Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Осиповой С.К.
судей Тарасовой С.М, Кириченко А.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан на решение Менделеевского районного суда Республики Татарстан от 16 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 14 марта 2022 г. по гражданскому делу N 2-650/2021 по иску Прокурора Менделеевского района Республики Татарстан к исполнительному комитету Менделеевского муниципального района Республики Татарстан о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления и водного законодательства.
Заслушав доклад судьи Осиповой С.К, выслушав прокурора Шестого отдела Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кушнирчук А.И,, полагавшей судебные акты не подлежащими отмене, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
прокурор Менделеевского района Республики Татарстан обратился с заявлением о возложении на исполнительный комитет Менделеевского муниципального района Республики Татарстан обязанности устранить нарушения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления и водного законодательства, ссылаясь на то, что по результатам проверки, проведенной прокуратурой Менделевского района, выявлено, что на территории города Менделеевска два земельных участка, отнесенные к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием "речной порт", используются для выгрузки и складирования нерудных строительных материалов, вывоз которых осуществляется грузовым транспортом по дороге местного значения - к городскому пляжу, которая расположена в водоохранной зоне реки "Кама", и является грунтовой без твердого покрытия.
Однако в границе водоохранной зоны организация движения грузовых транспортных средств по автомобильной дороге, не имеющей твердого покрытия, является нарушением водного законодательства, поскольку препятствует достижению цели предотвращения загрязнения, засорения, заиления водного объекта и истощения вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Решением Менделеевского районного суда Республики Татарстан от 16 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 14 марта 2022 г, иск прокурора удовлетворен. На исполнительный комитет Менделеевского муниципального района Республики Татарстан возложена обязанность устранить выявленные нарушения общих принципов организации местного самоуправления и водного законодательства, обеспечить безопасное дорожное движение на автомобильной дороге местного значения - подъезд к городскому пляжу, обеспечить соответствие состояния дороги при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам, организовать в границе водоохранной зоны движение транспортных средств по автомобильной дороге с твердым покрытием.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании обращения Ильясовой Е.В, согласно которому происходит разрушение и загрязнение дорожного полотна по улице Набережная и спуске к ул. Красная - подъезд к городскому пляжу, прокуратурой Менделеевского района проведена проверка исполнения исполкомом Менделеевского района законодательства об общих принципах организации местного самоуправления и водного законодательства и установлено следующее.
В соответствии с постановлением исполнительного комитета Менделеевского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения и уличной дорожной сети Менделеевского муниципального района РТ. Автомобильная дорога идентификационный N - подъезд к городскому пляжу, порядковый N длиной 0, 5 км, входит в вышеуказанный перечень дорог общего пользования и состоит на балансе казны Менделеевского муниципального района РТ.
Согласно техническому паспорту автомобильной дороги - подъезд к городскому пляжу "адрес", данная дорога относится к городским улицам местного значения в жилой застройке и проходит в пересеченной местности, начинается от "адрес" и проходит до грузового порта "адрес", общая протяженность которой составляет 500 метров.
Согласно ответа исполкома Менделеевского района за N от ДД.ММ.ГГГГ дорога к грузовому порту имеет грунтовый тип с щебеночным покрытием без устройства дорожного пирога.
Согласно договорам аренды N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ, два земельных участка - населенных пунктов с разрешенным использованием "Речной порт" площадями 10 559 кв.м и 4 282 кв.м предоставлены в аренду сроком на 25 лет ООО "Торговый дом "Тайпан".
ООО "ТД "Тайпан" осуществляет услуги по перевозкам грузовым автомобильным транспортом.
Территория указанных двух земельных участков используется для выгрузки и складирования нерудных строительных материалов (общераспространенных полезных ископаемых - песок, щебень, гравий и т.д.).
Вывоз нерудных строительных материалов с территории грузового порта осуществляет ООО "Боярин". Указанные два общества - ООО "ТД Тайпан" и ООО "Боярин" являются аффилированными лицами.
Судом установлено, что автомобильная дорога - подъезд к городскому пляжу "адрес", фактически расположена в водоохранной зоне реки "Кама".
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление прокурора Менделевского района, исходил из материалов проверки прокуратуры и пришел к выводу о ненадлежащем содержании исполкомом Менделеевского района автомобильной дороги - подъезд к городскому пляжу "адрес", которая начинается от "адрес" и заканчивается возле грузового порта "адрес", в части её соответствия установленным техническим регламентам и другим нормативным документам, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в связи с эксплуатацией тяжелым грузовым транспортом, перевозящим строительный материал.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судами правильно применены нормы материального и процессуального права.
Довод кассационной жалобы о том, что действующим законодательством не предусмотрена классификация дороги с "твердым покрытием" основан на неверном толковании норм права.
Так в соответствии с подпунктом 4 пункта 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
На основании Методологических положений по статистике транспорта, утвержденных Приказом Росстата от ДД.ММ.ГГГГ N (разд. 4), в зависимости от типа покрытия автомобильные дороги разделяются на автомобильные дороги с твердым покрытием и грунтовые автомобильные дороги.
Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден и введен в действие "данные изъяты" (далее - Свод правил).
Согласно п. 3.47 Свода правил, твердое покрытие представляет собой дорожное покрытие в составе дорожных одежд капитального, облегченного и переходного типов.
Согласно п. 8.4 Свода правил дорожные одежды подразделяются на следующие типы в зависимости от видов покрытий:
1. Капитальные:
- цементобетонные монолитные;
- железобетонные, монолитные и сборные или из предварительно напряженного железобетона, армобетонные сборные и монолитные;
- из асфальтобетонных смесей, в том числе щебеночно-мастичных.
2. Облегченные:
- из асфальтобетонных смесей;
- из органоминеральных смесей;
- из щебеночных (гравийных) материалов, обработанных органическим вяжущим.
3. Переходные:
- из щебеночно-гравийно-песчаных смесей;
- из грунтов и малопрочных каменных материалов, укрепленных вяжущими;
- из грунтов, укрепленных различными вяжущими и местными материалами;
- из булыжного и колотого камня (мостовые).
Исходя из определения "главной дороги" в п. 1.2 ПДД РФ к твердому покрытию относятся асфальто- и цементобетон, каменные материалы и т.п.
Таким образом, под твердым покрытием автомобильных дорог понимается усовершенствованное покрытие (цементобетонное, асфальтобетонное, из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами) и покрытие переходного типа (из щебня и гравия (шлака), не обработанных вяжущими материалами, каменные мостовые; из грунтов и местных малопрочных материалов, обработанных вяжущими материалами)).
Дорожные одежды и толщины отдельных слоев должны обеспечивать безопасность дорожного движения, прочность, надежность, долговечность и морозоустойчивость всей конструкции. (п. 8.5 Свода правил).
При расчете дорожных одежд на прочность учитывают перспективную интенсивность движения автомобилей различных типов, которую следует приводить к интенсивности воздействия расчетной нагрузки на одну наиболее нагруженную полосу проезжей части.
В качестве расчетной следует применять нормативную нагрузку в случаях, если предполагается движение транспортных средств с осевой нагрузкой, превышающей нормативную более чем на 5%, в количестве, не превышающем 5% суммарной интенсивности движения грузовых автомобилей и автобусов. (п 8.6 Свода правил).
Нормативную нагрузку назначают в соответствии с пунктом 8.1.
Как установлено судом, спорная дорога имеет грунтовый тип с щебеночным покрытием без устройства дорожного пирога.
Довод кассационной жалобы о том, что спорная дорога расположена на расстоянии более 700 метров от акватории "адрес", не подтвержден какими-либо доказательствами и не может повлечь отмену правильного решения суда.
Так материалами дела подтверждается и не оспаривалось ответчиком, что общая протяженность спорной дороги составляет 500 метров и используется она как подъезд к городскому пляжу, к речному порту.
Согласно государственному водному реестру река Кама имеет длину водотока 1 805 км, ширина ее водоохранной зоны составляет 200 м.
Согласно публичной кадастровой карте (л.д. 40), дорога "подъезд к городскому пляжу" общей протяженностью 500 метров" проходит извилисто и параллельно реке внутри границ 200-метровой зоны.
Согласно договора аренды N от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером N и договора аренды N от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером N, оба земельных участка находятся в охранной зоне с особыми условиями использования территории, частично в водоохранной зоне Нижнекамского водохранилища и частично в прибрежной защитной полосе Нижнекамского водохранилища.
Таким образом, довод представителя ответчика о том, что спорная дорога не расположена в водоохранной зоне несостоятелен.
С учетом изложенного, оспариваемые судебные постановления отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Менделеевского районного суда Республики Татарстан от 16 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 14 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан - без удовлетворения.
Председательствующий С.К.Осипова
Судьи С.М.Тарасова
А.Д.Кириченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.