Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью УК "Единство" Фатахутдиновой Л.В. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей природной среды от 14 декабря 2021 года N 734, решение судьи Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 17 февраля 2022 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 13 апреля 2022 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью УК "Единство",
УСТАНОВИЛА:
постановлением старшего государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей природной среды от 14 декабря 2021 года N 734, общество с ограниченной ответственностью УК "Единство" (далее - ООО "Единство", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 17 февраля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 13 апреля 2022 года, постановление старшего государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей природной среды от 14 декабря 2021 года изменено, размер назначенного ООО "Единство" наказания снижен до 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции законный представитель ООО "Единство" Фатахутдинова Л.В. выражает несогласие с состоявшимися постановлением должностного лица и судебными актами просит об их отмене и прекращении производства по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (пункт 1 части 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Пунктами 10 и 15 "Правил обращения с коммунальными отходами", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156 предусмотрено складирование твердых коммунальных отходов следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов.
Как следует из части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
В соответствии с пп. Д (2) п. 11 раздела 2 Постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" от 13 августа 2006 года N 491 содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил N 1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.
Согласно пункту 26.1 Постановления Правительства РФ "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" от 03 апреля 2013 года N 290, в состав работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме в том числе входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
В настоящем перечне понятие "уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов" используется в значении, предусмотренном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641".
Как усматривается из материалов дела ООО УК "Единство" привлечено к административной ответственности по настоящему делу за несанкционированное размещение отходов производства и потребления - отходы из жилищ крупногабаритные (ФККО N) на почве на общей площади 14 кв.м в объеме 5, 7 куб.м, что является несоблюдением экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, выявленное в ходе осмотра места накопления твердых коммунальных отходов по адресу: "адрес".
Организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом по указанному выше адресу, является ООО УК "Единство".
При таких обстоятельствах, действия общества образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение законодательства при обращении с отходами производства, виновность общества в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии ООО УК "Единство" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Исходя из вышеприведенных норм действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, судьи пришли к обоснованному выводу о том, что обязанность по соблюдению экологических требований при содержании общего имущества в многоквартирном доме лежит на управляющей компании, которое данную обязанность не исполнило и допустило размещение крупногабаритных бытовых отходов на почве все оборудованных контейнеров.
Доводы, изложенные в настоящей жалобе, являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемых судебных актах. Аналогичные по существу доводы жалобы направлены на переоценку установленных должностным лицом обстоятельств, а потому не могут являться правовым основанием к их отмене при рассмотрении жалобы в кассационном порядке.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено обществу по правилам, установленным главами 3 - 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере, предусмотренном санкцией статьи, с применением положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых актов, не установлено.
постановила:
постановление старшего государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей природной среды от 14 декабря 2021 года N 734 (с учетом изменения решением судьи Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 17 февраля 2022 года), решение судьи Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 17 февраля 2022 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 13 апреля 2022 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью УК "Единство" оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью УК "Единство" Фатахутдиновой Л.В. - без удовлетворения.
Судья Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.