Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Балакиревой Е.М, судей Кизирбозунц Т.Т, Петровой И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главы администрации Муниципального образования "Большенагаткинское сельское поселение" Цильнинского района Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 14 сентября 2021 г, с учетом определения об исправлении описки от 19 ноября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 08 февраля 2022 г. по гражданскому делу N2-3-343/2021 по иску и.о. прокурора Цильнинского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования "Цильнинский район" Ульяновской области, администрации Муниципального образования "Большенагаткинское сельское поселение" Цильнинского района Ульяновской области о возложении обязанности создать условия для обеспечения жителей с. Большое Нагаткино Цильнинского района Ульяновской области услугами бытового (банного) обслуживания.
Заслушав доклад судьи Кизирбозунц Т.Т, выслушав представителей ответчика Тимирзина Н.Н, Пойлову Н.Н, прокурора Хлебникову Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Цильнинского района Ульяновской области обратился в Ульяновский районный суд Ульяновской области с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению администрация муниципального образования "Цильнинский район" Ульяновской области, муниципальному учреждению администрация муниципального образования "Большенагаткинское сельское поселение" Цильнинского района Ульяновской области о возложении обязанности создать условия для обеспечения жителей с. Большое Нагаткино Цильнинского района Ульяновской области услугами бытового (банного) обслуживания.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Цильнинского района Ульяновской области проведена проверка по обращению депутата в интересах жителей с. Большое Нагаткино по вопросу отсутствия в селе общественной бани, в ходе которой установлено, что в с. Большое Нагаткино Цильнинского района Ульяновской области по состоянию на 01 января 2021 г. проживает 5 303 жителей, отсутствие общественной бани в селе нарушает их права.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N131-Ф3 "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного самоуправления относится создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания. Согласно пункту 18 части 1 статьи 15 названного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания. К объектам бытового обслуживания относится, в том числе, банно-оздоровительный комплекс, баня.
На территории с. Большое Нагаткино Цильнинского района деятельность общественной бани, расположенной по "адрес" приостановлена с ДД.ММ.ГГГГ в связи с аварийным состоянием здания на основании предписания Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ N.
На территории р.п. Цильна Цильнинского района имеется общественная баня, расположенная по "адрес", однако для обслуживания двух населенных пунктов её недостаточно, кроме того, она находится на значительном удалении от с. Большое Нагаткино.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, прокурор просил обязать ответчиков создать условия для обеспечения жителей с. Большое Нагаткино Цильнинского района Ульяновской области услугами бытового (банного) обслуживания в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 14 сентября 2021 г. постановлено: исковые требования и.о. прокурора Цильнинского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению администрация муниципального образования "Большенагаткинское сельское поселение" Цильнинского района Ульяновской области об обязании создать условия для обеспечения жителей с. Большое Нагаткино Цильнинского района Ульяновской области услугами бытового (банного) обслуживания удовлетворить. Обязать муниципальное учреждение администрация муниципального образования "Большенагаткинское сельское поселение" Цильнинского района Ульяновской области создать условия для обеспечения жителей с.Большое Нагаткино Цильнинского района Ульяновской области услугами бытового (банного) обслуживания в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении иска и.о. прокурора Цильнинского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению администрация муниципального образования "Цильнинский район" Ульяновской области об обязании создать условия для обеспечения жителей с.Большое Нагаткино Цильнинского района Ульяновской области услугами бытового (банного) обслуживания отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 08 февраля 2022 г. решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 14 сентября 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене решения первой инстанции и апелляционного определения как незаконных и необоснованных, принятых с нарушением норм материального и процессуального права в виду
Представители ответчика Тимирзин Н.Н, Пойлова Н.Н. просили состоявшиеся судебные постановления отменить. В настоящее время организован подвоз жителей с. Большое Нагаткино Цильнинского района Ульяновской области к банному комплексу, объявлен конкурс на предоставление указанных услуг.
В судебном заседании прокурор Хлебникова Е.В. полагала состоявшиеся решение и апелляционное определение законными и обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Судебная коллегия определиларассмотреть кассационную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив изложенные в жалобе доводы, выслушав лиц, участвовавших в деле, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Подобных нарушений в настоящем деле по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Судебными инстанциями установлено, что в с. Большое Нагаткино Цильнинского района Ульяновской области по состоянию на 01 января 2021 г. проживает 5 303 жителей, вместе с тем, услуги общественной бани на территории поселка не оказываются.
В с. Большое Нагаткино Цильнинского района деятельность общественной бани, расположенной по адресу: "адрес", приостановлена в связи с аварийным состоянием здания с 11 ноября 2020 г. на основании приказа муниципального унитарного предприятия бытового обслуживания Цильнинского района Ульяновской области от 10 ноября 2020 г. N, изданного во исполнение предписания Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ N.
Ранее здание общественной бани находилось в хозяйственном ведении муниципального унитарного предприятия бытового обслуживания Цильнинского района Ульяновской области.
В настоящее время здание бани числится в реестре муниципального имущества муниципального образования "Цильнинский район" Ульяновской области и включено в прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2021 г. и плановый период 2022 -2023 г. на основании решения Совета депутатов муниципального образования "Цильнинский район" Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ N.
Суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Приказом Госстандарта от 31 января 2014 г. N14-ст, распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 г. N2496-р "Об утверждении кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, и кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам", Постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N78, Строительными нормами и правилами СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска прокурора Цильнинского района Ульяновской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Большенагаткинское сельское поселение" Цильнинского района Ульяновской области о возложении обязанности создать условия для обеспечения жителей с. Большое Нагаткино услугами бытового (банного) обслуживания.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с указанными выводами.
В соответствии с Приложением Д "Нормы расчета учреждений, организаций и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков" необходимость наличия бани в сельском поселении устанавливается исходя из расчета 7 помывочных мест на 1 тысячу жителей, в городском поселении - 5 помывочных мест на 1 тысячу жителей. В поселениях, обеспеченных благоустроенным жилым фондом, нормы расчета вместимости бань и банно-оздоровительных комплексов на 1 тысячу человек допускается уменьшать до 3 помывочных мест.
Согласно статье 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья представляет собой систему различных мер, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья каждого человека. При этом одним из способов профилактики возникновения и (или) распространения заболеваний является проведение санитарно-технических, санитарно-гигиенических мероприятий, в том числе посредством создания для населения условий для соблюдения правил личной гигиены.
С учетом изложенного, суды, установив, что в с. Большое Нагаткино Цильнинского района с 11 ноября 2020 г. не предоставляются услуги общественной бани, пришли к обоснованному выводу о наличии у администрации поселения обязанности по созданию условий для бытового обслуживания населения с. Большое Нагаткино Цильнинского района в части предоставления банных услуг.
Выводы в судебных постановлениях мотивированы и кассационной жалобой по существу не опровергнуты, так как нарушений норм материального или процессуального права из материалов дела по доводам кассационной жалобы не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам, суд кассационной инстанции не наделён.
Доводам о необоснованности применения Приложения "Д" СП 42.133330.2016, судом апелляционной инстанции дана надлежащая оценка, не согласиться с которой у судебной коллегии Шестого кассационного суда общей юрисдикции оснований не имеется.
При этом не может быть признана обоснованной ссылка подателя кассационной жалобы на недоказанность истцом потребности населения поселения в предоставлении банных услуг и негативного влияния их отсутствия на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, поскольку установлено, что в с.Большое Нагаткино имеются частные домовладения, в которых отсутствуют собственные бани, кроме того, банные услуги являются востребованы и у жителей, проживающих в квартирах, Вопреки доводам кассационной жалобы о том, что возложение на администрацию поселения обязанности по предоставления населению банных услуг является прямым вмешательством в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов, относящихся к ее исключительной компетенции, решение суда прав ответчика не нарушает, поскольку судебные акты не содержат прямого указания на совершение административным ответчиком конкретных действий, а указывают лишь на необходимость исполнения администрацией требований федерального законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и соблюдения конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятные и безопасные условия проживания и жизнедеятельности.
Доводы подателя кассационной жалобы о нераспространении на спорные правоотношения СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" не влечет признание судебных актов незаконными, поскольку добровольность применения стандартов не исключает обязанность органов местного самоуправления по обеспечению исполнения требований федерального законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и создания условий для обеспечения жителей поселения услугами бытового обслуживания.
Не влекут отмену судебных актов и доводы кассационной жалобы о их неисполнимости ввиду отсутствия в них указания на конкретные действия, которые необходимо совершить для надлежащего исполнения решения, поскольку действующим законодательством не установлено каким способом предусмотренная Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ обязанность создания органами местного самоуправления условий для обеспечения жителей поселения услугами бытового обслуживания должна быть исполнена. Следовательно, органы местного самоуправления вправе самостоятельно избирать способ, которым указанная обязанность может быть реализована с учетом конкретных обстоятельств.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
С учётом изложенного, судебная коллегия не находит предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 14 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 08 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Главы администрации Муниципального образования "Большенагаткинское сельское поселение" Цильнинского района Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий Е.М. Балакирева
Судьи: Т.Т. Кизирбозунц
И.И. Петрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.