Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А.
судей Рогожиной Е.В, Бушминой А.Е.
при секретаре Чайко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эл Групп" о признании недействующим в части постановления Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 год N 756-п "Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", от 28 ноября 2019 года N 874-п "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", от 25 ноября 2020 год N 896-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", от 29 ноября 2021 года N 940-п "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Пермского краевого суда от 14 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогожиной Е.В, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Яковлевой Ю.Д, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Правительство Пермского края постановлением от 29 ноября 2018 года N 756-п "Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее Постановление N 756-п), постановлением от 28 ноября 2019 год N 874-п "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Постановление N 874-п), постановлением от 25 ноября 2020 год N 896-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Постановление N 896-п), постановлением от 29 ноября 2021 года N940-п "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Постановление N 940-п) утвердило Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019, 2020, 2021, 2022 годы, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) и статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 год N 141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае".
Постановления N756-п, N 874-п, 896-п, 940-п опубликованы в установленные законом сроки в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", а также размещены на официальном интернет-портале правовой информации http:/www.pravo.gov.ru.
Пунктом 1 названных постановлений Правительства Пермского края определены на 2019, 2020, 2021, 2022 годы перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, согласно приложению к каждому Постановлению.
Пунктом N таблицы N 1 приложения к Постановлению N 756-п, пунктом N таблицы N 1 приложения к Постановлению N 874-п в соответствующие Перечни включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
Пунктом N таблицы N 1 приложения к Постановлению N 756-п, пунктом N таблицы N 1 приложения к Постановлению N 874-п в соответствующие Перечни включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
Пунктом N таблицы N 1 приложения к Постановлению N 756-п, пунктом N таблицы N 1 приложения к Постановлению N 874-п в соответствующие Перечни включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
Пунктом N таблицы N 1 приложения к Постановлению N 756-п, пунктом N таблицы N 1 приложения к Постановлению N 874-п в соответствующие Перечни включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
Пунктом N таблицы N 1 приложения к Постановлению N 756-п, пунктом N таблицы N 1 приложения к Постановлению N 874-п в соответствующие Перечни включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"
Пунктом N таблицы N 1 приложения к Постановлению N 756-п, пунктом N таблицы N 1 приложения к Постановлению N 874-п в соответствующие Перечни включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"
Пунктом N таблицы N 1 приложения к Постановлению N 756-п, пунктом N таблицы N 1 приложения к Постановлению N 874-п, пунктом 2163 таблицы N 1 приложения к Постановлению N 896-п, пунктом N таблицы N 1 приложения к Постановлению N 940-п в соответствующие Перечни включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими указанных пунктов Перечней, полагая, что данное здание не соответствует требованиям статьи 378.2 НК РФ.
В обоснование требований административный истец ссылается на то, что оспариваемые пункты Перечня противоречат приведенным законоположениям и нарушают его права, так как незаконно возлагают обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Пермского краевого суда от 14 марта 2022 года административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме.
Взыскано с Правительства Пермского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Эл Групп" возмещение судебных расходов на оплату государственной помощи в размере "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе Правительством Пермского края ставится вопрос об отмене судебного акта и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления, ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором, административным истцом представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учётом положений части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Суд первой инстанции, проанализировав положения подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, статьи 11, 16 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 года N 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края", Регламент подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края, утверждённый постановлением Правительства Пермского края от 5 октября 2007 года N 223-п, Указ губернатора Пермского края от 10 апреля 2009 года N 16 "Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края", пункт 4 Указа губернатора Пермского края от 24 июля 2008 года N 37 "О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края", постановление Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года N 848-п "Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" сделал верный вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Исходя из статьи 3, подпункта 1 статьи 14, пункта 1 статьи 372 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 373 НК РФ плательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
Статьей 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса (пункт 2).
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2).
При этом, как определено подпунктом 2 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 378.2 НК РФ, определяющем критерии признания нежилого здания (строения, сооружения) торговым центром (комплексом) отличительной чертой которого является возможность размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в пункте 4.1 этой статьи в отношении названных объектов недвижимости, которые признаются одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, Закон Пермского края от 13 ноября 2017 года N 141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае" (в редакции, действующей на день утверждения оспариваемого Перечня) устанавливает, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении, в частности административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1 000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края.
Исходя из приведенных федеральных и региональных норм для признания включения здания в Перечень законным суду надлежало установить, что оно либо:
- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и (или) размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания или одновременно и тех и других объектов;
- не менее 20 процентов его общей площади фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или одновременно для размещения перечисленных объектов.
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства в Перечень на 2019, 2020, 2021, 2022 годы подлежит включению такое отдельно стоящее нежилое здание соответствующей площади, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Между тем, как правильно установилсуд первой инстанции, спорные здания ни одному из перечисленных выше критериев не соответствует.
Материалами дела подтверждается, что административному истцу на праве собственности принадлежит объект недвижимости: здание с кадастровым номером N по адресу: "адрес", имеет площадь 1634, 9 кв. м. (выписка из ЕГРН л.д. 24), что соответствует требованию пункта 1 статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 год N 141-ПК к площади административно-делового и торгового центра, расположенного в городском округе.
Согласно выписке из ЕГРН здание находится на земельном участке с кадастровым номером N, имеющем вид разрешенного использования "под существующую производственную базу", что не предусматривает размещения офисных зданий делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Здание с кадастровым номером N имеет назначение "нежилое здание", наименование "здание", назначение помещений: кабинет, калорифер, тамбур, склад, раздевалка, операторная, компрессорная (копия технического паспорта от 14 мая 2007 года л. д. 29-34).
Здание с кадастровым номером N по адресу: "адрес", имеет площадь 1675, 6 кв. м. (выписка из ЕГРН л. д. 35), что соответствует требованию пункта 1 статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 год N 141-ПК к площади административно-делового и торгового центра, расположенного в городском округе.
Согласно выписке из ЕГРН здание находится на земельном участке с кадастровым номером N, имеющем вид разрешенного использования "под существующую производственную базу", что не предусматривает размещения офисных зданий делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Здание с кадастровым номером N имеет назначение "нежилое здание", наименование "здание склада", назначение помещений: калорифер, склад, кабинет, коридор, кладовая, туалет, умывальник (копия технического паспорта от 22 апреля 2011 года л. д. 39-46).
Здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", имеет площадь 1447, 1 кв. м. (выписка из ЕГРН л. д. 47), что соответствует требованию пункта 1 статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 г. N 141-ПК к площади административно-делового и торгового центра, расположенного в городском округе.
Согласно выписке из ЕГРН здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, имеющем вид разрешенного использования "под существующую производственную базу", что не предусматривает размещения офисных зданий делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Здание с кадастровым номером N имеет назначение "нежилое здание", наименование "здание", назначение помещений: склад, калорифер, тепловой узел, бухгалтерия, кабинет, кладовка (копия технического паспорта от 8 июля 2011 года л.д. 50-56).
Здание с кадастровым номером N по адресу: "адрес", имеет площадь 1700, 5 кв. м. (выписка из ЕГРН л. д. 57), что соответствует требованию пункта 1 статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года N 141-ПК к площади административно-делового и торгового центра, расположенного в городском округе.
Согласно выписке из ЕГРН здание находится на земельном участке с кадастровым номером N, имеющем вид разрешенного использования "под существующую производственную базу", что не предусматривает размещения офисных зданий делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Здание с кадастровым номером N имеет назначение "нежилое здание", наименование "здание", назначение помещений: калорифер, склад, кабинет, умывальник, уборная, кладовая, тамбур, кабинет (копия технического паспорта от 24 декабря 1998 года л.д. 60-65). Назначение помещений не предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, в связи с чем не позволяет отнести здание к административно-деловым и торговым центрам.
Здание с кадастровым номером N по адресу: "адрес", имеет площадь 1727, 3 кв. м. (выписка из ЕГРН л. д. 66), что соответствует требованию пункта 1 статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года N 141-ПК к площади административно-делового и торгового центра, расположенного в городском округе.
Согласно выписке из ЕГРН здание находится на земельном участке с кадастровым номером N, имеющем вид разрешенного использования "под существующую производственную базу", что не предусматривает размещения офисных зданий делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Здание с кадастровым номером N имеет назначение "нежилое здание", наименование "здание", назначение помещений: калорифер, кабинет, склад, лестничная клетка (копия технического паспорта от 15 декабря 2002 года л. д. 69-74).
Здание с кадастровым номером N по адресу: "адрес", имеет площадь 1743, 5 кв. м. (выписка из ЕГРН л. д. 75), что соответствует требованию пункта 1 статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года N 141-ПК к площади административно-делового и торгового центра, расположенного в городском округе.
Согласно выписке из ЕГРН здание находится на земельном участке с кадастровым номером N, имеющем вид разрешенного использования "под существующую производственную базу", что не предусматривает размещения офисных зданий делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Здание с кадастровым номером N имеет назначение "нежилое здание", наименование "здание", назначение помещений: калорифер, кабинет, склад, лестничная клетка, раздевалка (копия технического паспорта от 24 декабря1998 года л.д. 80-85).
Здание с кадастровым номером N по адресу: "адрес", имеет площадь 1701, 6 кв. м. (выписка из ЕГРН л. д. 92), что соответствует требованию пункта 1 статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года N 141-ПК к площади административно-делового и торгового центра, расположенного в городском округе.
Согласно выписке из ЕГРН здание находится на земельном участке с кадастровым номером N, имеющем вид разрешенного использования "под существующую производственную базу", что не предусматривает размещения офисных зданий делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Здание с кадастровым номером N имеет назначение "нежилое здание", наименование "здание склада", назначение помещений: тепловой пункт, кабинет, склад (копия технического паспорта 15 января 2015 года л. д. 116-119).
Вид разрешенного использования вышеуказанных земельных участков в период с 29 ноября 2018 года по настоящее время не изменялся, что не опровергнуто стороной административного ответчика.
Исследовав материалы дела, оценив по правилам ст. 84 КАС РФ имеющиеся доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что виды разрешенного использования указанных земельных участков, на которых расположены спорные объекты, не соответствуют виду разрешенного использования земельных участков, предусматривающих возможность размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или одновременно для размещения перечисленных объектов, поскольку вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, буквально не совпадает с кодами Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540: 3.3 "Бытовое обслуживание"; 4.2 "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы))"; 4.6 "Общественное питание".
Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков из буквального их прочтения однозначно не позволяют прийти к выводу о размещении на участках объекта исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному налоговому законодательству по пункту 3 статьи 378.2 НК РФ.
В связи с этим административным ответчиком должны быть представлены данные о фактическом использовании объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, или представлены сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации), указывающие о размещении офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры или размещении торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, не менее 20 процентов общей площади здания.
Проанализировав технические паспорта на спорные объекты, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что назначение помещений в зданиях не предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, в связи с чем не позволяет отнести здания к административно-деловым и торговым центрам.
Суд первой инстанции верно посчитал, что наименование помещений в спорном здании "кабинет" тождественным понятию "офис" не является и не свидетельствует о назначении и фактическом использовании таких помещений в целях, установленных статьей 378.2 НК РФ.
Таким образом, назначение помещений в зданиях не предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, в связи с чем, не позволяет отнести здания к административно-деловым и торговым центрам.
В силу прямого указания, содержащегося в статье 378.2 НК РФ, допустимым доказательством правомерности включения объектов недвижимости в Перечни по их фактическому использованию являются акты обследования.
26 июля 2017 года Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края проведены мероприятия по обследованию фактического использования помещений в зданиях с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N по адресу: "адрес". Оформленные по результатам обследования акты составлены до включения объектов в Перечни и существовали на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов.
Согласно актам обследования фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений от 26 июля 2017 года:
- здание с кадастровым номером N площадью 1634, 9 кв.м, используется под склад, осуществляется оптовая и розничная торговля;
- здание с кадастровым номером N площадью 1727, 3 кв.м, используется под склад, осуществляется оптовая и розничная торговля;
- здание с кадастровым номером N площадью 1743, 5 кв.м, используется под склад, осуществляется оптовая и розничная торговля;
- здание с кадастровым номером N площадью 1700, 5 кв.м, используется под склад, осуществляется оптовая и розничная торговля;
- здание с кадастровым номером N площадью 1447, 1 кв.м, используется под склад, осуществляется оптовая и розничная торговля;
- здание с кадастровым номером N площадью 1675, 6 кв.м, используется под склад, осуществляется оптовая и розничная торговля;
- здание с кадастровым номером N площадью 1701, 6 кв.м, используется под склад, осуществляется оптовая и розничная торговля.
Проверяя обоснованность включения спорных зданий в Перечни на 2019, 2020, 2021, 2022 годы исходя из их фактического использования на основании актов обследования фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений от 26 июля 2017 года, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что данные акты не могут быть приняты в качестве доказательств наличия правовых оснований для включения зданий в Перечни на 2019, 2020, 2021, 2022 годы, поскольку не содержат сведений, достоверно подтверждающих использование помещений спорных зданий для осуществления торговли.
В представленных актах указано, что здания используются под склад, осуществляется оптовая и розничная торговля.
Однако в актах не приведены выявленные в ходе обследования признаки (наличие торгового оборудования, предназначенного и используемого для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчётов с покупателями при продаже товаров), свидетельствующие о размещении торговых помещений в зданиях, что не позволяет определить площадь, используемую для размещения объектов, поименованных в статье 378.2 НК РФ.
Так, согласно пункту 33 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N 582-ст, под складом понимаются специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и пунктом 14 поименованного Национального стандарта Российской Федерации торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Следовательно, если такой объект недвижимости как склад и используется в деятельности по продаже товаров (услуг), он может быть признан предназначенным или используемым для размещения торговых объектов только в случае, если он включает в себя помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.
При отсутствии данных признаков склад не может быть признан торговым объектом.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что спорные здания не отвечали признакам объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база могла быть определена исходя из кадастровой стоимости, в связи с чем, они не подлежали включению в Перечни.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Пермского края указывает, что основанием для включения спорных объектов недвижимости в Перечни на 2019, 2020, 2021, 2022 годы послужило его фактическое использование, что позволяло отнести объекты к зданиям, предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Между тем, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что из представленных актов невозможно сделать вывод о наличии в зданиях с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N торговых объектов по изложенным выше основаниям.
Включение спорных зданий в Перечни на 2019, 2020, 2021, 2022 годы противоречит требованиям статьи 378.2 НК РФ и нарушает права и законные интересы административного истца, возлагая на него обязанности по уплате налога на имущество организаций в повышенном размере.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания критериям, установленным НК РФ и необходимым для включения названного объекта в Перечни на 2019, 2020, 2021, 2022 годы не представлено.
Не содержится ссылки на такие доказательства и в апелляционной жалобе, которая фактически сводится к перечислению норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без указания как, на обстоятельства дела.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
По смыслу главы 10 КАС РФ, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
В связи с чем, с административного ответчика в пользу административного истца правомерно взысканы судебные расходы, состоящие из уплаченной государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пермского краевого суда от 14 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (город Челябинск) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Пермский краевой суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 7 июля 2022 г.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.