного жилого дома в другую часть земельного участка, в связи с чем, существенно изменится его месторасположение, указанная хозяйственная деятельность свидетельствует о возведении нового объекта капитального строительства на ином участке земель лесного фонда, а не об осуществлении реконструкции в соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Следовательно, намечаемая административным истцом хозяйственная деятельность свидетельствует о проведении мнимой реконструкции, под видом которой Рыбкин Б.М. планирует построить новый жилой дом, что противоречит нормам действующего законодательства.
Кроме того, из материалов дела видно, что администрация Лужского муниципального района обращалась в суд с административными исковыми заявлениями об оспаривании права собственности Рывкина на земельный участок, снятии его с кадастрового учёта (т.2 л.д. 106-109), о сносе самовольных построек, принадлежащих Рывкину, оспаривании сделок с земельным участком (т.2 л.д. 227-231).
Юридически значимым обстоятельством является установление статуса земельного участка и строений на нём, принадлежащих Рывкину Б.М. Только наличие прав на жилое строение, не являющееся самовольной постройкой, и земельный участок для его обслуживания порождает право на реконструкцию жилого дома.
На основании пункта 4 части 1 статьи 190 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд обязан приостановить производство по административному делу в случае невозможности рассмотрения данного административного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого судом общей юрисдикции, арбитражным судом, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации (до вступления в законную силу соответствующего судебного акта);
Однако судом апелляционной инстанции не установлены результаты рассмотрения вышеназванных гражданских дел.
При таких обстоятельствах апелляционное определение является незаконным и подлежит отмене.
Поскольку юридически значимые обстоятельства, необходимые для принятия правильного решения, судом апелляционной инстанции не установлены, принятие нового решения судом кассационной инстанции невозможно. Дело подлежит направлению на новое апелляционное рассмотрение.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 07 апреля 2022 года отменить.
Дело по административному исковому заявлению Рывкина Б. М. к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным уведомления, обязании выдать уведомление о соответствии объекта установленным параметрам направить на новое апелляционное рассмотрение в Ленинградский областной суд.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 июля 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.