Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Сказочкина В.Н, судей Кувшинова В.Е, Алексеева Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 25 апреля 2022 года кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 3 декабря 2021 года по административному делу N по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан к Саперкину Сергею Александровичу о взыскании недоимки по налогам и пени.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинова В.Е, объяснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан ФИО7, поддержавшего кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
25 июня 2021 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 16 по Республике Татарстан (далее - налоговая инспекция, Межрайонная ИФНС России N 16 по Республике Татарстан) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Саперкину Сергею Александровичу (далее - Сапёркин С.А.) о взыскании задолженности по налогам и пени за 2017, 2018 и 2019 годы.
В обоснование заявленных требований указала, что в установленный срок оплата налогов административным ответчиком не произведена, у административного ответчика имеется задолженность по транспортному налогу на сумму 245 151 руб. и пени в размере 416 руб. 75 коп, начисленных в связи с находящимися в собственности Сапёркина С.А. транспортными средствами:
"данные изъяты", государственный регистрационный знак: N, год выпуска 2010, дата регистрации права 31.08.2016, дата утраты права 29.09.2017;
"данные изъяты", государственный регистрационный знак: N, год выпуска 2000, дата регистрации права 12.01.2001;
"данные изъяты", государственный регистрационный знак: N, год выпуска 2000, дата регистрации права 20.01.2016;
"данные изъяты", государственный регистрационный знак: N, год выпуска 2008, дата регистрации права 05.05.2008;
"данные изъяты", государственный регистрационный знак: N, год выпуска 2003, дата регистрации права 17.06.2014, дата утраты права 30.01.2018;
трактор, комбайны и специальные автомашины. Государственный регистрационный знак: N, Марка/Модель: "данные изъяты", год выпуска 1988, дата регистрации права 29.01.2016;
"данные изъяты", государственный регистрационный знак N, год выпуска 2008, дата регистрации права 16.09.2009;
"данные изъяты", государственный регистрационный знак: N, год выпуска 2005, дата регистрации права 20.01.2016;
"данные изъяты", государственный регистрационный знак: N, год выпуска 2012, дата регистрации права 13.12.2012, дата утраты права 01.06.2017;
"данные изъяты" прочие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, государственный регистрационный знак: N, год выпуска 1991, дата регистрации права 21.01.2011;
"данные изъяты" трактор, комбайны и специальные автомашины, государственный регистрационный знак: N, год выпуска 1983, дата регистрации права 29.01.2016.
Также у Саперкина С.А. имеется задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в размере 27 480 руб. и пени в размере 46 руб. 72 коп, за находящиеся в собственности:
квартира, расположенная по адресу: "адрес", кадастровый номер N, дата регистрации права 05.08.2005, дата утраты права 18.12.2015;
жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый номер N, дата регистрации права 01.01.1901;
гараж, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый номер N, дата регистрации права 11.02.2015;
садовый дом, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый номер N, дата регистрации права 29.12.2014.
Также у административного ответчика имеется задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 516 руб, за находящиеся в собственности:
земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый номер N, дата регистрации права 07.07.2011;
земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый номер N, дата регистрации права 07.07.2011;
земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый номер N, дата регистрации права 14.10.2015.
Налогоплательщику направлены налоговое уведомление N от 3 августа 2020 года и требование N от 14 декабря 2020 года об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) за 2017, 2018 и 2019 год, которые были налогоплательщиком получены соответственно 26 сентября 2020 года (ШПИ N) и 23 декабря 2020 года (ШПИ N).
Обязанность по уплате налогов и пени Сапёркиным С.А. исполнена не была, в связи с чем налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и пени с административного ответчика.
Определением мирового судьи судебного участка N 2 по Альметьевскому судебному району Республики Татарстан от 15 марта 2021 года с Саперкина С.А. взыскана задолженность по налогам и пени в общей сумме 273 610 руб. 47 коп.
Определением мирового судьи судебного участка N 2 по Альметьевскому судебному району Республики Татарстан от 26 марта 2021 года судебный приказ N от 15 марта 2021 года о взыскании с Сапёркина С.А. задолженности по налогам был отменён в связи с поступлением возражений Сапёркина С.А. относительно исполнения судебного приказа.
Административный истец просил взыскать с Сапёркина С.А. задолженность по налогам и пени за 2017, 2018 и 2019 год в общей сумме 273 610 руб. 47 коп.
Решением Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 13 сентября 2021 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд исходил из того, что налоговый орган своевременно, в установленный законом трёхмесячный срок, направил административному ответчику требование об уплате налога, при этом истцом не пропущен шестимесячный срок для подачи заявления в суд, установленный частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации. Поскольку в настоящее время административным ответчиком требование об уплате налога, страховых взносов не исполнено, размер задолженности административного ответчика в общей сумме составляет 273 610 руб. 47 коп, суд пришел к выводу о том, что административные исковые требования Межрайонной ИФНС России N 16 по Республике Татарстан являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 3 декабря 2021 года решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 13 сентября 2021 года по данному административному делу отменено в части удовлетворения административных исковых требований Межрайонной ИФНС России N 16 по Республике Татарстан о взыскании с Саперкина С.А. суммы недоимки и пени по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц, изменено в части взысканной суммы госпошлины и принято в этой части новое решение, взыскана с Саперкина С.А. в бюджет соответствующего уровня задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 9264 руб. и сумма пени в размере 15, 75 руб, начисленная за период с 2 декабря 2020 года по 13 декабря 2020 года; задолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере 62985 руб. и сумма пени в размере 107, 07 руб, начисленная за период с 2 декабря 2020 года по 13 декабря 2020 год. В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России N 16 по Республике Татарстан о взыскании с Саперкина С.А. суммы задолженности по транспортному налогу и пени за 2017, 2018 годы, суммы задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017, 2018 годы - отказано.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований в части, судебная коллегия исходила из того, что налоговый орган ссылается на налоговое уведомление N от 3 августа 2020 года, направленное административному ответчику. Поскольку Саперкин С.А. не уплатил добровольно сумму налога, указанную в данном уведомлении, ему было направлено требование N об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 14 декабря 2020 год. В налоговом уведомлении N от 3 августа 2020 года налоговый орган указал об уплате суммы транспортного налога, налога на имущество физических лиц и земельного налога за 2017, 2018, 2019 годы.
Вместе с тем, из судебного приказа мирового судьи судебного участка N 6 по Альметьевскому судебному району Республики Татарстан от 5 июля 2019 года следует, что с Саперкина С.А. взыскана задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 9059 руб. и пени в размере 31, 78 руб.; сумма транспортного налога за 2017 год в размере 115606 руб. и пени в размере 405, 58 руб. Данный судебный приказ был отменен определением мирового судьи судебного участка N 6 по Альмeтьевскому судебному району Республики Татарстан от 30 декабря 2019 года на основании возражений должника.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка N 4 по Альметьевскому судебному району Республики Татарстан от 28 февраля 2020 года с Саперкина С.А. взыскана задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 9157 руб. и пени в размере 27, 70 руб.; сумма транспортного налога за 2018 года в размере 66560 руб. и пени в размере 201, 35 руб. Данный судебный приказ был отменен определением мирового судьи судебного участка N 4 по Альметьевскому судебному району Республики Татарстан от 11 марта 2020 года на основании возражений должника.
Исходя из вышеприведенных положений пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, следует, что налоговым органом пропущены сроки обращения в суд по требованием о взыскании с Саперкина С.А. суммы заложенности по налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу за 2017, 2018 год, поскольку в суд с заявлением Межрайонная ИФНС России N 16 по Республики Татарстан обратилась только 25 июня 2021 года.
При таких обстоятельствах судебная коллегия пришла к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований о взыскании с Саперкина С.А. суммы заложенности по налогу на имущество физических лиц и транспортному налогам за 2017, 2018 год.
В кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России N 16 по Республике Татарстан, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, просит апелляционное определение отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившееся лицо, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На основании статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Исходя из положений пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 4 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления; налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Положение общего характера содержится в пункте 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации: налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Исходя из статьи 2 Конституции Российской Федерации, пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации указанные специальные нормы не могут быть истолкованы, как продлевающие срок на взыскание, установленный в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, Налоговым кодексом Российской Федерации урегулирован как срок на первоначальное обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, так и срок обращения в суд с иском после отмены судебного приказа.
Следовательно, соответствующие положения закона не предполагают возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа.
В силу пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Пунктом 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.
Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Как видно из материалов дела, судебные приказы N и N отменены, а определением Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 17 июня 2020 дело N оставлено без рассмотрения заявление налогового органа о взыскании налогов, по причине неполучения налогоплательщиком налоговых уведомлений и требований, поскольку в ранее направленных документах, согласно сведениям налоговых органов, полученных из регистрирующих органов на основании пункта 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, был указан неверный адрес места регистрации налогоплательщика (адрес регистрации на уведомлениях и требованиях).
Поскольку в рассматриваемом случае налоговым органом уведомления об уплате налога и требования были направлены налогоплательщику по неверному адресу, доказательства их получения налогоплательщиком отсутствуют, а налогоплательщик подтверждал факт их неполучения, поэтому у Саперкина С.А. отсутствовала возможность в добровольном порядке исполнить обязанность по уплате налогов, то есть не возникла публично-правовая обязанность уплатить налог.
Таким образом, факт невручения уведомления налогоплательщику является основанием для признания требования об уплате налога недействительным.
После отмены судебных приказов налоговый орган был лишен права на обращения в суд с исковыми требованиями, так как не была соблюдена процедура направления налоговых уведомлений.
В целях соблюдения законных прав и обязанностей налогоплательщика, налоговым органом было сформировано новое налоговое уведомление N от 3 августа 2020 года и требование N от 14 декабря 2020 года, включившие в себя задолженности налогоплательщика за 2017, 2018, 2019 год.
При этом, исходя из буквального толкования норм налогового законодательства, ранее принятые меры взыскания не привели и не могут привести к двойному взысканию налогов, поскольку все обязательства по уплате налогов должны прекращаться их фактическим исполнением.
Таким образом, действия налогового органа по формированию налогового уведомления N от 3 августа 2020 года и требование N от 14 декабря 2020 года соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав налогоплательщика, в связи с чем решение Альмeтьeвскoгo городского суда Республики Татарстан от 13 сентября 2021 года вынесено законно и оснований для его изменения либо отмены не имелось.
Возражений в отношении правильности расчета начисленных сумм налогов и пени Саперкиным С.А. не представлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о том, что принятый по делу судебный акт апелляционной инстанции основан на ошибочном толковании норм материального права, у суда апелляционной инстанции не было оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 3 декабря 2021 года отменить, оставить в силе решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 13 сентября 2021 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 24 июня 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.