Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В.
судей Бросовой Н.В, Петровой И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Корнилова Николая Викторовича на решение Арского районного суда Республики Татарстан от 17 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 24 февраля 2022 года по гражданскому делу N 2-733/2021 по иску Корнилова Николая Викторовича к Исполнительному комитету Арского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету муниципального образования "город Арск" Арского муниципального района Республики Татарстан, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о включении в специализированную очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "ветеран боевых действий", восстановлении порядкового номера в очереди, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Корнилов Н.В. обратился в суд с иском к Исполнительному комитету Арского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету муниципального образования "город Арск" Арского муниципального района Республики Татарстан, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о включении в специализированную очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "ветеран боевых действий", восстановлении порядкового номера в очереди по тем основаниям, что апелляционным определением Верховного Суда Республики Татарстан от 16 марта 2020 года решение Арского районного суда Республики Татарстан от 09 декабря 2019 года по делу N 2-906/2019 было отменено, с принятием нового решения о частичном удовлетворении иска Корнилова Н.В, постановление исполнительного комитета города Арск Арского муниципального района РТ от 01 июля 2019 года N 308 о снятии Корнилова Н.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий признано незаконным, возложена обязанность на исполнительный комитет города Арск Арского муниципального района устранить нарушения жилищного законодательства при постановке Корнилова Н.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако Корнилов Н.В. восстановлен в общей очереди, а не в очереди для отдельной категории граждан - участников боевых действий, и соответственно, порядковый номер изменен и по отношению к той очереди, в которой он стоял до снятия с учета, порядковый номер очереди увеличился, что привело к нарушению прав на улучшение жилищных условий. Полагает, что при исполнении ответчиком Апелляционного определения Верховного Суда Республики Татарстан от 16 марта 2020 года был нарушен порядок постановки Корнилова Н.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории "ветеран боевых действий", выразившийся в постановке на учет в общей очереди, а не в специальной очереди.
Просит обязать восстановить его в той очереди и под тем порядковым номером, в которых Корнилов Н.В. состоял до вынесения Исполнительным комитетом Арского муниципального района постановления о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий N 308 от 01 июля 2019 года.
Решением Арского районного суда Республики Татарстан от 17 ноября 2021 года в исковых требованиях Корнилова Николая Викторовича к Исполнительному комитету Арского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету муниципального образования "город Арск" Арского муниципального района Республики Татарстан, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о включении в специализированную очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "ветеран боевых действий", восстановлении порядкового номера в очереди, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 24 февраля 2022 года решение Арского районного суда Республики Татарстан от 17 ноября 2021 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной заявителем Корниловым Н.В, ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об удовлетворении требований.
От Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан поступили возражения.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, Корнилов Н.В. является ветераном боевых действий, участвовал в боевых действиях на территории Республики Чечня, что подтверждается справкой военного комиссариата Арского и Атнинского районов Республики Татарстан, удостоверением N, имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах".
На основании заявления Корнилова Н.В. от 18 августа 2004 года о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении, решением заседания исполкома Арского поселкового совета народных депутатов от 25 ноября 2004 года Корнилов Н.В. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как участник боевых действий.
Постановлением Исполнительного комитета г. Арск Арского муниципального района Республики Татарстан N 308 от 1 июля 2019 года Корнилов Н.В. на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, признана утратившей силу архивная выписка из протокола N 48 заседания исполкома Арского поселкового совета народных депутатов от 25 ноября 2004 года.
Решением заседания общественной жилищной комиссии при Арском районном исполнительном комитете от 8 июля 2019 года Корнилов Н.В. исключен из списка ветеранов боевых действий, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года.
Решением Арского районного суда Республики Татарстан от 9 декабря 2019 года в удовлетворении иска Корнилова Н.В. о признании постановления о снятии его с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным и возложении обязанности восстановить на учете отказано.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Татарстан от 16 марта 2020 года указанное решение отменено, принято новое решение, которым иск Корнилова Н.В. удовлетворен частично. Постановление Исполнительного комитета г. Арск Арского муниципального района Республики Татарстан от 1 июля 2019 года N 308 о снятии Корнилова Н.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий признано незаконным. На Исполнительный комитет г. Арск Арского муниципального района Республики Татарстан возложена обязанность устранить нарушения жилищного законодательства при постановке Корнилова Н.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Во исполнение вышеуказанного апелляционного определения Верховного Суда Республики Татарстан от 16 марта 2021 года, решением общественной жилищной комиссии при исполнительном комитете Арского муниципального района от 7 июля 2020 года Корнилов Н.В. включен в сводный список граждан, вставших на жилищный учет после 1 января 2005 года, нуждающихся в улучшении жилищных условий, дата включения в список - 14 сентября 2010 (дата регистрации по адресу: "адрес"), номер очередности - 10.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции исходил из того, что в период с 2006 по 2010 года у Корнилова отсутствовала нуждаемость в улучшении жилищных условий, так как уровень его обеспеченности общей площадью жилого помещения в данный период составлял более установленной в 18 кв. м учетной нормы. Корнилов Н.В. был снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований, дающих ему право на получение жилого помещения по договору социального найма. Поскольку с 14 сентября 2010 года он вновь является нуждающимся в улучшении жилищных условий, он был включен в сводный список как гражданин, вставший на учет после 1 января 2005 года.
Так, на момент обращения с заявлением о постановке на учет Корнилов Н.В. вместе с матерью, отцом и сестрой проживал в "адрес", общей площадью 30, 7 кв. м, жилой 20, 2 кв. м.
С 14 апреля 2006 по 14 сентября 2010 года истец был зарегистрирован в доме по адресу: "адрес", общей площадью 42, 1 кв. м, до 2009 года по указанному адресу было зарегистрировано 2 человека, с 16 января 2009 года по 14 сентября 2010 года - был зарегистрирован только истец.
17 июня 2011 года истцом была продана 1/3 доля в праве собственности на вышеуказанный жилой дом, полученная им в порядке наследования, в связи с чем он мог быть поставлен на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по прошествии пяти лет со дня совершения намеренных действий по отчуждению доли в праве собственности на недвижимое имущество. Однако, он был включен в сводный список граждан, вставших на учет после 1 января 2005 года, - с 14 сентября 2010 года, в настоящий момент номер очереди - 6.
При указанных обстоятельствах, поскольку нарушение прав истца действиями ответчиков не установлено, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на Исполнительный комитет Арского муниципального района Республики Татарстан обязанности восстановить Корнилова Н.В. в той очереди и под тем порядковым номером, в которых он состоял до снятия его с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
С этим выводом согласился суд апелляционной инстанции, указав.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы судов двух инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения (статьям 49, 50, 51, 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьям 3, 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах"), и обстоятельствам данного гражданского дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергли.
Доводы кассационной жалобы, что судами не учтено, что истец состоял в списке нуждающихся в жилом помещении с 2004 года, а снятие его с учета в 2019 году признано незаконным, неправомерно посчитали что на 2010 год он был обеспечен жилой площадью более нормы предоставления, неправильно установлены обстоятельства, основаны на неверном толковании норм права, а также на оценке доказательств. К тому же данные доводы были предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции соглашается.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судами и не получили правовую оценку.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Арского районного суда Республики Татарстан от 17 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 24 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Корнилова Николая Викторовича без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Н.В. Бросова
И.И. Петрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.