Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Карякина Е.А, судей Бритвиной Н.С, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданные соответственно 28 апреля и 8 июня 2022 года кассационную жалобу Латыпова Р.Р. и кассационное представление исполняющего обязанности прокурора Республики Башкортостан Грязникова А.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 марта 2022 года по административному делу N 2а-846/2021 по административному исковому заявлению прокурора Илишевского района Республики Башкортостан в интересах Латыпова Рамиля Ринатовича и членов его семьи к администрации сельского поселения Яркеевский сельсовет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан, администрации муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан, Министерству строительства и архитектуры Республики Башкортостан, Государственному казенному учреждению Республики Башкортостан "Центр мониторинга аварийного жилищного фонда", Правительству Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия, возложении обязанности включить многоквартирный жилой дом в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Заслушав доклад председательствующего судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационных жалобы и представления, посредством видеоконференц-связи объяснения представителя Латыпова Р.Р. - Шакирова Д.Н, прокурора четвертого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Самаре) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трофимова А.А, представляющего прокуратуру Республики Башкортостан, в поддержку кассационных жалобы и представления, возражения представителя Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан по доверенности Хазиевой Э.М, представителя Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан "Центр мониторинга аварийного жилищного фонда" по доверенности Аминевой Г.М. относительно удовлетворения кассационных жалобы и представления, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Илишевского района Республики Башкортостан (далее - прокурор), действуя в защиту интересов Латыпова Р.Р. (далее также - административный истец) и членов его семьи, не имеющих возможности самостоятельно защитить свои права в силу юридической неграмотности и возраста, обратился в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к администрации сельского поселения Яркеевский сельсовет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан (далее - администрация сельского поселения), администрации муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан, Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, Государственному казенному учреждению Республики Башкортостан "Центр мониторинга аварийного жилищного фонда" (далее - ГКУ "Центр мониторинга аварийного жилищного фонда"). Впоследствии судом произведена замена административного ответчика Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре правопреемником - Министерством строительства и архитектуры Республики Башкортостан (далее - Министерство), а также к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Правительство Республики Башкортостан.
В обоснование административного иска с учётом произведённого уточнения требований указано, что на основании заявления собственника жилого помещения заключением межведомственной комиссии при сельском поселении Яркеевский сельсовет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан (далее - сельское поселение) от 22 декабря 2016 года жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", признано аварийным и непригодным для проживания.
Постановлением главы сельского поселения от 30 апреля 2020 года N 50 жилой дом муниципального жилищного фонда, расположенный по адресу: "адрес", признан аварийным, непригодным для проживания. При этом сроки отселения жителей из указанного аварийного жилого дома не указаны.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 апреля 2019 года N 238 утверждена Адресная программа Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2024 годы (далее - адресная программа), исполнителями которой указаны Госкомитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, ГКУ Республики Башкортостан "Центр мониторинга аварийного жилищного фонда". Сельское поселение является участником адресной программы. В адресную программу подлежат включению дома, признанные аварийными до 1 января 2017 года.
Жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" адресную программу не включен.
Латыпов Р.Р. обращался с заявлением о включении жилого дома в адресную программу в Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, ГКУ "Центр мониторинга аварийного жилищного фонда", во включении в адресную программу ему отказано.
Прокурор, считая права административного истца и членов его семьи нарушенными, просил суд: признать право Латыпова Р.Р. на включение многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", в Адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2024 годы, утверждённую Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 апреля 2019 года N 238; признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Яркеевский сельсовет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан, выразившееся в неисполнении обязанности вынести распоряжение в течении 30 дней со дня получения заключения межведомственной комиссии при сельском поселении Яркеевский сельсовет от 22 декабря 2016 года N 8 о признании жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", аварийным и непригодным для проживания, с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц, а также выразившееся в неуказании в постановлении главы сельского поселения Яркеевский сельсовет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан от 30 апреля 2020 N 50, сроков отселения физических лиц из указанного аварийного жилого дома; возложить на Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан, ГКУ Республики Башкортостан "Центр мониторинга аварийного жилищного фонда" обязанность включить многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", в Адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2024 годы, утверждённую Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 апреля 2019 года N 238; признать незаконным бездействие администрации сельского поселения по размещению в АИС "Реформа ЖКХ" экспертного заключения специализированной организации, проводившей обследование вышеозначенного жилого дома, возложив на администрацию сельского поселения обязанность по размещению в АИС "Реформа ЖКХ" экспертного заключения
специализированной организации.
Решением Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 12 ноября 2021 года административные исковые требования прокурора удовлетворены частично; признано незаконным бездействие администрации сельского поселения Яркеевский сельсовет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан, выразившееся в неисполнении обязанности в течение 30 дней со дня получения заключения межведомственной комиссии от 22 декабря 2016 года N 8 о признании жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", аварийным и непригодным для проживания принять решение о признании многоквартирного дома аварийным; признано право Латыпова Р.Р. на включение многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес" Адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2023 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 апреля 2019 года N 238; на Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан, Государственное казенное учреждение Республики Башкортостан "Центр мониторинга аварийного жилищного фонда" возложена обязанность включить вышеозначенный многоквартирный дом в Адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2023 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 апреля 2019 года N 238. В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 марта 2022 года решение суда первой инстанции отменено в части удовлетворения требований о: признании права Латыпова Р.Р. на включение многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес" Адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2023 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 апреля 2019 года N 238; возложении на Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан, Государственное казенное учреждение Республики Башкортостан "Центр мониторинга аварийного жилищного фонда" обязанности включить вышеозначенный многоквартирный дом в Адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2023 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 апреля 2019 года N 238, в указанной части по делу принято новое решение, которым прокурору отказано в удовлетворении административных исковых требований. В остальной части решение Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 12 ноября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной 20 мая 2022 года и в поданном 8 июня 2022 года кассационном представлении через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Латыпов Р.Р. и исполняющий обязанности прокурора Республики Башкортостан Грязников А.А, выражая несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, ставят вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 марта 2022 года в связи с неправильным применением норм материального права, с оставлением в силе решения суда первой инстанции или направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
В обоснование кассационных жалобы и представления их авторы утверждают, что обжалуемым апелляционным определением суда нарушены права и законные интересы административного истца и членов его семьи, поскольку неисполнение административными ответчиками возложенных на них обязанностей привело к невозможности включения признанного аварийным и непригодным для проживания жилого дома в адресную программу, повторно приведены доводы о наличии возможности внесения административными ответчиками изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие адресную программу, в части включения в неё спорного жилого дома. Дальнейшее проживание означенных лиц в аварийном и непригодном для проживания жилом доме несёт угрозы их жизни и здоровью.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
Министерством и ГКУ "Центр мониторинга аварийного жилищного фонда" принесены письменные возражения относительно доводов кассационных жалобы и представления.
Изучив материалы административного дела, выслушав объяснения явившихся участников, обсудив доводы кассационных жалобы и представления, а также возражения на них, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции по настоящему административному делу не допущено.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из материалов административного дела следует и судами установлено, что жилой дом по адресу: "адрес", состоит из двух квартир: N площадью 42, 4 кв.м - находится в долевой собственности Латыпова Р.Р. и членов его семьи ФИО12, ФИО12, ФИО12; N площадью 41, 7 кв.м - находится в собственности ФИО11
Согласно акту обследования жилого дома от 22 декабря 2016 года N 8 межведомственной комиссией при сельском поселении Яркеевский сельсовет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан проведен осмотр жилого "адрес".
По результатам обследования вынесено заключение от 22 декабря 2016 года N 8 о наличии оснований для признания жилого помещения по адресу: "адрес" аварийным и непригодным для проживания.
В нарушение требований пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее - Положение) постановление об отнесении жилого "адрес" к категории аварийного, непригодного для постоянного проживания принято администрацией сельского поселения лишь 30 апреля 2020 года, при этом постановление не содержит указаний на дальнейшее использование жилого помещения, сроки отселения проживающих лиц.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что имеет место незаконное бездействие администрации сельского поселения, выразившееся в неисполнении обязанности в течение 30 дней со дня получения заключения межведомственной комиссии принять решение о признании многоквартирного дома аварийным, поскольку администрация сельского поселения не совершила действий по проведению технического обследования жилого дома с привлечением специализированной организации, не потребовала от Латыпова Р.Р. получения заключения специализированной организации, не разъяснила последнему необходимость такого обследования, как то предписывает Положение.
Исходя из того, что целью адресной программы является снос аварийного жилья, признанного до 1 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу, а в отношении Латыпова Р.Р. такая цель не достигается ввиду несовершения административными ответчиками всех предусмотренных законом необходимых действий по включению спорного жилого дома в республиканскую адресную программу, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что является обоснованным и подлежит удовлетворению требование прокурора о признании права Латыпова Р.Р. на включение многоквартирного дома в Адресную программу с возложением на Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан, Государственное казенное учреждение Республики Башкортостан "Центр мониторинга аварийного жилищного фонда" обязанности включить спорный многоквартирный дом в адресную программу.
Суд апелляционной инстанции означенные выводы суда первой инстанции признал ошибочными, основанными на неправильном применении норм действующего законодательства, верно указал, что спорный жилой дом признан аварийным постановлением администрации сельского поселения по истечении установленного законом срока для включения в региональную адресную программу, что не позволяет включить спорный жилой дом в означенную программу и признать за Латыповым Р.Р. соответствующее право.
Кроме того, судом апелляционной инстанции верно отмечено, что Министерство не наделено правом на внесение изменений в региональную адресную программу, утвержденную высшим исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан, в связи с чем не соответствует закону избранный административным истцом способ защиты нарушенного права в виде возложения на Министерство обязанности внести изменения в региональную программу, утвержденную постановлением Правительства Республики Башкортостан.
Оснований не согласиться с данными выводами суда апелляционной инстанции судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
На основе исследования представленных доказательств судами достоверно установлено наличие незаконного бездействия администрации сельского поселения, при этом прокурором и административным истцом вопреки требованиям статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлено доказательств нарушения прав Латыпова Р.Р. и членов его семьи со стороны Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан, ГКУ "Центр мониторинга аварийного жилищного фонда", Правительства Республики Башкортостан, в то время как указанными административными ответчиками представлены доказательства соответствия предпринятых ими действий по реализации адресной программы требованиям закона.
Вопреки утверждениям кассаторов в соответствии с абзацем 7 пункта 7 Положения решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом местного самоуправления на основании заключения межведомственной комиссии.
По смыслу указанной нормы датой признания в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является дата принятия органом местного самоуправления соответствующего решения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищного-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Согласно постановлению Правительства Республики Башкортостан от 23 апреля 2019 года N 238, которым утверждена Адресная программа Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2024 годы, на основании данных по аварийному жилищному фонду, представленных органами местного самоуправления Республики Башкортостан, в 2019 году сформирован перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также определены объемы финансирования с учетом расчета средств, необходимых для реализации такой программы. Объём финансирования муниципальных образований Республики Башкортостан, включенных в Адресную программу, рассчитан на момент ее формирования исходя из наличия площади жилых помещений аварийных многоквартирных домов, планируемых к расселению в 2019 - 2025 годах.
Спорный жилой дом признан аварийным по истечении срока, установленного пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищного-коммунального хозяйства" для включения в региональную адресную программу.
При формировании адресной программы в 2019 году, спорный жилой дом не входил в перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, соответственно финансовые средства на указанный дом не закладывались.
Таким образом, включение в адресную программу спорного многоквартирного дома, признанного аварийным после 1 января 2017 года, противоречит требованиям закона, регулирующего спорные правоотношения, и является незаконным.
Изложенное явилось основанием для правильного вывода суда апелляционной инстанции об отмене решения суда в соответствующей части требований и принятия в этой части нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Доводы кассационных жалобы и представления основаны на неверном толковании норм действующего законодательства их подателями, не опровергают выводов суда апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с ними, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенный им судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Латыпова Р.Р. и кассационное представление исполняющего обязанности прокурора Республики Башкортостан Грязникова А.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 6 июля 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.