Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А, судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 29 апреля 2022 года кассационную жалобу Администрации городского округа Самары на решение Ленинского районного суда города Самары от 6 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 3 декабря 2021 года по административному делу N 2а-1680/2021 по административному исковому заявлению Федоровой Л.Л, Цветковой Д.В, Потопальского И.А. и Потопальской Е.И. об оспаривании распоряжения первого заместителя Главы городского округа Самара от 19 января 2021 года N 29 "О признании многоквартирного дома, расположенного на территории Ленинского внутригородского района городского округа Самара, аварийным и подлежащим сносу".
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Федоровой Л.Л, Цветковой Д.В, Потопальскому И.А. и Потопальской Е.И. на праве общей долевой собственности принадлежит квартира "адрес", кадастровый номер N. Дом по указанному адресу состоит из литер Б, Б1, Б2, Б3, Б4, б, б1, при этом квартира N, принадлежащая административным истцам, соответствуют литерам Б, Б2, б1. Литеры Б1, Б3, Б4, б соответствуют квартире N с кадастровым номером N, принадлежащей на праве собственности ООО "Новое Время" (л.д. 150-158, том 1).
19 ноября 2020 года в Администрацию Ленинского внутригородского района поступило заявление ООО "Новое Время" о проведении заседания межведомственной комиссии по Ленинскому внутригородскому району по вопросу признания жилого дома по адресу: "адрес", кадастровый номер N аварийным и подлежащим сносу (л.д. 142, том 1).
К заявлению приложено инженерно-техническое заключение ООО "ВолгаЭнергоСервис", подготовленное по заявлению ООО "Новое Время", согласно выводам которого здание относится к V группе капитальности. Фактический срок эксплуатации здания составляет более 44 лет. Нарушение правил эксплуатации здания, несвоевременное устранение повреждений привело к разрушению конструкций. Величина износа здания составляет 64 %, следовательно, техническое состояние здания оценивается как недопустимое. Состояние основных конструктивных элементов здания (не подлежащих замене - фундаментов и стен) - недопустимое. Наружные стены не соответствуют требованиям энергоэффективности. В целом здание имеет значительный физический износ и недопустимое состояние. Данное здание относится к категории жилья, непригодного для проживания ввиду значительного морального и физического износа. Целесообразно признать здание аварийным и подлежащим сносу (л.д. 110, 111, том 1).
Заключение ООО "ВолгаЭнергоСервис" подготовлено по жилому дому по адресу: "адрес", литеры Б1, Б3, Б4, б, что подтверждается содержанием данного заключения (л.д. 90, 93, том 1).
10 декабря 2020 года межведомственной комиссией по Ленинскому внутригородскому району города Самары подготовлен протокол N 221 и заключение N 221з, согласно которому комиссия приняла решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома по адресу: "адрес", литеры Б, Б1, Б2, Б3, Б4, б, б1 аварийным и подлежащим сносу (л.д. 136-139, 144-147, том 1).
Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от 19 января 2021 года N 29 "О признании многоквартирного дома, расположенного на территории Ленинского внутригородского района городского округа Самара, аварийным и подлежащим сносу" многоквартирный дом по адресу: "адрес", литеры Б, Б1, Б2, Б3, Б4, б, б1 признан аварийным и подлежащим сносу (далее - распоряжение от 19 января 2021 года N 29, л.д. 148, 149, том 1).
Не согласившись с распоряжением от 19 января 2021 года N 29, административные истцы оспорили его в судебном порядке.
Решением Ленинского районного суда города Самары от 6 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 3 декабря 2021 года, заявленные требования удовлетворены, оспоренное распоряжение признано незаконным.
В кассационной жалобе Администрация городского округа Самара просит об отмене судебных актов, в связи с неправильным применением судами норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам административного дела. Приводит доводы об экономической нецелесообразности капитального ремонта многоквартирного дома ввиду значительного износа, а также о составлении заключения межведомственной комиссии в отношении всего многоквартирного дома, а не его отдельной части.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище, одновременно возлагает на органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2).
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
- ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
- изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей (пункт 33 Положения).
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции (пункт 42 Положения).
В соответствии с пунктом 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
- о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 47 Положения).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что обжалуемое распоряжение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 19 января 2021 года N 29 не соответствует положениям нормативных правовых актов, регулирующих возникшие правоотношения, поскольку оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям проведена в отношении не всего жилого дома, а только его части с литерами Б1, Б3, Б4, б, в связи с чем пришли к правильному выводу о незаконности проведенного обследования межведомственной комиссией.
Доводы кассационной жалобы, полностью повторяющие аргументы апелляционной жалобы, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку. Кроме того, аргументы кассационной жалобы, по сути, выражают несогласие с данной судами оценкой доказательств по делу и установленными обстоятельствами. Между тем суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по переоценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств по делу, отличных от ранее установленных судами.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Самары от 6 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 3 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа Самары - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 27 июня 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.