г. Нижний Новгород
21 июня 2022 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Ходус Ю.А, рассмотрев без проведения судебного заседания административный материал по частной жалобе Жданова Д.М. на определение Пермского краевого суда от 21 апреля 2022 года об отказе в принятии административного искового заявления Жданова Д.М. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Жданов Д.М. обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества- здания с кадастровым номером: N, расположенного по адресу: "адрес", в соответствии с его реальным состоянием на дату 15 апреля 2019 года, об обязании внести в ЕГРН сведения о реальной стоимости здания.
В обоснование требований указал, что установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере 4 037230, 82 руб. не соответствует его рыночной стоимости.
Определением Пермского краевого суда от 21 апреля 2022 года отказано в принятии административного искового заявления Жданова Д.М. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества.
В частной жалобе Жданов Д.А. просит определение суда отменить, а материал направить в суд первой инстанции для рассмотрения со стадии принятия, полагая что у суда отсутствовали правовые основания для отказа в принятии административного искового заявления. Ссылается на неверное применение нормы, касающейся определения порядка пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной.
Согласно положениям частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение поименованной частной жалобы осуществляется без проведения судебного заседания в апелляционном порядке судьей единолично.
Проверив административный материал, обсудив доводы частной жалобы, апелляционный суд приходит к следующему выводу.
Отказывая в принятии административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что вопрос оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости рассмотрению в судебном порядке не подлежит.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения суда по доводам частной жалобы.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Из содержания административного искового заявления и приложенных к нему документов усматривается, что административный истец обратился с административным исковым заявлением об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере рыночной стоимости по состоянию на 15 апреля 2019 года.
Порядок установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости установлен статьями 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке).
Согласно положениям статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости. Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Указанный порядок по общему правилу начинает действовать с 1 января 2023 года, однако актом субъекта Российской Федерации может быть установлена дата досрочного перехода на новый порядок.
На территории Пермского края такой датой является 1 января 2021 года, что следует из постановления Правительства Пермского края от 11 декабря 2020 года N 973-п "Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
С 1 января 2021 года на территории Пермского края кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости устанавливается Государственным бюджетным учреждением "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ. При этом, согласно части 15 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в суде в порядке административного судопроизводства может быть оспорено только решение бюджетного учреждения; одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Следовательно, с указанной даты в Пермском крае не применяются положения статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке, в порядке реализации которых административный истец в 2022 году обратился в суд для рассмотрения спора о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с требованием об установлении его кадастровой стоимости в размере рыночной по состоянию на 15 апреля 2019 года.
Проанализировав приведенные нормы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что с 1 января 2021 года рассмотрение заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости на территории Пермского края в соответствии со статьей 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке осуществляется государственным бюджетным учреждением "Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости Пермского края".
В данном случае административный истец обратился в суд только 18 апреля 2022 года, при этом ни к административному исковому заявлению, ни к частной жалобе не было представлено доказательств обращения до 1 января 2021 года в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Пермского края, ввиду чего следует признать, что при рассмотрении названного выше административного искового заявления подлежит применению новое правовое регулирование.
Установленный статьей 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке порядок рассмотрения заявлений является внесудебным порядком установления кадастровой стоимости, несоблюдение которого влекут последствия, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на основании которого суд отказывает в принятии административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости, как не подлежащего рассмотрению в суде.
Согласно части 2 статьи 22.1. Федерального закона N 237- ФЗ заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.
На основании части 5 статьи 22.1. Федерального закона N 237-ФЗ к заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, и доверенность, удостоверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации, если заявление подается представителем заявителя.
В соответствии с частью 7 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости, и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Форма заявления и требования к заполнению заявления утверждена Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 06.08.2020г. N П/0287 "Об утверждении форм заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости и документов, формируемых в связи с рассмотрением такого заявления, требований к их заполнению и иных документов в электронной форме".
На основании части 8 статьи 22.1. Федерального закона N237- ФЗ заявление об установлении рыночной стоимости возвращается без рассмотрения в случае:
1) если такое заявление подано без приложения соответствующего требованиям настоящей статьи отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости;
2) если такое заявление подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости;
3) если к такому заявлению приложен отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный лицом, являющимся на дату составления отчета или на день поступления заявления об установлении рыночной стоимости работником бюджетного учреждения, в которое такое заявление подано.
Как следует из материалов дела, Жданов Д.М. обратился с заявлением в ГБУ "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края", приложив к нему отчет об оценке от 15 апреля 2019 года N, согласно которому рыночная стоимость объекта оценки определена на дату 15 апреля 2019 года в размере 3 010 000 руб.
При этом, согласно уведомления государственного бюджетного учреждения "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" от 1 декабря 2021 года, заявление Жданова Д.М. возвращено без рассмотрения ввиду несоответствия заявления требованиям пункта 2 части 8 статьи 22.1. Федерального закона N 237-ФЗ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку Жданов Д.М. представил в суд уведомление ГБУ "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края", о возвращении его заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, которое решением Бюджетного учреждения о пересмотре или об отказе в пересмотре кадастровой стоимости не является, в принятии административного искового заявления надлежит отказать на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ввиду того, что административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной не подлежит рассмотрению в судах.
При таком положении суд апелляционной инстанции находит определение Пермского краевого суда от 21 апреля 2022 года законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, определил:
определение судьи Пермского краевого суда от 21 апреля 2022 года оставить без изменения, частную жалобу Жданова Д.М. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (город Челябинск) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Пермский краевой суд.
Судья Ю.А. Ходус
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.