Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сказочкина В.Н, судей Алексеева Д.В, Кувшинова В.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Хайретдинова Марселя Насретдиновича, поданную 12 мая 2022 года на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 марта 2022 года по административному делу N 2а-6242/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан к Хайретдинову М.Н. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В. и данные посредством видеоконференц-связи объяснения представителя Хайретдинова М.Н. - Жихарева Н.В, представителя Межрайонной ИФНС России N 14 по Республике Татарстан Хайруллиной И.И, судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС России N 14 по Республике Татарстан обратилась в суд с административным иском к Хайретдинову М.Н, после уточнения заявив требования о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 610 763 рублей, пени за период с 2 декабря 2020 года по 10 декабря 2020 года в размере 885, 17 рублей, ссылаясь на неисполнение административным ответчиком, являвшимся в 2019 году собственником объектов недвижимости, обязанности по уплате налога. Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлялись налоговое уведомление, требование об уплате налогов, в установленный срок задолженность им не уплачена.
Решением Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 10 декабря 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
При апелляционном обжаловании решения районного суда налоговая инспекция, ссылаясь на перерасчет суммы налога в связи с пересмотром кадастровой стоимости объекта недвижимости, просила взыскать с Хайретдинова М.Н. недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 223 708 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 марта 2022 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение о взыскании с Хайретдинова М.Н. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 223 708 рублей, государственной пошлины в размере 5437, 08 рублей.
В кассационной жалобе административный ответчик Хайретдинов М.Н. просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции, приводит доводы о том, что принадлежащий ему объект недвижимости, расположенный по адресу "адрес", вопреки ссылке суда, не включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, таким образом, в его отношении должна применяться ставка налога не 2 процента, а 0, 5 процента, кроме того, исходя из положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, распоряжение Минземимущества Республики Татарстан от 24 ноября 2018 года N3972-р, которым утвержден Перечень, должно применяться лишь с 1 января 2020 года. Указывает на нарушение его процессуальных прав судом апелляционной инстанции, который отклонил его ходатайство об отложении судебного разбирательства для заключения договора на представление его интересов в суде.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Хайретдинова М.Н. - Жихарев Н.В. доводы кассационной жалобы поддержал. Представитель Межрайонной ИФНС России N 14 по Республике Татарстан Хайруллина И.И. просила отказать в удовлетворении кассационной жалобы за необоснованностью.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований для отмены обжалованного апелляционного определения.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представленных в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Распоряжением Минземимущества Республики Татарстан от 24 ноября 2018 года N 3972-р в соответствии с положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.
Из материалов дела следует, что в указанный Перечень включен объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес", в пределах которого расположено принадлежавшее административному ответчику в 2019 году нежилое помещение с кадастровым номером "данные изъяты".
Оценивая доводы сторон спора, суд апелляционной инстанции исходил из правомерных выводов о том, что ввиду вышеуказанного обстоятельства к названному объекту применимо решение Казанской городской думы от 20 ноября 2014 года N 3-38 "О налоге на имущество физических лиц", которым установлена налоговая ставка в размере 2 процента в отношении объектов налогообложения, включенных в Перечень, учитывая при этом данные о состоявшемся изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" и соответствующем перерасчете налога за 2019 год.
Согласно разъяснениям Минфина России от 13 марта 2017 года N 03-05-04-01/13780 если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости независимо от отсутствия этих помещений в Перечне.
Суд апелляционной инстанции также правомерно признал необоснованными ссылки суда районного суда на возможность применения распоряжения Минземимущества Республики Татарстан от 24 ноября 2018 года N 3972-р лишь с 1 января 2020 года, а не с 1 января 2019 года, так как обстоятельства дела и оцениваемые в совокупности с ними нормы права, подлежащие применению в данном деле, не указывают на такого рода особенности вступления в силу указанного нормативного акта.
Вышеизложенные доводы кассационной жалобы об обратном основаны на неверном понимании норм права. Пункт 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, запрещающий придание обратной силы новому регулированию, ухудшающему положение налогоплательщиков, не предоставляет в рассматриваемом случае оснований для вывода о том, что распоряжения Минземимущества Республики Татарстан от 24 ноября 2018 года должно применяться лишь с 1 января 2020 года.
Доводы заявителя кассационной жалобы об ограничении его в реализации права на судебную защиту не нашли своего подтверждения. Предусмотренных статьями 150-152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации причин для отложения судом апелляционной инстанции рассмотрения дела по жалобе не имелось, административный ответчик участвовал в судебном разбирательстве, давал пояснения по существу спора. Из материалов дела не усматривается несоблюдения судом установленных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации процессуальных требований.
Учитывая правильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, оснований для переоценки его выводов, отмены или изменения апелляционного определения судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Хайретдинова Марселя Насретдиновича - без удовлетворения.
На кассационное определение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 28 июня 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.