Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Красновой Н.П, Рогачёвой Ю.А, при секретаре З.А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федосеевой Л.Г. о признании недействующими в части Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019, 2020, 2021 года, по апелляционной жалобе Федосеевой Ларисы Геннадьевны на решение Пермского краевого суда от 21 марта 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогачёвой Ю.А, объяснения представителя административного истца - ФИО18, представителя административного ответчика Правительства Пермского края, заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края ФИО19, заключение старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Федосеева Л.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого указала, что Правительством Пермского края 29 ноября 2018 года, 28 ноября 2019 года, 25 ноября 2020 года изданы постановления N 756-п, N 874-п, N 896-п "Об определении перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, 2020 год, 2021 год".
В пункт "данные изъяты" Перечня на 2019 год, пункт "данные изъяты" Перечня на 2020 год, пункт "данные изъяты" Перечня на 2021 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером "данные изъяты".
Вместе с тем, указанный объект недвижимости не отвечает критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ, в связи с чем основания для включения его в Перечни, по мнению административного истца, у Правительства Пермского края отсутствовали.
Включение спорного объекта недвижимости в Перечни нарушает права административного истца как собственника, поскольку незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Пермского краевого суда от 21 марта 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
На решение суда административным истцом подана апелляционная жалоба, в которой просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что спорный объект расположен в пределах многоквартирного жилого дома, доказательства использования нежилого помещения под офисное или торговое, административный ответчик не представил, в материалах дела отсутствуют. Полагает, что спорное помещение не соответствует требованиям статьи 2 Закона Пермского края от 13ноября 2017 года N141-ПК, поскольку имеет площадь менее 300 кв.м.
Относительно доводов апелляционной жалобы филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю представлен отзыв на апелляционную жалобу, прокурором, участвующим в деле, представлены возражения, в которых обжалуемое решение просят оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, представитель административного истца - ФИО18 доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объёме. Представитель административного ответчика Правительства Пермского края, заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края ФИО19 просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом положений части 1 статьи 308 КАС РФ.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов (подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3).
В силу требований статьи 3, подпункта 2 статьи 15, абзаца первого пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ (пункт 3 статьи 12, пункт 2 статьи 372 НК РФ).
Законом Пермского края от 10 ноября 2017 года N 140-ПК "Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2018 года.
Постановления Правительства Пермского края N 756-п, N 874-п, N 896-п опубликованы 3 декабря 2018 года, 9 декабря 2019 года, 7 декабря 2020 года соответственно в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", а также размещены на официальном интернет-портале правовой информации http:/www.pravo.gov.ru.
Суд первой инстанции, проанализировав положения пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, статей 11, 16 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 года N 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края", регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края и председателя Правительства Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 5 октября 2007 года N 223-п, пункта 4 Указа Губернатора Пермского края от 24 июля 2008 года N 37 "О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, распоряжений председателя Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края", сделал верный вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах своей компетенции с соблюдением порядка их опубликования.
В указанной части решение суда не обжалуется.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Так, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (часть 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ).
В силу пункта 5 статьи 378.2 НК в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 N141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае" (в редакции Закона Пермского края от 5 ноября 2019 года N 458- ПК) налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества: нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в здании превышает 300 кв. м.
В ранее действовавшей редакции указанного Закона Пермского края налоговая база как кадастровая стоимость имущества определялась в отношении расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах).
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства в Перечни на 2019 год, 2020 год, 2021 год подлежало включению такое нежилое помещение, расположенное в многоквартирном доме с соответствующей площадью нежилых помещений, которое отвечает хотя бы одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Отказывая в удовлетворении предъявленных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что спорный объект недвижимости соответствует условиям, установленным положениями статьи 378.2 НК РФ, и необходимым для включения его в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества.
Исследовав и оценив в совокупности собранные по делу доказательства, судебная коллегия данные выводы суда первой инстанции признает верными, основанными на правильном применении норм права, регулирующих данные правоотношения, и установлении юридически значимых обстоятельств по делу.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в пункт "данные изъяты" Перечня на 2019 год, пункт "данные изъяты" Перечня на 2020 год, пункт "данные изъяты" Перечня на 2021 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером "данные изъяты", собственником которого является Федосеева Л.Г, площадью 131, 1 кв.м.
Спорное помещение расположено в многоквартирном доме (кадастровый номер "данные изъяты" по адресу "адрес" Указанный многоквартирный дом находится на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", вид разрешенного использования: под жилую застройку, многоквартирную.
Площадь нежилых помещений в многоквартирном доме, в соответствии со сведениями ЕГРН и технического паспорта на домовладение по адресу "адрес", составляет 1169, 8 кв.м.
Согласно данным ЕГРН помещение с кадастровым номером "данные изъяты" имеет наименование: "офис", назначение: "нежилое помещение", виды разрешенного использования не указаны. Изменений наименования и назначения объекта недвижимого имущества с кадастровым номером "данные изъяты" не производилось.
Представленная административным истцом выписка ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 18 мая 2017 года правомерно не учтена судом первой инстанции, поскольку формировалась в автоматическом режиме и содержит недостоверные сведения в части наименования объекта "нежилое помещение", в связи с формированием выписки в автоматическом режиме.
Из технического паспорта на нежилое помещение с кадастровым номером "данные изъяты", изготовленного по состоянию на 25 октября 2012 года, следует, что спорное помещение расположено на 1 этаже многоквартирного дома, общая площадь 131, 1 кв.м, наименование помещения "офис N4".
Спорный объект недвижимости включает в себя части помещения с назначением: "тамбур", "вестибюль", "умывальная", "туалет", "кабинеты". Изменения в техническую документацию не вносились.
По смыслу подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно является самостоятельным видом недвижимого имущества, в том числе расположенного в многоквартирном жилом доме, наименование, разрешенное использование или предназначение которого предусматривает размещение офиса.
Поскольку в соответствии со сведениями ЕГРН и сведениями, содержащимися в документах технического учета (инвентаризации), наименование спорного помещения "офис" предусматривает размещение офисов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что на момент принятия оспариваемых Перечней спорный объект недвижимости соответствовал критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ, в связи с чем правомерно был включен административным ответчиком в спорные нормативные правовые акты.
Принадлежащее административному истцу помещение расположено в здании многоквартирного дома, в котором общая площадь нежилых помещений превышает 1000 кв.м, что соответствует условиям отнесения объекта недвижимости с целью определения в отношении него налоговой базы как кадастровой стоимости в соответствии с Законом Пермского края от 13 ноября 2017 N141-ПК.
Ссылку в апелляционной жалобе на то, в материалах дела отсутствуют доказательства использования иных нежилых помещений в многоквартирном доме для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, суд апелляционной инстанции признает несостоятельной, поскольку назначение и фактическое использование всех нежилых помещений в многоквартирном доме, правового значения не имеет, иное толкование истцом правовых норм, является ошибочным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, административным ответчиком обоснованность включения принадлежащего Федосеевой Л.Г. нежилого помещения в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества подтверждена совокупностью представленных письменных доказательств: сведениями ЕГРН, технической документацией на объект недвижимости.
Доводы апеллянта об отсутствии доказательств фактического использование спорного объекта под офисные помещения, судебная коллегия отклоняет, поскольку спорное помещение включено в оспариваемые Перечни не по фактическому использованию, а по иным основаниям, приведенным выше.
Довод жалобы, что спорное помещение имеет площадь менее 300 кв.м, что не соответствует требованиям статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 N141-ПК, также является несостоятельным, поскольку минимальная площадь 300 кв.м (ранее 1000 кв.м) установлена в отношении общей площади всех нежилых помещений в здании, а не в отношении одного помещения.
При рассмотрении дела судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Пермского краевого суда от 21 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федосеевой Л.Г. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Челябинск) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Пермский краевой суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 6 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.