Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А, судей Орловой И.Н. и Умбетовой Э.Ж, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 13 мая 2022 года кассационную жалобу административного ответчика Евстафьева М.Ю. на решение Центрального районного суда города Оренбурга от 27 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 13 апреля 2022 года по административному делу N 2а-4722/2021 по административному исковому заявлению федерального казённого учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области" об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Евстафьева Максима Юрьевича.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Ляпина Н.А, объяснения посредством видеоконференц-связи административного ответчика Евстафьева М.Ю. и его представителя Илюхина А.А. в обоснование доводов кассационной жалобы и заключение прокурора четвёртого отдела (с дислокацией в г. Самаре, г. Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Макарова Е.Н, полагавшего необходимым оставить обжалуемые судебные постановления без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Федеральное казённое учреждение "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области" (далее - ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении осуждённого Евстафьева М.Ю, освобождаемого из мест лишения свободы, административного надзора на срок три года, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости, с установлением в отношении него административных ограничений в виде: обязательной явки три раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 до 6 часов; запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
В обоснование требований указывалось, что Евстафьев М.Ю. осуждён за совершение тяжкого преступления, за период отбывания наказания в исправительном учреждении зарекомендовал себя с отрицательной стороны, систематически допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания, 5 марта 2021 года признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, с 21 февраля по 17 августа 2018 года состоял на профилактическом учёте как склонный к совершению суицида и членовредительства.
Ленинский районный суд города Оренбурга решением от 27 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 13 апреля 2022 года, удовлетворил административное исковое заявление частично, установив в отношении Евстафьева М.Ю. административный надзор на срок 2 года 6 месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости, с административными ограничениями в виде:
- обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период времени с 23 часов до 6 часов;
- запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
Срок административного надзора, установленного в отношении Евстафьева М.Ю, определено исчислять со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному им месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований судом отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 24 мая 2022 года, административный ответчик Евстафьев М.Ю. просит отменить либо изменить вышеназванные судебные постановления с вынесением нового решения, ссылаясь на необоснованность установления административного надзора и назначения административных ограничений, а также указывая на ненадлежащее исследование судами доводов административного ответчика и представленных доказательств и неправомерный отказ в удовлетворении заявленных ходатайств.
Информация о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 30 мая 2022 года.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Рассмотрев материалы административного дела, заслушав прибывших в суд лиц и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Судами установлено и из материалов административного дела следует, что приговором Ленинского районного суда города Оренбурга от 27 сентября 2017 года, с учётом внесённых апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Оренбургского областного суда от 15 декабря 2017 года изменений, Евстафьев М.Ю. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 327, частью 3 статьи 159, частью 4 статьи 159 (4 эпизода) Уголовного кодекса Российской Федерации. На основании части 3 статьи 69, пункта "б" части 1 статьи 71 Уголовного кодекса Российской Федерации по совокупности преступлений путём частичного сложения наказаний Евстафьеву М.Ю. назначено окончательное наказание в виде лишения свободы на срок 7 лет, со штрафом в размере 1 000 000 рублей, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с коммерческим предоставлением денежных средств другим лицам, на срок 2 года 6 месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима (л.д. 8 - 31, 32 - 38).
Постановлением Центрального районного суда города Оренбурга от 10 декабря 2020 года Евстафьев М.Ю. переведён для дальнейшего отбывания наказания в колонию-поселение сроком на 1 год 6 месяцев 26 дней (л.д. 39 - 40).
Постановлением Ленинского районного суда города Оренбурга от 21 мая 2021 года Евстафьев М.Ю. переведён для дальнейшего отбывания наказания в исправительную колонию общего режима на неотбытый срок основного наказания 1 год 1 месяц 14 дней (л.д. 41).
Из представленных ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области характеристики и справки о поощрениях и взысканиях осуждённого следует, что Евстафьев М.Ю. зарекомендовал себя с отрицательной стороны. За период отбывания наказания имеет 44 взыскания за нарушение порядка отбывания наказания, 25 из которых не сняты и не погашены, имеет 4 поощрения, признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, 21 февраля 2018 года поставлен на профилактический учёт как склонный к совершению суицида и членовредительства (л.д. 5, 6, 7).
Постановлением начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области от 5 марта 2021 года Евстафьев М.Ю. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (л.д. 43).
В соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы" (далее - Закон об административном надзоре) административный надзор как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобождённым из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с данным Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия, а не к мерам ответственности за совершённое правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая в соответствии с частью первой статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации влечёт за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами.
Согласно пункту 1 части 1 и пункту 1 части 3 статьи 3 Закона об административном надзоре, административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобождённого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Поскольку преступление, совершённое Евстафьевым М.Ю, относится к тяжким преступлениям и данных об отмене постановления начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области от 5 марта 2021 года о признании его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания не имеется, суды пришли к обоснованному выводу о необходимости установления в отношении административного ответчика административного надзора.
Срок административного надзора и виды административных ограничений были определены судом с учётом данных о личности административного ответчика, характера и степени общественной опасности совершённых им преступлений, его поведения за весь период отбывания наказания, а также иных заслуживающих внимание обстоятельств.
Как следует из руководящих разъяснений, изложенных в пункте 22 приведенного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15, часть 1 статьи 4 Закона об административном надзоре содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу. Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Вопреки приведенным выше требованиям закона, административный ответчик в обоснование своих возражений не предоставил судам первой и апелляционной инстанций доказательств о несоразмерном ограничении его прав и законных интересов вследствие установления административного надзора и назначения административных ограничений.
Судебное разбирательство в судах обеих инстанций, вопреки доводам жалобы, проведено всесторонне, полно и объективно, на основе принципа состязательности сторон, суды создали все необходимые условия для осуществления сторонами предоставленных им прав. Из материалов административного дела следует, что судами первой и апелляционной инстанций было обеспечено участие Евстафьева М.Ю. посредством видеоконференц-связи в судебных заседаниях (л.д. 106 - 112, 158 - 159), в ходе которых он довёл до суда без каких-либо ограничений позицию по делу, предоставлял необходимые доказательства и заявлял ходатайства. Несогласие административного ответчика с результатами разрешения заявленных им ходатайств не свидетельствует о нарушении судами норм процессуального права и основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений не является.
В целом доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, а выражают несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных ими фактических обстоятельств и основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения состоявшихся по настоящему делу судебных постановлений.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемые судебные акты приняты судами обеих инстанций в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Оренбурга от 27 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 13 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного ответчика Евстафьева М.Ю. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 24 июня 2022 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.