Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Ходус Ю.А.
судей Мироновой Н.В, Калугина Д. М, при секретаре судебного заседания Кулагиной А.
с участием прокурора Яковлевой Ю.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании, с использованием системы видео-конференцсвязи, административное дело по административному исковому заявлению Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" к Региональной службе по тарифам Кировской области о признании недействующим решение правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 26 октября 2021 года N 37\61-кс-2021 "О тарифах на транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод для акционерного общества "Кировские коммунальные системы"
по апелляционной жалобе Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" на решение Кировского областного суда от 4 марта 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано, заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В,
УСТАНОВИЛА:
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (далее - МУП "Водоканал", Предприятие) обратилось в Кировский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия нормативного правового акта, принятого Региональной службой по тарифам Кировской области (далее также - РСТ Кировской области, Тарифный орган, административный ответчик).
В обоснование доводов, изложенных в административном исковом заявлении, указано, что административным ответчиком 26 октября 2021 года было принято решение N 37\61-кс-2021 "О тарифах на транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод для акционерного общества "Кировские коммунальные системы" (далее - Решение от 26 октября 2021 года N 37\61-кс-2021).
Названный приказ, по утверждению административного истца, противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В обоснование административного искового заявления указано, что с 01.08.2019 года МУП "Водоканал" является гарантирующей организацией по водоснабжению и водоотведению на территории города Кирова Кировской области. В связи с чем, МУП "Водоканал" необходимо заключить договор на транспортировку питьевой воды и сточных вод с акционерным обществом "Кировские коммунальные системы" (далее - АО "ККС"), стоимость услуг которой определяется на основании соответствующих тарифов, установленных уполномоченным органом. В настоящее время Арбитражным судом Кировской области рассматриваются гражданские дела о взыскании с МУП "Водоканал" в пользу АО "ККС" задолженности по оплате транспортировки питьевой воды и транспортировки сточных вод, рассчитанной исходя из тарифов, установленных оспариваемым решением региональной службы по тарифам Кировской области. МУП "Водоканал" полагает, что при установлении тарифов нарушена методика определения объема отпуска воды, принятых сточных вод, поскольку не учтены фактические объемы оказанных услуг 2016 - 2019 годы, а выводы уполномоченного органа о фактических объемах оказанных услуг основаны на актах оказанных услуг АО "ККС".
Кроме этого, административный истец указывает, что при принятии оспариваемого решения в расчет валовой выручки АО "ККС" включены затраты на содержание сетей, находящихся в хозяйственном ведении МУП "Водоканал" и эксплуатируемых им, изменены долгосрочные параметры регулирования по объектам КНС-3, КНС-5, КНС "Кирпичная", в связи с пересмотром уполномоченным органом базового уровня операционных расходов АО "ККС"; расчет распределения общехозяйственных расходов произведен с нарушением требования полноты отражения в учетной политике организации всех видов хозяйственной деятельности.
В связи с этим административный истец просит суд признать недействующим решение правления региональной службы по тарифам Кировской области от 26.10.2021 г. N 37/61-кс-2021 "О тарифах на транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод для акционерного общества "Кировские коммунальные системы".
Решением Кировского областного суда от 4 марта 2022 года в удовлетворении административного искового заявления МУП "Водоканал" было отказано.
С решением Кировского областного суда от 4 марта 2022 года не согласилось МУП "Водоканал", предъявило апелляционную жалобу, в которой содержится требование об отмене принятого решения.
В обоснование требований, изложенных в апелляционной жалобе, Предприятие указало, что суд пришел к неверному выводу о том, что Тарифный орган правомерно при регулировании тарифа использовал данные, представленные АО "ККС", о фактических объемах транспортировки вод за период с августа 2019 года по сентябрь 2021 года. Заявитель апелляционной жалобы считает, что выводы суда в указанной части противоречат действующему законодательству, так как представленная АО "ККС" информация об объемах воды и сточных вод не должна быть учтена Тарифным органом при принятии оспариваемого решения, так как это противоречит пункту 29 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения. АО "ККС", обладая сведениями о фактических объемах отпуска воды и приема сточных вод, в нарушение требований закона не предоставило в тарифный орган расчет объема услуг, произведенный на основе сведений о фактическом объеме оказанной услуги за 2019 год и за 2016-2018 годы
Кроме этого, по утверждению Предприятия представленные АО "ККС" данные об объемах транспортировки холодной воды и сточных вод за период с августа 2019 года по сентябрь 2021 года не являются данными о фактических объемах транспортировки холодной воды и сточных вод, более того, являются недостоверными. О недостоверности данных представленных АО "ККС", по мнению МУП "Водоканал" свидетельствует то обстоятельство, что по рассмотренным Арбитражным судом Кировской области гражданским делам по искам АО "ККС" к МУП "Водоканал" о взыскании задолженности за услуги по транспортировке холодной воды и сточных вод за период с января по август 2021 года объем транспортировки холодной воды и сточных вод был установлен в ином, значительно большем объеме. Так же заявитель апелляционной жалобы считает, что в результате неверно предоставленных данных об объемах транспортировки воды и сточных вод АО "ККС" при определении тарифов это повлекло искусственное завышение выручки АО "ККС" и его неосновательному обогащению.
В возражениях АО "ККС", РСТ Кировской области, прокурора, участвующего в деле, на апелляционную жалобу, содержатся требования об оставлении решения без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель административного истца МУП "Водоканал" действующий на основании доверенности, Батаева Е.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции, проводимого с использованием видеоконференцсвязи, требования, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала, дала пояснения по существу апелляционной жалобы.
Представитель административного ответчика РСТ Кировской области, действующий на основании доверенности Вылегжанин А.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции, проводимого с использованием системы видеоконференц-связи, с требованиями, изложенными в апелляционной жалобе МУП "Водоканал", не согласился, считает решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Представитель заинтересованного лица АО "ККС", действующий на основании доверенности в судебном заседании суда апелляционной инстанции, проводимого с использованием системы видеоконференц-связи, с требованиями, изложенными в апелляционной жалобе, не согласился, просит решение оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего, что решение является законным и обоснованным, отмене не подлежит, судебная коллегия по административным делам считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом, что 18 декабря 2020 года правлением Региональной службы по тарифам Кировской области принято решение N 41\41-кс-2021"О тарифах на транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод для акционерного общества "Кировские коммунальные системы".
Указанным решением региональной службы по тарифам Кировской области установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности АО "ККС" для формирования тарифов на транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод с использованием метода индексации установленных тарифов и тарифы на транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод для АО "ККС" на территории муниципального образования "Город Киров" на 2021-2023 гг.
Решением Кировского областного суда от 7 июня 2021 года признано недействующим с даты принятия решение правления региональной службы по тарифам Кировской области от 18 декабря 2020 г. N41/41-кс-2021 "О тарифах на транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод для акционерного общества "Кировские коммунальные системы". Указанное решение вступило в законную силу на основании Апелляционного определения четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 октября 2021 года.
26 октября 2021 года РСТ Кировской области было принято решение N 37\61-кс-2021 "О тарифах на транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод для акционерного общества "Кировские коммунальные системы", в соответствии с которым была утверждена на 2021-2023 годы производственная программа на транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод для АО "ККС", а также установлены на 2021-2023 годы долгосрочные параметры регулирования деятельности акционерного общества "ККС" и тарифы на транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод для акционерного общества "ККС".
Как следует из приказа от 26 октября 2021 года N 37\61-кс-2021, он был принят, в том числе, в соответствии с решением Кировского областного суда от 7 июня 2021 года и в соответствии с апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 октября 2021 года, то есть является замещающим нормативным-правовым актом.
Решение РСТ Кировской области от 26.10.2021 г. N 37/61-кс-2021 "О тарифах на транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод для акционерного общества "Кировские коммунальные системы" 27.10.2021 года опубликовано на официальном сайте региональной службы по тарифам Кировской области www.rstkirov.ru, являющемся в соответствии с пунктом 1 решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 15.04.2016 г. N 15/пр-2016 источником официального опубликования нормативных правовых актов, принимаемых правлением региональной службы по тарифам Кировской области.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе тарифов на водоотведение, относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5, пункт 1 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
В соответствии с Законом Кировской области от 26 июля 2001 г. N 10-30 "О Правительстве и иных органах исполнительной власти Кировской области" и постановлением Правительства Кировской области от 25 марта 2008 г. N 126/94 "Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти Кировской области" постановлением Правительства Кировской области от 1 сентября 2008 г. N 144/365 утверждено Положение о региональной службе по тарифам Кировской области (далее - Положение).
Региональная служба по тарифам по Кировской области согласно п.п. 1.1, 1.2, 3.1.3.1 Положения о региональной службе по тарифам по Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области N144/365 от 1 сентября 2008 г, является исполнительным органом государственной власти (органом исполнительной власти) Кировской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области государственного регулирования цен (тарифов), подлежащих государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации и Кировской области, и контроль (надзор) за их применением в пределах компетенции. Основными задачами службы являются, в том числе, установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 13 статьи 2 Закона Кировской области от 14 октября 2013 года N 325-ЗО "О нормативных правовых актах органов государственной власти Кировской области" органы исполнительной власти Кировской области издают нормативные правовые акты в форме распоряжения или решения.
В соответствии с пунктом 4.3 Положения нормативные правовые акты об утверждении цен (тарифов) принимаются в форме решений.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме решение, то есть в форме, которая предусмотрена действующим законодательством.
Проанализировав приведенные доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение от 26 октября 2021 года N 37\61-кс-2021 принят уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, официального опубликования. По указанным основаниям данный нормативный правовой акт лицами, участвующими в деле не обжалуется.
Законодательство Российской Федерации в области водоснабжения и водоотведения состоит из Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ), Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 (далее - Правила регулирования тарифов), Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 (далее - Правила холодного водоснабжения и водоотведения) а также Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания N 1746-э).
В соответствии с пунктами 2 и 26 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; транспортировка сточных вод - перемещение сточных вод, осуществляемое с использованием канализационных сетей.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из следующих методов:
1) методом экономически обоснованных расходов (затрат). Расчет осуществляется с учетом экономически обоснованных расходов (затрат), необходимых для реализации инвестиционных и производственных программ;
2) методом индексации. Расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги;
3) методом доходности инвестированного капитала. При расчете тарифов учитываются возврат инвестированного капитала и получение дохода, эквивалентного доходу от его инвестирования в другие отрасли, деятельность в которых осуществляется с сопоставимыми рисками;
4) методом сравнения аналогов. В сфере холодного водоснабжения и водоотведения расчет осуществляется исходя из тарифов или экономически обоснованных затрат гарантирующей организации (до определения гарантирующей организации исходя из тарифов или экономически обоснованных затрат организации, осуществляющей водоподготовку, транспортировку и подачу холодной воды) на осуществление того же регулируемого вида деятельности в сопоставимых условиях.
Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных данной статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и с учетом предложений организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. По решению Правительства Российской Федерации переход к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, а также утверждение долгосрочных параметров регулирования тарифов осуществляются органом регулирования тарифов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (часть 3 данной статьи).
В соответствии со статьей 32 названного Закона расчет тарифов на водоснабжение и водоотведение осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки.
Региональной службой по тарифам Кировской области установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности АО "ККС" для формирования тарифов на транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод с использованием метода индексации установленных тарифов и тарифы на транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод для АО "ККС" на территории муниципального образования "Город Киров" на 2021-2023 гг.
В силу положений пункта 29 Основ ценообразования тарифы транспортировку холодной (горячей) воды устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
В силу пункта 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.
Согласно пункту 4 Методических указаний N 1746-э расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к настоящим Методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с у четом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).
Объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется по формуле, предусмотренной в пункте 5 названных Методических указаний, которая включает такие переменные, как объем воды, отпускаемой абонентам (планируемой к отпуску) в году, предшествующему году, в котором устанавливается тариф; расчетный объем воды, отпускаемой новым абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения в году, на который устанавливается тариф, за вычетом потребления воды абонентами, водоснабжение которых прекращено (планируется прекратить), планируемое в году, на который устанавливается тариф, изменение (снижение) объема воды, отпускаемой гарантирующей организацией абонентам по отношению к предшествующему году, связанное с изменением нормативов потребления воды.
Материалами дела подтверждается и следует из материалов дела, что на основании подпункта 1.1 пункта 1 постановления администрации г. Кирова от 28.06.2013 г. N 2480-П "Об определении гарантирующих организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования "Город Киров", МУП "Водоканал" наделен статусом гарантирующей организации, осуществляющей на территории муниципального образования "Город Киров" холодное водоснабжение и водоотведение.
В соответствии с пунктом 2 постановления администрации г. Кирова от 24.05.2019 г. N 1080-п "О внесении изменений в постановление администрации г. Кирова от 28.06.2013 г. N 2480-П" постановление администрации г. Кирова от 28.06.2013 г. N 2480-П дополнено пунктом 2-3 согласно которому зона действия МУП "Водоканал" с 01.08.2019 г. распространена на территории, входившие в зону действия АО "ККС".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что объем транспортировки коммунальных ресурсов правомерно определен органом регулирования тарифов на основании имеющихся данных об объемах транспортировки вод за период с августа 2019 года по сентябрь 2021 года, предоставленных АО "ККС".
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, считает их обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам, которые подтверждены соответствующими доказательствами.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 29 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы на транспортировку холодной воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего вида регулируемой деятельности, и расчетного объема отпуска воды. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
Объем транспортировки питьевой воды и транспортировки сточных вод определяется на очередной год и на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с разделом П Методических указаний.
Расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг устанавливаются на очередной год в соответствии с приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод) (пункт 4 Методических указаний).
Объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется по формуле, предусмотренной в пункте 5 Методических указаний, которая включает такие переменные, как объем воды, отпускаемой абонентам (планируемой к отпуску) в году, предшествующему году, в котором устанавливается тариф; расчетный объем воды, отпускаемой новым абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения в году, на который устанавливается тариф, за вычетом потребления воды абонентами, водоснабжение которых прекращено (планируется прекратить); планируемое в году, на который устанавливается тариф, изменение (снижение) объема воды, отпускаемой гарантирующей организацией абонентам по отношению к предшествующему году, связанное с изменением нормативов потребления воды.
Судебной коллегией установлено, что решение РСТ Кировской области от 26.10.2021 года N 37/61-кс-2021 принято в соответствии с решением Кировского областного суда от 07.06.2021 года и определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 05.10.2021 года, которыми признано недействующим первоначальное решение об установлении для АО "ККС" на 2021 год тарифов на транспортировку воды и сточных вод.
В частности, в апелляционном определении Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 октября 2021 года указано на неподтвержденность предоставленных МУП "Водоканал" данных об объемах отпуска воды, объема принятых сточных вод, в Тарифный орган при принятии первоначального решения РСТ Кировской области об установлении для АО "ККС" тарифов на транспортировку питьевой воды и сточных вод. :
В указанном выше судебном акте, вступившим в законную силу, указано, что при оценке оспариваемого нормативного правового акта судом первой инстанции учтено, что представленные МУП "Водоканал" данные об объемах реализации услуг по транспортировке воды (в объеме, транспортируемом ВНС "Курская" и по водопроводным сетям) и сточных вод (в объеме, транспортируемом КНС "Метроград", "Ёлки-Парк", "Манеж пер. Средний 15", "Znak" и по канализационным сетям) не имеют никакого обоснования, документально не подтверждены, органом регулирования не проведен анализ данных объемов. Судом первой инстанции отмечено, что обоснования данных об объемах реализации услуг по транспортировке воды и сточных вод, направленных в адрес тарифного органа МУП "Водоканал" не представлено и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции".
Более того, в Определении Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 октября 2021 года указано на правомерность принятия данных об объемах отпуска воды и объемах принятия сточных вод, предоставленных АО "ККС":
В частности в указанном выше судебном акте указано, что "АО "ККС" представлены данные о фактических объемах транспортировки за 2018 год. Указанные сведения, представленные в форме годовых объемов потребления абонентов с адресами абонентов, были учтены тарифным органом в качестве фактических при принятии решения об установлении тарифов на 2019-2020 годы. Кроме того, АО "ККС" представлены фактические данные о потреблении соответствующих услуг за период с августа по сентябрь 2019 года. Указанные объемы подтверждены представленными актами выполненных работ (оказанных услуг) по транспортировке вод и сточных вод, согласованными и подписанными гарантирующей организацией МУП "Водоканал".
Невозможность применения представленных АО "ККС" данных об объемах тарифный орган аргументировал отсутствием сведений об объемах за отчетный период (2019 г.) и за предыдущие три года (2016-2018 годы), а также наличием сомнений в фактическом характере предоставленных сведений ввиду совпадения объемов с расчетными данными об объемах услуги, учтенных ранее РСТ Кировской области в тарифах для АО "ККС" за предыдущие периоды.
Суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание доводы административною ответчика, поскольку в основу оспариваемого решения положены данные об объемах транспортировки за период с октября 2019 г. по сентябрь 2020 года, фактический характер объемов подтвержден представленными сотами выполненных работ (оказанных услуг) по транспортировке вод и сточных вод, согласованными и подписанными гарантирующей организацией МУП "Водоканал", при этом, в заключении экспертной группы РСТ Кировской области о рассмотрения предложения АО "ККС" об установлении тарифов на транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод на первый долгосрочный период регулирования 2021-2023 годы не отражены основания для отказа в принятии ежегодного объема реализации воды, водоотведения (в объеме, транспортируемом ВНС "Курская" и по водопроводным сетям, в объеме, транспортируемом КНС "Метроград", "Ёлки-Парк", "Манеж пер. Средний 15", "Znak" и по канализационным сетям) на уровне фактических показателей, представленных АО "ККС".
Учитывая вышеизложенное суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что рассчитанные регулирующим органом плановые объемы транспортировки воды и сточных вод по вышеуказанным объектам не могут быть признаны достоверными и подтвержденными, что привело к необоснованному занижению тарифа, установленные оспариваемым решением тарифы определены не в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регулирующих отношения по установлению цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, в связи с чем права административного истца нарушены.
Из приведенного вступившего в законную силу судебного акта следует, что произведенные на основе данных МУП "Водоканал" расчеты объема услуг недостоверны, то есть установлена недостоверность сведений о фактических объемах транспортировки воды и сточных вод, ранее предоставлявшихся МУП "Водоканал" в Тарифный орган.
При принятии заменяющего, оспариваемого нормативного правового акта Тарифный орган письмами от 8 октября 2021 года предложил МУП "Водоканал" и АО "ККС" в срок до 25 октября 2021 года предоставить информацию необходимую для расчета объема оказываемых услуг.
На запрос Тарифного органа от 08.10.2021 года информации об объемах транспортировки вод АО "ККС" предоставило сведения об объемах транспортировки вод за период с августа 2019 г. по сентябрь 2021 г, в том числе акты сдачи-приемки услуг, счета-фактуры подписанные АО "ККС" и МУП "Водоканал".
МУП "Водоканал" требуемая информация по данному запросу Тарифного органа не предоставлена.
Давая оценку указанным доказательствам в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения 26 октября 2021 года N 37\61-кс-2021, Тарифный орган правомерно определилобъем транспортировки воды и сточных вод по формулам 1 и 1.1 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, на основании данных, представленных АО "ККС".
Доводы апелляционной жалобы МУП "Водоканал" о том, что представленные АО "ККС" данные об объемах транспортировки холодной воды и сточных вод за период с августа 2019 по сентябрь 2020 г. не являются данными о фактических объемах, а также о том, что они не являются достоверными, судебная коллегия отклоняет.
Вступившими в законную силу судебными актами, а именно: решением Кировского областного суда от 07.06.2021 года, апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 05.10.2021 года установлен факт того, что предоставленные АО "ККС" данные являются фактическими.
Следовательно, доводы МУП "Водоканал" о том, что предоставленные АО "ККС" данные не являются фактическими, направлены на пересмотр иных судебных актов, имеющих преюдициальное значение при принятии обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, в основу решения от 26.10.2021 года N 37/61-кс-2021 положены данные об объемах транспортировки воды и принятых сточных вод за период с октября 2019 года по сентябрь 2020 года, предоставленные АО "ККС".
В апелляционной жалобе МУП "Водоканал" в подтверждение своих доводов, что данных об объемах транспортировки воды и сточных вод, представленные АО "ККС" являются недостоверными, предоставляет полученные в судебных разбирательствах в рамках гражданских дел, рассмотренных Арбитражным судом Кировской области о взыскании задолженности за услуги по транспортировке холодной воды и сточных вод с МУП "Водоканал" в пользу АО "ККС" за январь-август 2021 года, данные о транспортировке за 2021 год, превышающие предоставленные АО "ККС" объемы за период с октября 2019 года по сентябрь 2021 года.
Между тем, указанные утверждения заявителя апелляционной жалобы о незаконности принятого решения не свидетельствуют о незаконности принятого судом первой инстанции решения, так как фактический объем предоставленных АО "ККС" данных подтверждается пописанным с МУП "Водоканал" актами оказанных услуг.
Кроме того, решением от 26 октября 2021 года N 37\61-кс-2021 утверждались тарифы для АО "ККС" на 2021 год, поэтому фактические данные об объемах за указанный год в силу Методических указаний не могли быть использованы при утверждении соответствующего тарифа.
Следовательно, у АО "ККС" отсутствовали правовые основания для предоставления РСТ Кировской области фактические данные отпуска воды (приема сточных вод) за 2021 год для расчета плановых объемов услуг при принятии решения от 26.10.2021 года N 37/61-кс-2021.
Доводы апелляционной жалобы МУП "Водоканал" о том, что Предприятие понесло необоснованные расходы, судебной коллегией также отклоняются, по следующим основаниям.
Порядок возмещения выпадающих расходов, регулируемой организации предусмотрен законодательством о тарифном регулировании.
В соответствии с пунктом 12 Методических указаний в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулировании тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования (далее - выпадающие расходы и недополученные доходы), то такие выпадающие расходы и недополученные доходы, а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Плата за услуги АО "ККС" по транспортировке в 2021 году является экономически обоснованными расходами МУП "Водоканал", так как рассчитана исходя из установленных тарифов и фактических объемов оказанных услуг.
Следовательно, в случае наличия у МУП "Водоканал" указанных расходов, часть которых не была учтена органом регулирования тарифов при установлении тарифов, оно имеет право получить возмещение таких расходов при установлении тарифов в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования.
Таким образом, наличие у МУП "Водоканал" выпадающих расходов само по себе не нарушает его прав и не является основанием для пересмотра решения от 26 октября 2021 года N 37\61-кс-2021.
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы административного истца о том, что принятое решение от 26 октября 2021 года N 37\61-кс-2021 не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, так как необоснованно Тарифным органом были включены в расчет валовой выручки АО "ККС" при определении тарифа затраты на содержание сетей, находящихся в хозяйственном ведении МУП "Водоканал" и эксплуатируемых им.
В определении Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 октября 2021 года указано, что суд апелляционной инстанции признал доводы апелляционной жалобы МУП "Водоканал" об отсутствии у АО "ККС" права собственности на 347 объектов недвижимости (участков сетей водоснабжения и водоотведения), расходы, на содержание которых включены в тарифы, неверными.
Далее в апелляционном определении указано, что действующим тарифным законодательством установлено в качестве единого основания регулирования тарифа осуществление лицом регулируемой деятельности на находящихся во владении лица объектах водоснабжения и водоотведения.
При этом наличие прав на эти объекты не является обязательным условием для регулирования тарифов.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что для целей установления тарифов имеет значение факт эксплуатации организацией систем водоснабжения и канализации, в то время как правовые основания владения указанными объектами подлежат учету при оценке экономической обоснованности заявленных расходов.
Материалами дела подтверждено, что в составе тарифных заявок АО "ККС" представлены документы о фактической эксплуатации и содержании объектов водоснабжения и водоотведения, которые технологически присоединены к сетям МУП "Водоканал" и введены в эксплуатацию.
Доказательств обратного МУП "Водоканал" в материалы дела не представило. Кроме того, в ходе рассмотрения дела МУП "Водоканал" не оспаривало факт владения АО "ККС" объектами водоснабжения и водоотведения, а также факт осуществления регулируемой деятельности на данных объектах.
С учетом представленных документов, у тарифною органа отсутствовали основания для отказа во включении в состав затрат общества расходов на содержание объектов недвижимости, используемых для осуществления регулируемой деятельности.
Таким образом, судебными актами, вступившими в законную силу, подтверждена правомерность включения в тарифы АО "ККС" расходов на содержание сетей, в связи с чем Тарифный орган при принятии решения от 26 октября 2021 года N 37\61-кс-2021 эти расходы не пересматривал, они оставлены на уровне учтенным при принятии первоначального решения.
Доводы административного истца о том, что при принятии решения от 26 октября 2021 года N 37\61-кс-2021 неправомерно изменены долгосрочные параметры регулирования по КНС-З, КНС-5, КНС "Кирпичная", а также необоснованно принят порядок распределения общехозяйственных расходов, судебной коллегий также отклоняются, по следующим основаниям.
В апелляционном определении Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 октября 2021 года указано, что Тарифным органом установлены тарифы, дифференцированные по системам водоснабжения и водоотведения.
АО "ККС" в материалы тарифного дела представлена выписка из учетной политики общества, которая предусматривает распределение затрат по регулируемым видам деятельности пропорционально выручке.
Однако, материалами дела подтверждается, что письмом от 16 декабря 2020 года, то есть до принятия оспариваемого решения, АО "ККС" представило в тарифный орган Приложение N15 к учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2021 год, предусматривающее иной порядок распределения затрат.
Делая вывод о том, что АО "ККС" не предприняло мер к представлению в тарифный орган данного Приложения N15 к учетной политике, в срок, обеспечивающий его поступление до даты заседания правления, судом первой инстанции не учтено, что в нарушение пункта 3.6.3 Административного регламента предоставления региональной службой по тарифам Кировской области государственной услуги по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения АО "ККС" не было уведомлено о дате, времени и месте проведения заседания правления службы, в то время как указанной нормой предусмотрено уведомление не позднее 10 дней до даты заседания.
Также в нарушение пункта 3.6.4 регламента, проект решения по тарифам был представлен АО "ККС" 17 декабря 2020 года в 19:31 час, то есть менее чем за один день до даты принятия решения.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что тарифным, органом не предприняты исчерпывающие меры для установления экономически обоснованного тарифа в указанной части, что не исключает возможности совершения этих действий в рамках принятия заменяющего нормативного правового акта, а решение суда первой инстанции в части признания обоснованным установленного административным ответчиком порядка распределения расходов является необоснованным.
Из смысла приведенного апелляционного определения следует, что при принятии решения Кировского областного суда от 07.06.2021 года суд не учел нарушение РСТ Кировской области собственного регламента, что привело к невозможности реализации АО "ККС" права на предоставление дополнительных обосновывающих материалов в Тарифный орган в разумный срок. Судом не учтен факт нулевой выручки от эксплуатации КНС-3, КНС-5, КНС "Кирпичная" при формировании АО "ККС" своей учетной политики, а также тот факт, что указанные КНС отключены с 2019 года.
Из материалов дела следует, что порядок распределения общехозяйственных расходов в решении от 26 октября 2021 года N37\61-кс-2021 года установлен согласно требований апелляционного определения Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 05.10.2021 года, и по этому же основанию РСТ Кировской области были изменены долгосрочные параметры регулирования по КНС-3, КНС-5, КНС "Кирпичная".
Таким образом, по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, доводам, изложенным в административном исковом заявлении, решение суда отмене не подлежит, судом также не были нарушены нормы процессуального права при разрешении данного публичного спора.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Кировского областного суда от 4 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 КАС РФ, в течение шести месяцев через Кировский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено - 29 июня 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.