Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Карякина Е.А, судей Бритвиной Н.С, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 2 июня 2022 года кассационную жалобу Агентства ветеринарии Ульяновской области на решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 1 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 19 апреля 2022 года по административному делу N 2а-1-5/2022 по административному исковому заявлению Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Агентству ветеринарии Ульяновской области, руководителю Агентства ветеринарии Ульяновской области - главному государственному ветеринарному инспектору Ульяновской области Пелевиной Н.И, областному государственному бюджетному учреждению "Новоспасский центр ветеринарии и безопасности продовольствия" о признании незаконным бездействия и отмене распоряжения от 20 декабря 2019 года N 776-р, возложении обязанности восстановить ликвидированные сибиреязвенные захоронения в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил.
Заслушав доклад председательствующего судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, посредством видеоконференц-связи объяснения представителей Агентства ветеринарии Ульяновской области по доверенности Сафонова А.А, Каракозовой Н.Н. в поддержку кассационной жалобы, мнение прокурора четвертого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Самаре) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трофимова А.А, представляющего Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора, об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор (далее - административный истец, прокурор), действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к Агентству ветеринарии Ульяновской области (далее - Агентство), областному государственному бюджетному учреждению "Новоспасский центр ветеринарии и безопасности продовольствия". Впоследствии судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена руководитель Агентства - главный государственный ветеринарный инспектор Ульяновской области Пелевина Н.И.
В обоснование требований прокурором указано, что распоряжением руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области N 776-р от 20декабря 2019 года "О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Инзенского, Николаевского, Кузоватовского, Карсунского, Радищевского, Старокулаткинского, Сурского, Цильнинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении" (далее - распоряжение) принято решение о ликвидации скотомогильников в ст. Рябина и с. Паньшино Радищевского района Ульяновской области, в с.Усть-Кулатка Старокулаткинского района Ульяновской области, организованы мероприятия по ликвидации вышеуказанных скотомогильников как неиспользуемых и безопасных в ветеринарно-санитарном отношении.
Прокурор полагал, что распоряжение является незаконным и подлежащим отмене, поскольку оформленная в соответствии с установленными требованиями ветеринарно-санитарная карточка на скотомогильник (биотермическую яму) содержит сведения о том, что захоронение являются сибиреязвенным, в нем захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1968, 1977 и 1983 годах.
Заместителем Волжского межрегионального природоохранного прокурора руководителю Агентства 31 января 2020 года внесён протест на распоряжение, отклонённый Агентством по результатам его рассмотрения.
Прокурор с учетом произведенного уточнения административных исковых требований просил суд: восстановить срок на обращение в суд с административным исковым заявлением; признать незаконным бездействие Агентства ветеринарии Ульяновской области в непринятии мер по реализации полномочий по организации и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению на территории Ульяновской области, по защите населения Ульяновской области от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, выразившееся в необеспечении безопасности сибиреязвенных захоронений: скотомогильников расположенных в ст. Рябина и с. Паньшино Радищевского района Ульяновской области, в с. Усть-Кулатка Старокулаткинского района Ульяновской области; признать незаконным и отменить распоряжение руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области от 20 декабря 2019 года N 776-р "О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Инзенского, Николаевского, Кузоватовского, Карсунского, Радищевского, Старокулаткинского, Сурского, Цильнинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении" в части, касающейся скотомогильников расположенных в ст. Рябина и с. Паньшино Радищевского района Ульяновской области, в с. Усть-Кулатка Старокулаткинского района Ульяновской области; возложить на Агентство ветеринарии Ульяновской области обязанность обеспечить безопасность сибиреязвенных захоронений, установив ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, обозначить их предупреждающими табличками с надписью "сибирская язва".
Решением Радищевского районного суда Ульяновской области от 1февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 19 апреля 2022 года, административные исковые требования прокурора удовлетворены частично; восстановлен срок на обращение в суд с административным исковым заявлением; признано незаконным бездействие Агентства ветеринарии Ульяновской области в непринятии мер по реализации полномочий по организации и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению на территории Ульяновской области, по защите населения Ульяновской области от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, выразившееся в необеспечении безопасности сибиреязвенного захоронения: скотомогильников расположенных в ст. Рябина и с. Паньшино Радищевского района Ульяновской области, в с. Усть-Кулатка Старокулаткинского района Ульяновской области; признано незаконным распоряжение руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области от 20 декабря 2019 года N 776-р "О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Инзенского, Николаевского, Кузоватовского, Карсунского, Радищевского, Старокулаткинского, Сурского, Цильнинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении" в части, касающейся скотомогильников, расположенных в ст. Рябина и с. Паньшино Радищевского района Ульяновской области, в с. Усть-Кулатка Старокулаткинского района Ульяновской области с даты его вынесения; на Агентство ветеринарии Ульяновской области возложена обязанность обеспечить безопасность сибиреязвенных захоронений - скотомогильников в ст. Рябина и с. Паньшино Радищевского района Ульяновской области, в с.
Усть-Кулатка Старокулаткинского района Ульяновской области: установить ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, сформировать по всему внутреннему периметру канавы, обозначить их предупреждающими табличками с надписью "сибирская язва". В удовлетворении остальной части административных исковых требований прокурору отказано.
В кассационной жалобе, поданной 2 июня 2022 года через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Агентство выражает несогласие с выводами судов об исходящей от спорных объектов биологической опасности, просит отменить вышеуказанные судебные акты ввиду неправильного применения судами норм материального права и нарушения норм процессуального права, принять по делу новое решение об отказе прокурору в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы указано, что прокурор не представил доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц, поскольку объекты, на которые указывает прокурор, не представляют собой источники биологической опасности и не являются сибиреязвенными скотомогильниками (захоронениями). В нарушение требований процессуального закона судами отказано в удовлетворении ходатайства Агентства о назначении судебной экспертизы для выяснения вопроса о наличии биологической опасности спорных объектов.
Податель жалобы полагает, что судом первой инстанции в нарушение требований процессуального закона административное исковое заявление Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора от 30 декабря 2020 года N 03-04-2020/06 зарегистрировано и рассмотрено судом дважды, что влечёт отмену судебных постановлений.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
Изучив материалы административного дела, выслушав явившихся участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Из материалов дела следует и судами установлено, что на территории Ульяновской области ст. Рябина и с. Паньшино Радищевского района, и в с.Усть-Кулатка Старокулаткинского района расположены сибиреязвенные скотомогильники, на которые оформлены ветеринарно-санитарные карточки в соответствии с требованиями пункта 7.3. "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденных Минсельхозпродом России 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469.
Согласно ветеринарно-санитарной карточке в скотомогильнике (биотермической яме) площадью 300 кв.м, расположенном на расстоянии "данные изъяты" км от "адрес", в 1983 год захоронен зольный остаток после сжигания трупа животного, павшего от сибирской язвы. Из актов обследования состояния указанного скотомогильника следует, что его проверка осуществлялась в период с 2015 по 2018 год.
Из ветеринарно-санитарной карточки следует, что в скотомогильнике (биотермической яме) площадью 100 кв.м, расположенном на расстоянии "данные изъяты" км от "адрес", в 1977 год захоронены остатки от сожжения 2 голов молодняка крупного рогатого скота павших от сибирской язвы. Проверка его состояния осуществлялась в 2010, 2015, 2016, 2017, 2018 годах.
Согласно ветеринарно-санитарной карточке в скотомогильнике (биотермической яме) площадью 100 кв.м, расположенном на расстоянии "данные изъяты" км от "адрес", в 1968 году захоронены остатки от сожжения 1 головы молодняка крупного рогатого скота, павшей от сибирской язвы. Проверка его состояния осуществлялась в 2010, 2015, 2016 годах.
Согласно базе данных сибиреязвенных захоронений в Ульяновской области указанные скотомогильники являются сибиреязвенными захоронениями животных.
Решениями Радищевского районного суда Ульяновской области от 8 мая 2008 года на муниципальное образование "Калиновское сельское поселение" возложена обязанность принять меры к постановке на регистрационный учет бесхозяйное имущество - скотомогильники (сибиреязвенное захоронение), расположенные в "данные изъяты" км от "адрес", в "данные изъяты" км от "адрес", возложена обязанность привести указанные скотомогильники в соответствии с требованиями "ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4декабря 1995 года N 13-7-2/469.
За муниципальным образованием "Калиновское сельское поселение" Радищевского района Ульяновской области зарегистрировано право собственности на сибиреязвенные захоронения, назначение: сибиреязвенные захоронения площадью 38, 3 кв.м в "данные изъяты" м западнее "адрес", в "данные изъяты" метрах южнее "адрес". Указанные объекты недвижимости сняты с кадастрового учета 19 и 20 января 2021 года соответственно.
Постановка на регистрационный учет скотомогильника (сибиреязвенного захоронения) в "адрес" не производилась.
На основании распоряжения Агентства ветеринарии Ульяновской области от 20 декабря 2019 года N 776-р "О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Инзенского, Николаевского, Кузоватовского, Карсунского, Радищевского, Старокулаткинского, Сурского, Цильнинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении" организованы и проведены мероприятия по ликвидации как неиспользуемых и безопасных в ветеринарно-санитарном отношении скотомогильников: в ст. Рябина и с. Паньшино Радищевского района Ульяновской области, в с. Усть-Кулатка Старокулаткинского района Ульяновской области.
Согласно актам о проведении ликвидации неиспользуемых сибиреязвенных скотомогильников (захоронения золы после сжигания трупа животного, павшего от сибирской язвы) от 25 декабря 2019 года, 26 декабря 2019 года и 27 декабря 2019 года ликвидированы сибиреязвенные скотомогильники с. Усть-Кулатка, с. Паньшино, ст. Рябина.
31 января 2020 года заместителем природоохранного прокурора руководителю Агентства ветеринарии Ульяновской области внесён протест N07-33-2020 на распоряжение, отклонённый по результатам его рассмотрения.
Разрешая заявленные требования и принимая решение об удовлетворении административных исковых требований прокурора, предъявленных к административным ответчикам, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ликвидация сибиреязвенных скотомогильников противоречит требованиям Санитарно-эпидемиологических правил "СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 мая 2010 года N 56, Федеральному закону от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами права и законные интересы неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды, обеспечения безопасности населения и сельскохозяйственных животных при обращении с биологическими отходами и устранения негативного воздействия биологических отходов на окружающую среду, создает угрозу распространения сибирской язвы, возникновения чрезвычайной ситуации.
Суд апелляционной инстанции согласился с означенными выводами суда первой инстанции, отвергая доводы апелляционной жалобы Агентства, верно указал, что у Агентства отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого распоряжения о ликвидации неиспользуемых скотомогильников, правильно признав несостоятельными доводы административных ответчиков о том, что в спорных скотомогильниках захоронена зола сожженных животных, которая не представляет опасности, а также о том, что ликвидированные места захоронений не являются сибиреязвенными скотомогильниками.
Судебная коллегия кассационного суда соглашается с данными выводами судов, полагая их обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела.
Довод кассационной жалобы о том, что прокурор не представил суду доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц исходящей от объектов биологической опасностью опровергается материалами дела. Лабораторные исследования, по результатам которых установлено отсутствие сибиреязвенного возбудителя в почве захоронений не может свидетельствовать о полной безопасности захоронений, поскольку отсутствуют основания считать, что пробы взяты во всех возможных местах локализации возбудителя сибирской язвы.
Вопреки доводам, содержащимся в жалобе, факт захоронения в скотомогильниках трупов животных, павших от сибирской язвы, установлен ветеринарными карточками.
Утверждение Агентства о том, что захоронение животных, павших от сибирской язвы, производилось путем сжигания, не свидетельствует о наличии оснований для ликвидации сибиреязвенных скотомогильников, поскольку захоронения зольных остатков павших от сибирской язвы животных считаются сибиреязвенными захоронениями, являются почвенными очагами сибирской язвы, представляющими эпизоотолого-эпидемиологическую опасность и не подлежат ликвидации вне зависимости от срока давности формирования захоронения. При отклонении от установленных правил сжигания трупов животных в зольном остатке могут сохраняться жизнеспособные споры возбудителя сибирской язвы.
Кроме того, согласно пункту 3.9 Методических рекомендаций МР 3.1.0232-21. Профилактика инфекционных болезней. Определение эпидемиологической опасности почвенных очагов сибирской язвы, утвержденных Роспотребнадзором 1 марта 2021 года, выделяют следующие способы захоронений трупов и останков животных, павших от сибирской язвы:
- неорганизованные сибиреязвенные захоронения (далее - СЯЗ) (стихийные захоронения, в т.ч. зарывание в почву без сожжения);
- организованные СЯЗ (старые скотомогильники с захоронением в земляных ямах, скотомогильники с захоронением зольных останков без информации о способе сожжения, скотомогильники с захоронением в яме после сожжения в крематории/печи, биотермические ямы).
По способам захоронений максимальную потенциальную опасность представляют собой "моровые поля", неорганизованные СЯЗ, в т.ч. вновь выявленные и произведенные без участия ветеринарных специалистов. Средняя опасность характерна для СЯЗ, организованных в 1950 - 1995 гг, а также земляных ям с захоронением зольных останков сожженных животных. Минимальную опасность представляют биотермические ямы (ямы Беккари).
Таким образом, названные Методические рекомендации рассматривают скотомогильники с захоронением зольных останков без информации о способе сожжения как имеющие среднюю опасность, что подтверждает правильность выводов судов.
Указания в жалобе на то, что спорные захоронения не представляют собой источники биологической опасности опровергаются материалами дела, не опровергают выводов судов о том, что данные захоронения являются сибиреязвенными и не подлежали ликвидации, а также не свидетельствуют о законности оспариваемого распоряжения Агентства.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами неправомерно отклонено ходатайство о назначении по административному делу судебной экспертизы, основанием для отмены судебных актов не являются, поскольку назначение по делу судебной экспертизы в силу положений статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является правом, а не обязанностью суда, который в данном споре не усмотрел оснований для проведения экспертизы.
Ссылок на какие-либо иные обстоятельства, которые остались за пределами внимания судов первой и апелляционной инстанций, в кассационной жалобе не содержится.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с ними, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенные ими судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 1 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 19 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Агентства ветеринарии Ульяновской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 12 июля 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.