Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу исполняющего обязанности директора общества с ограниченной ответственностью "УК" Татспецтранспорт" Ханнанова Рустема Камилевича на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Прикамского отдела Средне-Волжского межрегионального Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 1 июля 2021 года N 003568, решение судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 9 февраля 2022 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 30 марта 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "УК" Татспецтранспорт" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением государственного инспектора Прикамского отдела Средне-Волжского межрегионального Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 1 июля 2021 года N 003568, оставленным без изменения решением судьи Нурлатского районного суда Республики Татарстан от 13 августа 2021 года общество с ограниченной ответственностью "УК "Татспецтранспорт" (далее - ООО "УК Татспецтранспорт", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи районного суда законный представитель общества обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Татарстан.
Решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 6 октября 2021 года решение судьи Нурлатского районного суда Республики Татарстан от 13 августа 2021 года отменено, дело направлено в подсудности в Набережночелнинский городской Республики Татарстан.
Решением судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 9 февраля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 30 марта 2022 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, и.о. директора ООО "УК "Татспецтранспорт" Ханнанов Р.К. просит обжалуемые акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности), движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину не более 10 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину не более 10 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10 процентов, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере ста пятидесяти тысяч рублей.
Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), установлено, что движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным Законом.
Согласно части 2 статьи 31 названного Закона движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.
В силу части 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Из материалов дела усматривается, что 4 мая 2021 года в 15 часов 52 минуты на автодороге Чистополь-Аксубаево-Нурлат 91 км (ППВК-42) транспортное средство "КС-55732", государственный регистрационный знак Е 174 ВВ 716, под управлением водителя Гамманова Ф.В. собственником (владельцем) которого является ООО "УК "Татспецтранспорт", в нарушение пункта 23.5 Правил дорожного движения и статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ двигалось с превышением допустимой нагрузки на 3 ось транспортного средства на 4, 13% (7810 кг при предельно допустимой 7500 кг) без специального разрешения.
Данное обстоятельство зафиксировано весами неавтоматического действия передвижными ВА-15С2, заводской номер 1743, регистрационный номер 19504-00, свидетельство о поверке от 26 августа 2020 года N 9013067 (до 25 августа 2021 года), ВА-15С2, заводской номер 1759, регистрационный номер 19504-00, свидетельство о поверке N 9013063 от 26 августа 2020 года (до 25 августа 2021 года).
Приведенные обстоятельства подтверждены: протоколом об административном правонарушении от 22 июня 2021 года N 009277 (л.д.56); актом определения весовых и габаритных параметров транспортного средства от 4 мая 2021 года N 2440 (л.д.62); путевым листом (л.д.63); свидетельствами о поверке N 9013067 и N 9013063 от 26 августа 2020 года (л.д.65-66), копией свидетельства о регистрации транспортного средства (л.д.14, 64) и иными собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии в деянии ООО "УК Татспецтранспорт" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данный вывод основан на положениях названного Кодекса, Закона N 257-ФЗ, Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ним не имеется.
Доводы жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, о том, что 4 мая 2021 года транспортное средство "КС-55732", государственный регистрационный знак Е 174 ВВ 716 после взвешивания на ППВК-42 без остановок проследовало через работающее в автоматическом режиме специальное техническое средство, имеющее функции фотосьемки, видеозаписи, превышения нагрузок на ось не было выявлено, не свидетельствует о том, что 4 мая 2021 года в 15 часов 52 минуты на автодороге Чистополь-Аксубаево-Нурлат 91 км (ППВК-42) транспортное средство двигалось с превышением допустимой нагрузки на ось.
Доводы жалобы о несоответствии площадки, на которой производилось взвешивание требованиям для взвешивания, подлежат отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона Российской Федерации N 102-ФЗ от 26 июня 2008 года "Об обеспечении единства измерений" в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.
Как следует из материалов дела, взвешивание транспортного средства, осуществлялось 4 мая 2021 года на передвижном пункте весового контроля N 42 автодороге Чистополь-Аксубаево-Нурлат 91 км с применением весов неавтоматического действия передвижных ВА-15С2, заводской номер 1743, регистрационный номер 19504-00 и ВА-15С2, заводской номер 1759, регистрационный номер 19504-00 Указанное техническое средство измерения весы ВА-15С2 предназначено специально для оценки осевой нагрузки на дорожное полотно при поосном способе взвешивания.
Весы неавтоматического действия передвижные - ВА-15С2, на которых осуществлялось взвешивание, прошли в установленном порядке поверку, что подтверждается свидетельствами N 9013063 и N 9013067 от 26 августа 2020 года (поверка действительна до 25 августа 2021 года).
Указанное средство измерения весы - ВА-15С2 включено в реестр средств измерений, что подтверждается сертификатом об утверждении типа средств измерений под N 19504-00.
В акте от 4 мая 2021 года N 2440 отражены все необходимые сведения о результатах измерения весовых параметров транспортного средства, таким образом, содержание акта в полной мере согласуется с требованиями, установленными в пункте 27-29 Приказа Минтранса России от 31 августа 2020 года N 348 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств".
Не имеется оснований сомневаться в достоверности результатов взвешивания транспортного средства на пункте весового контроля, поскольку измерение фактических осевых нагрузок транспортного средства произведены в полном соответствии с действующим Порядком осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, с использованием весов, которые прошли поверку и являются сертифицированным средством измерения.
Поскольку весовым контролем установлено превышение значений предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства, правонарушение, совершенное ООО "УК Татспецтранспорт" правильно квалифицировано по части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Федеральным законом от 15 апреля 2022 года N 92-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в пункт 2 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения, вместе с тем положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Как следует из материалов дела, постановление должностного лица административного органа от 1 июля 2021 года N 003568 исполнено ООО "УК "Татспецтранспорт" 7 сентября 2021 года, платежное поручение N 19120.
Доводы жалобы о том, что при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица 9 февраля 2022 года судьей Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан, срок давности привлечения общества к административной ответственности истек, основаны на ошибочном толковании положений статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По смыслу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности на момент пересмотра постановления по делу об административном правонарушении не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания.
Государственным инспектором Прикамского отдела Средне-Волжского межрегионального Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта постановление вынесено 1 июля 2021 года, срок давности привлечения к ответственности ООО "УК "Татспецтранспорт" не нарушен.
Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства по делу обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу решений не является.
Нарушений норм процессуального закона не допущено, нормы материального права применены правильно.
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2019 года N 5-П, в наименьшем размере штрафа, предусмотренных для юридического лица, установленного частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также характера и тяжести совершенного правонарушения, иных обстоятельств, является справедливым, отвечает целям и задачам назначения административного наказания.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
постановление государственного инспектора Прикамского отдела Средне-Волжского межрегионального Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 1 июля 2021 года N 003265, решение судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 9 февраля 2022 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 30 марта 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "УК" Татспецтранспорт" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу исполняющего обязанности директора общества с ограниченной ответственностью "УК" Татспецтранспорт" Ханнанова Рустема Камилевича -без удовлетворения.
Судья Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.