Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А, судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 18 мая 2022 года кассационную жалобу Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 28 марта 2022 года по административному делу N 2а-3859/2021 по административному исковому заявлению прокурора Шемуршинского района Чувашской Республики в защиту прав и законных интересов Уразаевой А.Г, Шумилова Д.Е, Уразаева А.А, Урзаева А.Т, Байкаловой А.Е, Байкалова Д.А, Байкалова М.А, Байкалова А.В, Доброва В.Г, Добровой Т.В, Герасимовой З.З, Старшова В.П, Кудрявцева Н.Н, Перфилова Е.В, Гордеева И.А, Гордеева А.Ю, Гордеевой Е.Ю, Сорокиной В.И, Сорокина С.Г,, Сорокина А.Г, Миронова И.В, Мироновой Р.В, Гордеева Н.А, Николаевой В.В, Алексеевой Е.В, Юнкерова А.Д, Юнкеровой Е.В, Юнкеровой Т.Д, Мударисовой А.В, Михайловой В.И, Егоровой Г.А, Козлова В.Н, Никина Н.Н, Никиной Н.Д, Никина Н.Н, Смирнова В.Г,, Краснова А.П, Краснова С.А, Красновой Е.А, Кругловой Т.А, Кругловой Д.А, Круглова А.А, Казаковой Н.В, Казакова И.В, Адикиной А.А, Мадюкиной Г, В, Мадюкина А.В, Сычевой С.В, Захаровой М.Р, Одинокова Е.В, Одиноковой О.В,, Одинокова С.Е, Одиноковой Е.Е, Поляковой Л.Л, Полякова Г.Л, Полякова А.Г, Кузнецовой Л.Г, Матросова А.Н, Никифоровой Н.В, Тимофеевой И.Ф, Николаева А.П, Поляковой В.Н, Поляковой К.С, Русаковой Е.Р, Русаковой О.Ю, Мадоишвили И.В, Мадоишвили Г.И, Чернова Н.Н, Эсливанова В.В, Семеновой З.Л,, Павловой Т.З, Васюнина Ю.В, Русаковой Л.П, Емдюкова В.С, Емдюкова С.М, Григорьева В.В. об оспаривании бездействия Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее - Минстрой Чувашии) и Администрации Шемуршинского района Чувашской Республики (далее - Администрация).
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, мнение начальника отдела прокуратуры Чувашской Республики Колчина А.Г, полагавшего апелляционное определение законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Администрации от 30 декабря 2016 года N 226 (с учетом постановления Администрации от 3 ноября 2017 года N 124) признаны аварийными и подлежащими сносу многоквартирные дома, расположенные по адресам: "адрес"; "адрес"; "адрес" (далее - многоквартирные дома, л.д. 48, 49, том 1).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2019 года N 92 утверждена республиканская адресная программа "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации" на 2019 - 2025 годы (далее - республиканская адресная программа).
Перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, приведен в приложении N 1 к настоящей Программе.
Установив факт невключения вышеназванных многоквартирных домов в республиканскую адресную программу, прокурор Шемуршинского района Чувашской Республики обратился в суд с административным иском о признании бездействия административных ответчиков незаконным.
Решением Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 30 ноября 2021 года требования удовлетворены частично, признано незаконным бездействие Администрации по непредставлению в Минстрой Чувашии документов для включения многоквартирных домов в республиканскую адресную программу с возложением соответствующей обязанности. В части заявленных требований к Минстрою Чувашии отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 28 марта 2022 года решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении требований к Минстрою Чувашии. В данной части принято новое решение о признании незаконным бездействия указанного органа, выразившееся в неорганизации работы по внесению в республиканскую адресную программу указанных многоквартирных домов и возложении соответствующей обязанности.
В кассационной жалобе Минстрой Чувашии просит об отмене апелляционного определения в связи с неправильным применением судами норм материального и несоответствием выводов судов обстоятельствам административного дела. Указывает на то, что Министерство не уполномочено на издание соответствующих нормативных правовых актов, связанных со внесением изменений в республиканскую адресную программу, относя данные полномочия к Кабинету Министров Чувашской Республики. Также приводит доводы о том, что финансирование республиканской адресной программы осуществляется за счет средств субсидии и не является расходным обязательством бюджета Чувашской Республики.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт "к" часть 1 статьи 72) жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с данным кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) (статья 1).
Под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 2 Федерального закона N 185-ФЗ).
Требования к региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда содержатся в статье 16 вышеприведенного закона, согласно пункту 1 части 2 которой Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2019 года N 92 утверждена республиканская адресная программа "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации" на 2019 - 2025 годы. Контроль за выполнением вышеуказанного нормативного правового акта возложен на Минстрой Чувашии (пункт 3 названного постановления).
Частично отменяя решение суда первой инстанции и принимая новый судебный акт, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что Минстрой Чувашии, вопреки вышеприведенному правовому регулированию, не организовал надлежащим образом работу по внесению в республиканскую адресную программу вышеназванных многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу, что повлекло нарушение жилищных прав проживающих в них граждан, в связи с чем пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для признания оспариваемого бездействия незаконным.
Вышеприведенные аргументы кассационной жалобы не ставят под сомнение выводы суда апелляционной инстанции, поскольку в соответствии с разделом VIII вышеназванной программы Минстрой Чувашии осуществляет контроль за реализацией республиканской адресной программы, а также организует работу по реализации Программы в пределах своих полномочий, осуществляет общую координацию и мониторинг работ, организует при необходимости формирование нормативно-правовой базы, определяет объемы финансовых средств, предоставляемых органам местного самоуправления из Фонда и республиканского бюджета Чувашской Республики.
Кроме того, аргументы кассационной жалобы выражают несогласие с данной судами оценкой доказательств по делу и установленными обстоятельствами. Между тем суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по переоценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств по делу, отличных от ранее установленных судами.
Таким образом, суд апелляционной инстанций правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленный по делу судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 28 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 30 июня 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.